ФАС ПРОТИВ МОНОПОЛИЙ

Одной из главных причин замедления экономического роста в России сегодня называют высокие цены на бензин, которые опережают в этом году инфляцию. Вина здесь, считают эксперты, во многом лежит на нефтяных монополиях. Защищать конкурентный рынок страны должно антимонопольное законодательство.

Но как заявил недавно глава Федеральной антимонопольной службы: "Пока у нас в руках соломенная шпага!" Поменять ее на настоящее оружие призваны изменения в антимонопольное законодательство, которые подготовила недавно ФАС. В декабре эти проекты будут представлены правительству.

Прошло тринадцать лет с момента принятия Закона о конкуренции. С тех пор в стране значительно изменилась экономическая ситуация, появились новые изощренные формы ухода от налогов, раздела товарных рынков, недобросовестной конкуренции. Учитывая все это, федеральная антимонопольная структура разработала два проекта федеральных законов - "О защите конкуренции" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Оба эти проекта органически связаны между собой. В чем их суть?

Помощь должна быть открытой

Самая большая законодательная новация - запрет на оказание государственной помощи. Под ней понимаются любые индивидуальные льготы и преимущества, которые избирательно предоставляются органами государственной власти или местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам. Такая практика порочна и не соответствует принципам рыночных отношений, свободной конкуренции.

Правда, сделаны и некоторые исключения. Если, к примеру, такая помощь предусмотрена бюджетами того или иного уровня, то она законопроектом разрешена. То есть льготы и преимущества, если в них есть необходимость, должны распределяться открыто и на конкурсной основе. Исключения очень ограниченны.

Кто доминирует на рынке...

Принципиально изменить сложившуюся ситуацию предполагается также путем введения нового определения доминирующего положения компании на товарном рынке. "Доминирующим" сегодня признается хозяйствующий субъект, чья доля на этом рынке превышает 65%. Закон запрещает таким компаниям устанавливать монопольно высокие или низкие цены, сокращать производство товара, на который имеется спрос, или продавать свой товар по разным ценам разным категориям потребителей.

Эти нормы остаются и в новом законе, но сфера их применения существенно расширяется. Теперь доминирующей будет считаться каждая из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждая из пяти компаний, контролирующих 70% рынка.

К примеру, почти в каждом субъекте РФ розничная продажа бензина контролируется двумя, тремя, а то и пятью крупными компаниями.

Им не надо заключать письменных соглашений, тем не менее им под силу диктовать цены, условия поставок.

Если больше половины рынка принадлежит трем игрокам, то сейчас служба получает право антимонопольного регулирования такого рынка. А именно такие схемы, как уже отмечалось, ныне преобладают и называют их "олигополия". Теперь каждая из олигопольных компаний должна будет отвечать за злоупотребления как доминирующая на рынке.

Правда, некоторые аналитики иронизируют, что в таком случае ФАС придется значительно расширить штат - ведь по новым правилам доминирующими окажутся большинство крупных отечественных компаний, причем они есть почти в каждой отрасли.

Однако, изменив определение доминирующего положения компании на товарном рынке, ФАС пересмотрела также определение самого товарного рынка: теперь ФАС будет устанавливать доминирование конкретной компании только с учетом влияния мирового рынка, возможных экспортных и импортных поставок, а также действий зарубежных конкурентов. В таком контексте крупные российские компании уже не будут, безусловно, доминировать на российском сегменте мирового рынка.

А если сговор?

Конечно, сговор, картельные соглашения труднодоказуемы. Это, как показывает практика, очень длительная процедура. И все же во многих европейских странах две трети таких сговоров раскрываются на основе взаимного интереса с помощью программ сотрудничества. В законах предусматривается смягчение санкции за содействие компаний в раскрытии незаконных соглашений.

Максимально возможные смягчающие обстоятельства для компаний, оказавших помощь органам ФАС, прописываются и в нашем федеральном законопроекте. Кстати, случаи выхода отдельных участников из картельных соглашений после предупреждения ФАС были и раньше, хотя и не так много. Но это обнадеживает.

Дисквалифицировать виновника

Делу должны помочь оборотные штрафы, которые вводятся законопроектом о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Такие штрафные санкции предлагается установить по европейским стандартам: в процентах от годового оборота компании-нарушителя. 2% - за злоупотребление доминирующим положением на рынке, от 4 до 8 процентов - за картельный сговор.

Кроме того, будут вводиться штрафы и за просрочку исполнения решений антимонопольной службы. В частности, за невыполнение в установленный срок предписания ФАС о прекращении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

Конечно, оборотный штраф может лечь тяжелым бременем на всю компанию и сказаться на положении коллектива. Поэтому в законопроект намечается ввести такую меру точечного реагирования, как дисквалификация физических лиц, исполняющих в компании организационно-распорядительные функции, являющихся ее учредителями или членами совета директоров. То есть наказывается не бизнес в целом, а конкретный виновник.

От редакции. Как видим, в проекте все вроде бы предусмотрено. Однако не будем обольщаться.Монополии разного уровня наверняка приложат все усилия, чтобы "на законных" основаниях обойти поставленные перед ними барьеры. Приглашаем читателей высказаться: как, на их взгляд, можно усилить законопроект, чтобы убрать возможные лазейки для недобросовестных товаропроизводителей и региональных чиновников.

***

Что ждет монополистов

- компании - нарушители антимонопольного законодательства наказываются штрафами, исчисляемыми не в МРОТах, а в процентах от годового оборота - от 2 до 8 процентов;

компании, активно способствующие раскрытию сговора, могут быть полностью освобождены от штрафных санкций;

чиновники, не препятствовавшие сговору, могут быть отстранены от занимаемых госдолжностей сроком на пять лет.

***

Ключевые положения законопроектов

"О защите конкуренции"

Запрещается оказание государственной помощи хозяйствующим субъектам. Дан Перечень разрешенных ее видов.

Вводится понятие "коллективное доминирование":

- доминирующими признаются две или три крупнейшие компании, если их суммарная доля превышает 50% товарного рынка (правило не применяется, если доля хотя бы одной из двух или трех крупнейших компаний менее 5%);

- четыре или пять крупнейших компаний, если их суммарная доля превышает 70% товарного рынка (правило не применяется, если доля хотя бы одной из четырех или пяти крупнейших компаний менее 5%}.

Предусматривается увеличение пороговых значений: ря предварительного согласования сделок - до 3 млрд рублей, для уведомлений о совершении сделок - до 200 млн рублей.

Отменяется предварительный тотальный контроль за приобретениями акций и устанавливается обязательность получения предварительного разрешения только для приобретений блокирующего пакета (25%), контрольного (50%) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%).

Вводится контроль концентрации прав собственности на ограниченные природные ресурсы. В этих целях действует процедура предварительного согласования сделок по приобретению участков земель различных категорий для лиц, которые уже владеют такими участками в размерах, превосходящих пороговые значения, указанные в законопроекте.

"О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях"

Предполагает введение штрафов за нарушение антимонопольного законодательства в процентном отношении к выручке от реализации товаров (работ, услуг) нарушителя за год, предшествующий году выявления правонарушения.

Дисквалификацию в качестве административной санкции в отношении физических лиц, нарушивших антимонопольное законодательство, которые занимают руководящие должности в организации или являются членами ее советов директоров._____________

***

Основные виды монополистической деятельности, запрещенные "per se" (по законопроекту):

установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен; изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);

нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

[Графические материалы:

Динамика вывозных таможенных пошлин на сырую нефть*, доллар за тонну

Индексы потребительских цен и цен производителей по РФ (на конец периода), %

Динамика средних экспортных цен на нефть и нефтепродукты, доп. за тонну

Структура использования автомобильного бензина в январе-сентябре 2004 г., %

Предлагаемые размеры штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства (вводятся по решению суда)

Материалы доступны в бумажной версии издания]

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости