Глава Правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение, которым принял предложение Минтранса России и правительства Санкт-Петербурга о начале строительства в 2005 году морского пассажирского терминала, предназначенного для развития морского туризма в регионе.
Новый морской пассажирский вокзал будет построен на Васильевском острове. Правительство выделит на эти цели около 180 млн. долларов из федерального бюджета. С появлением нового терминала ежегодный доход от пребывания морских туристов в Северной столице удвоится, тем самым была поддержана идея губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко превратить Северную столицу в один из крупнейших туристических центров России.
Ожидается, что на новом вокзале можно будет принимать круизные суда класса "миллениум" , на которых располагается до 3 тысяч человек, и паромы длиной до 300 метров. К продвижению проекта строительства морского вокзала правительство Санкт-Петербурга приступило весной прошлого года. Существующий пассажирский вокзал, которым управляет ЗАО "Морской вокзал" , не способен принимать суда длиной больше 200 метров. Это связано как с устаревшей инфраструктурой, так и с недостаточной глубиной морского канала. Морские лайнеры с иностранными туристами вынуждены швартоваться в грузовом порту, что мешает основной работе по перевалке грузов. Ежегодные убытки ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" от швартовки круизных лайнеров составляют около 1 млн. долларов. Туристы же недовольны тем, что, прибывая в один из красивейших городов мира, они оказываются среди контейнеров и подъемных кранов. И вот теперь проект строительства нового морского терминала получил поддержку.
Как рассказал президент ООО "Морской фасад" Серик Жусупов, в июле этого года в Финском заливе начнутся дноуглубительные работы, а сам пассажирский терминал вступит в строй в 2008 году. По его словам, на сегодняшний день общая стоимость проекта оценивается в 2 млрд. долларов. В эту сумму входят работы по намыву новой территории площадью 450 га, из которых на площади 146 га будет построен пассажирский порт с двухкилометровой причальной стенкой, способной принять одновременно семь крупногабаритных круизных пассажирских судов длиной более 300 м. Остальные 304 га будут использоваться под новое строительство - здесь планируется возвести жилые дома, гостиницы, бизнес центры. Серик Жусупов также сообщил, что в этом году из федерального бюджета на проведение дноуглубительных работ будет выделено 600 млн. рублей. А всего, по предварительным оценкам специалистов, общая стоимость пассажирского терминала превышает 500 млн. долларов. Чтобы получить недостающие средства, авторы проекта намерены привлечь инвесторов. Проект обещает быть прибыльным, ведь только за счет увеличения потока туристов городской бюджет предполагается пополнить на 80 млн. долларов.
С энтузиазмом восприняли информацию о начале строительства нового морского пассажирского вокзала и представители туристических компаний.
"У морского туризма с остановкой в Санкт-Петербурге хороший потенциал. Если в 2003 году число морских туристов составляло 200 тысяч человек, то уже в 2004 году их стало более 300 тысяч. При этом каждый турист, попавший в город, тратит от 100 до 200 долларов ежедневно. Полностью загрузить новый морской вокзал можно уже к 2010 году" , - считает гендиректор "Арктур Трэвел" Александр Пошивай.
Ожидается, что строительство терминала позволит не только освободить грузовой порт от мешающих работе пассажирских судов, но и привлечь дополнительно еще около 1 млн. туристов.С появлением нового вокзала ежегодный доход от пребывания морских туристов в Санкт-Петербурге удвоится и составит 70 млн. долларов. При этом 10 процентов от этой суммы - около 7 млн. долларов - получит федеральный бюджет.