Нефть. Куплю бензин. Дорого

История одного бензинового кризиса

Весенний бунт украинского правительства против власти российских нефтяных компаний был исходно обречен на поражение: мировой дефицит нефти - объективная реальность, а возможности диверсификации источников поставок крайне ограничены. Очевидно, что этот рынок всегда будет "рынком продавца". С другой стороны, идея обзавестись государственной сетью заправочных станций вполне рациональна: нефтепродукты действительно можно покупать не только в России. Хотя приобретать их придется по мировым ценам, которые, разумеется, выше, чем у топлива, произведенного из российской нефти, само наличие альтернативы ограничит опасность того, что транспортная система Украины будет парализована в результате очередной вспышки политических амбиций.

***

История конфликта

Монопольное положение российских компаний на украинском рынке нефтепродуктов обусловлено естественными причинами: собственные нефтяные ресурсы Украины дают возможность обеспечивать не более 20% потребления, а оставшаяся от советских времен трубопроводная система дает российской нефти огромные конкурентные преимущества перед любыми альтернативами. Именно поэтому 80% украинского спроса на нефтепродукты удовлетворяется за счет поставок сырой нефти из России. Российские нефтяные компании сочли, что их экономическая целесообразность для Украины уменьшает политические риски, сопряженные с владением украинскими активами, поэтому приобрели три из шести имеющихся в стране нефтеперерабатывающих завода (НПЗ). Кроме того, они выстроили на территории Украины свои сети автозаправочных станций. В результате сейчас российским нефтяным корпорациям принадлежат Лисичанский, Кременчугский и Одесский НПЗ. Эти заводы обеспечивают 66% спроса на бензиновом рынке и 51% - на рынке дизельного топлива.

Конфликт между украинским правительством и нефтяными компаниями разгорелся в начале апреля. Цены на нефть опять рванули вверх, Россия же с 1 апреля повысила на 26% экспортную пошлину - от $83 за т до $102. Президент "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий заявил: "Если цена российской нефти для Украины в марте была $240 за т, то предполагаемая цифра на апрель находится уже в диапазоне $290-310". Отсюда следовало, что цены на топливо будут неотвратимо повышаться, тем более что увеличились железнодорожные тарифы и, соответственно, стоимость доставки нефтепродуктов потребителям. Кроме того, А.Городецкий сообщил, что стоимость бензина "будет откорректирована в соответствии с новыми ставками акцизного сбора, предусмотренными госбюджетом на 2005 год". Поскольку реакцию на прибавку цен в преддверии посевной кампании было нетрудно предугадать, А.Городецкий сделал упреждающий удар, сообщив, что Лисичанский НПЗ будет остановлен для проведения планового ремонта, хотя, по его словам, "влияние этого фактора на подорожание бензина будет, скорее, психологическим, чем экономическим".

На повышение цен правительство отреагировало радикальным образом: 14 апреля Министерство экономики и европейской интеграции Украины установило предельный уровень оптово-отпускных цен на дизельное топливо и бензин, которые реализуются на внутреннем рынке до 1 мая. Однако продавать бензин А-95 по 2,99 грн. ($0,56) за л и А-76 по 2,85 грн. ($0,53), т. е. по ценам, предложенным правительством, согласились лишь подконтрольные государству "Нефтегаз Украины" и "Укрнефть", торгующие через сети АЗС "Укрнефть" и "Экойл". Александр Городецкий срочно созвал пресс-конференцию, где заявил, что нефтетрейдеры сомневаются в легитимности приказа Минэкономики, тем более что он не был доведен до потенциальных исполнителей ни через СМИ, ни отдельным сообщением. Но уже на следующий день, 16 апреля, на одну из заправок "ТНК-ВР" в Киеве был наложен штраф за невыполнение этого приказа, хотя юридически он должен был вступать в силу через 10 дней после его регистрации в Министерстве юстиции, т.е. 25 апреля. Более того, приказ определил не только оптовые, но и розничные цены, хотя согласно законодательству они могут регулироваться только местными властями.

А.Городецкий заявил: "АЗС ряда крупных фирм не будут работать. Они возобновят работу лишь в режиме рыночных цен, а не регламентированных свыше. Так, сейчас компания "ТНК-ВР", владеющая в Украине 51 АЗС, приостановила продажу топлива". Аналогичную позицию заняли и топ-менеджеры других нефтяных компаний. Новый генеральный директор "ЛУКОЙЛ-Украина" Фейруз Исаев объявил: "Подведомственные нам АЗС не остановят свою работу, но этой проблемой займутся уже юристы". В свою очередь, возмутился

и президент 000 НК "Альянс-Украина" Петр Мирошников: "В 2004 году между нефтепереработчиками и правительством Украины был подписан меморандум о сотрудничестве и была создана экспертно-аналитическая группа для развития нефтегазового рынка, которая регулировала ценовую ситуацию. Однако на сегодняшний день нефтетрейдеры имеют лишь директивы правительства и результаты проверок на АЗС и НПЗ". По его мнению, правительство должно пойти на компромисс с бизнесом в сфере ценообразования на бензин и дизтопливо. Даже глава подконтрольной государству компании "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко в интервью "5 каналу" заявил, что "...правительственными указами и административными мерами бороться против роста цен на топливо нельзя. Для эффективного влияния на ценообразование государству необходимо иметь 30% своего рынка, в том числе контролировать хотя бы два нефтеперерабатывающих завода, тогда можно гарантировать стабильность". Правда, это было сказано с дальним прицелом.

Тем временем, премьер-министр Юлия Тимошенко встретилась с представителями подконтрольных государству топливных компаний - "Нефтегаз Украины", "Укрнефть", "Укртатнефть" и "Укртранснефть". На встрече было решено максимально использовать сети их заправочных станций, чтобы повлиять на общую ценовую ситуацию. Российские же корпорации премьер обвинила в сговоре, незаконных методах конкуренции и в заговоре против правительства страны. Параллельно Антимонопольный комитет Украины возбудил дело "по признакам антиконкурентных согласованных действий на рынке горючего" против компаний "Линос" (Лисичанский НПЗ), "ТНК-ВР Украина", "ЛУКОЙЛ-Украина", "Литаско-Украина" и "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ". Таким образом, были нарушены все договоренности с российским бизнесом, которому, как утверждал Президент Украины Виктор Ющенко, "в стране победившей демократии ничто не угрожает": сразу после своего избрания он гарантировал компаниям обеспечение рыночных условий.

Российские нефтяники отреагировали адекватно: Лисичанский и Херсонский НПЗ были остановлены для планового ремонта, бензин с заправочных станций исчез. Премьер сочла возможным встретиться с его поставщиками и потребовала, чтобы они возобновили поставки бензина по установленным правительством ценам - их предельный уровень был, примерно, на 10-15% ниже рыночных. Ю.Тимошенко пригрозила жесткими мерами в отношении тех, кто откажется снизить их в период посевной, в частности, "ТНК-ВР" она намекнула на возможность реприватизации завода. Правда, "ЛУКОЙЛу" не угрожали, а пообещали вернуть НДС, который ему задолжал бюджет (к середине года сумма долга составит $60 млн.). Таким образом, Юлии Тимошенко удалось лично убедить руководство "ЛУКОЙЛа" и "ТНК-ВР Украина" сохранить низкие цены до 1 июня, и она объявила о стабилизации на топливном рынке.

Тем не менее, чуда не произошло: госрегулирование цен привело к дефициту нефтепродуктов. Поставки сырья в Украину по понятным причинам снизились. При этом, на заправках "ЛУКОЙЛа" и "ТНК-ВР" начали отпускать по 10 л топлива на автомобиль; компании объяснили, что эта мера введена "в связи с ажиотажным спросом и усилившейся в связи с этим спекуляцией". Такой результат вполне предсказуем: в ожидании уступок со стороны правительства производители "придержали" реализацию бензина и, прежде всего, его высокооктановых марок. В итоге с 13 мая правительство было вынуждено повысить предельный уровень розничных и оптовых цен. На дизельное топливо прибавка составила 8,7% (от 2,75 до 2,99 грн. за л), на бензины разных марок цены возросли следующим образом: А-95 - от 2,99 до 3,20 грн., а А-92 - от 2,95 до 2,99 грн. Не изменились только цены на бензин А-76 (остались на уровне 2,85 грн. за л). Российские холдинги согласились придерживаться этих цифр до 1 июня, но противостояние, разумеется, сохранилось.

***

Тяжелая артиллерия

Было очевидно, что долго такая ситуация не продлится, так что необходимо срочно найти либо альтернативу российским поставкам, либо такую угрозу, которая вынудит нефтяные компании подчиниться диктату правительства. Г-жа премьер обратилась к испытанному средству, и над нефтяниками завис дамоклов меч реприватизации. В конце апреля было объявлено, что государственный концерн "Нефтегаз Украины" намеревается вернуть в собственность государства татарско-украинское СП "Укртатнефть", управляющее крупнейшим Кременчугским НПЗ. По словам Алексея Ивченко, речь идет о 18% акций "Укртатнефти", принадлежащих американской фирме Seagroup International и швейцарской

Am ruz Trading, аффилированным с "Татнефтью". Если этот план будет реализован, НПЗ послужит неплохим дополнением к другим активам украинского концерна, который сейчас контролирует крупнейшую нефтедобывающую компанию страны "Укрнефть" и владеет около 43% акций "Укртатнефти". Помимо этого, компании А.Ищенко принадлежат блокирующие пакеты акций в НПЗ Таличина" и "Нефтехимик Прикарпатья".

Формальный повод для реприватизации этого пакета можно, в принципе, найти. Компания "Укртатнефть" была создана в 1995 году по решению президентов Украины и Татарстана, причем, исходно ее контролировала татарская сторона - Госкомимущество Татарстана (28,778%), "Татнефть" (8,613%) и несколько мелких татарских фирм, близких к этим акционерам. Однако позднее 18% акций, принадлежавших миноритариям, скупили компании Seagroup и Amruz Trading, а их самих приобрели аффилированные с "Татнефтью" структуры. Сделку они оплатили векселями, которые, судя по всему, не были вовремя погашены. В 2002 году украинское правительство заинтересовалось юридическими аспектами этой операции, но Высший хозяйственный суд Украины признал, что сделки швейцарской и американской фирм были осуществлены в рамках закона. Правительство удовлетворилось данным решением, признало акционерные права этих фирм, их представители вошли в совет директоров "Укртатнефти".

Теперь же правительство решило вернуться к этим вопросам, и Алексей Ивченко объявил о возможной реприватизации 18% акций "Укртатнефти". В подтверждение серьезности своих намерений он приостановил выполнение договора на поставку оборудования для реконструкции Кременчугского НПЗ, который Татнефть" заключила с корейской компанией LG. А.Ивченко заявил, что указанная в договоре сумма в $300 млн. слишком высокая и что после получения контроля над заводом "Нефтегаз" поищет другого поставщика. Кроме того, А.Ивченко объявил о планах вернуть концерну сеть АЗС "Укртатнефти", проданную по решению татарских акционеров. Учитывая баталии, разгоревшиеся вокруг приватизации "Криворожстали", и серию судебных решений по этому поводу, можно не сомневаться, что правительство в состоянии добиться желаемого: хотя решения Высшего хозяйственного суда приоритетны при хозяйственных спорах, этот суд может пересмотреть свои вердикты как по собственной инициативе, так и по требованию Конституционного суда Украины.

Если эти угрозы будут реализованы, российские корпорации потеряют около 30% украинского рынка топлива, их годовой оборот уменьшится, примерно, на $100 млн. Тем не менее, очевидно, что, отвоевав Кременчугский НПЗ, правительство ничего не выиграет. Сергей Суворов, возглавляющий центр анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка, заявил: "Мощности завода рассчитаны на переработку высокосернистой нефти, добываемой в Татарстане. Отобрав у "Татнефти" часть пакета "Укртатнефти", Киев может лишиться ресурсной базы завода. Отказываться от сотрудничества с LG тоже нерационально. Скорее всего, таким образом украинские чиновники просто пытаются установить контроль над стоимостью топлива в Украине и отбить желание у российских нефтяников повышать стоимость горючего без согласия Киева".

Разумеется, российские компании тут же объявили, что ремонт остановленных НПЗ продлится до конца мая. Бензин на заправках быстро подошел к концу, а Ю.Тимошенко объяснила ситуацию, возникшую на рынке нефтепродуктов, провокациями Российской Федерации: "Не очень были довольны определенные страны тем, как прошли выборы в Украине, и за последний месяц цены на нефть из России повысились на 30%. При этом, идет сознательное прекращение поставок нефти в Украину, хотя все контракты оплачены... Россия вынуждает находить нетрадиционные пути, потому что нам на пять дней вообще прекратили прокачку нефти, хотя у нас есть полностью все необходимые соглашения". Досталось и нефтяникам: "Компании, добывающие нефть и перерабатывающие ее в Украине, хотели получить сверхприбыли за счет Украины. У них это не выйдет, потому что мы сейчас все необходимые решения приняли, а через несколько недель ситуация стабилизируется. Правительство заключило контракт на поставку казахстанской нефти и приняло меры для увеличения импорта нефтепродуктов в страну". Кроме того, Ю.Тимошенко не упустила случая помянуть прежнюю власть: "Плохо, что за 14 лет мы сделали так, что 90% украинского рынка нефтепродуктов - в руках российских достаточно мощных компаний". Таким образом, премьер-министр сразу нашла виновников кризиса...

Правда, в российских нефтяных компаниях уверяют, что не прерывали поставок нефти в Украину. После выступления Юлии Тимошенко такие заявления сделали, в частности, представители "ЛУКОЙЛа", "ТНК-ВР" и "Татнефти". Пресс-служба "ТНК-ВР" признала, что объемы поставок в связи с ремонтом Лисичанского НПЗ сокращены, однако поставки продолжаются. Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев заметил: "Заявление Юлии Тимошенко говорит о ее некомпетентности в данном вопросе. Из-за остановки на ремонт украинских заводов объемы поставок нефти сократились, а мы не можем прокачивать нефть по капле в день. Существуют технологические нормы, такие как коэффициент заполнения трубы. Поэтому мы в течение пяти дней накапливаем определенный объем нефти в резервуарном парке. Потом накопленная партия нефти прокачивается, затем снова идет накопление. График поставок определяется помесячно, Украина получит нефть в полном соответствии с подписанными контрактами. Ни одна компания не отказалась от своих обязательств, все графики будут соблюдены".

Через два дня после своих горячих высказываний, 16 мая, Ю.Тимошенко объяснила журналистам, присутствовавшим на пресс-конференции в Киеве: "Несмотря ни на что Украина стремится к развитию партнерских и равных отношений с Россией". Она заявила, что Украина, со своей стороны, стремится к сотрудничеству: "Теплота, которая идет постоянно с нашей стороны, может растопить даже лед".

***

Конфликт в команде

Тем временем, ситуация стремительно усугублялась: в Украине разразился топливный кризис. Многие бензоколонки

попросту закрылись, остальные "работали", но бензина в продаже не было. Поэтому 17 мая Верховная Рада Украины вынесла на повестку дня проблему топливного кризиса: было понятно, что противостояние Юлии Тимошенко и нефтяных компаний скоро приведет к тому, что транспортная инфраструктура страны будет парализована. В свою очередь, счел нужным вмешаться в деятельность Кабмина и Президент Украины Виктор Ющенко, решив восстановить нормальные отношения с российскими нефтяными компаниями и раскритиковав действия Кабмина, также призвав нефтяников к перемирию: "Я уверен, что сегодня есть возможность договориться с российской стороной об урегулировании этого конфликта взамен на изменение позиции Украины - прогнозированной, ожидаемой, более ясной - в таком деликатном вопросе как ценообразование". Ющенко признал, что "в вопросе ценообразования не лучшим образом выступила украинская команда. Вмешательство в ценообразование и придавливание (цен) нерыночным способом привело к тому, что значительная часть участников рынка к Украине относятся очень настороженно. Они не понимают логику и, в частности, перспектив этого поведения".

Президент решил взять дело в свои руки. Он заявил: "Обе стороны за этот период допустили определенные действия, которые нанесли ущерб репутации друг друга и здоровому рынку. Я бы хотел пригласить российских предпринимателей, работающих на поставках сырой нефти и нефтепродуктов, руководителей заводов, в том числе частных, и нам нужно разговор начинать с чистого листа". В подтверждение чистоты своих намерений 18 мая В.Ющенко объявил об отмене госрегулирования цен на топливо, и уже на следующий день он встретился с представителями российских компаний, которые контролируют более 60% украинского рынка нефтепродуктов. По ходу беседы с президентом "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым и главой "ТНК-ВР" Робертом Дадли он признал, что в создавшемся кризисе виновно правительство Украины, и даже принес извинения за "нерыночные методы г-жи Тимошенко".

В этой беседе принимала участие и сама Юлия Тимошенко, кроме того, присутствовали государственный секретарь Александр Зинченко, министр топлива и энергетики Иван Плачков, первый замминистра по ТЭК Алексей Ивченко и посол России в Украине Виктор Черномырдин. Кроме них, на встрече были президент компании "Транснефть" Семен Вайншток, президент компании "ТНК-ВР Украина" Александр Городецкий, генеральный директор компании "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов, президент компаний "Группа Альянс" Муса Бажаев и глава правления компании "Казахойл-Украина" Петр Мирошников. В ходе переговоров удалось достичь соглашения относительно цен на нефтепродукты; дизельное топливо и бензин А-76 будут продаваться по 2,85 грн. за л, А-92 - по 3 грн., А-95 - по 3,2 грн. Кроме того, "ТНК-ВР" обязалась "поддерживать инициативы украинского государства в общей деятельности в направлении оптимизации рынка нефтепродуктов" и согласилась в срочном порядке переадресовать 70 тыс. т сырой нефти, чтобы поставить Украине в мае в общей сложности 170 тыс. т топлива. Со своей стороны, украинские лидеры обязались отказаться от практики административного регулирования цен; было объявлено, что они будут зависеть "исключительно от рыночной конъюнктуры". Алексей Ивченко выразил большой оптимизм в отношении этих договоренностей: "С сегодняшнего дня о таком вопросе как кризис на рынке нефтепродуктов мы забыли навсегда".

Тем не менее, во всеобщем энтузиазме по поводу благополучного выхода из конфликта обнаружился большой половник дегтя: встреча проходила, похоже, в весьма эмоциональной атмосфере, поскольку ход беседы явно не устраивал премьер-министра. Газета "Зеркало недели" сообщила, что на заседании разгорелся нешуточный конфликт между соратниками по Майдану: Тимошенко заявила, что не согласна с тем, будто действия правительства по урегулированию кризиса были нерыночными. Причем, повторила это несколько раз, чем сильно задела Президента, вынужденного извиняться перед нефтяниками за ее действия. В.Ющенко отреагировал эмоционально: по версии "Зеркала недели", он предложил ей уйти в отставку и вместе с оппозиционным Януковичем "дудеть в одну дудку и стучать в барабаны". Спустя несколько дней после закрытого совещания с нефтяниками СМИ в унисон заговорили о том, что в команде Ющенко исчез командный дух. Тот факт, что В.Ющенко и Ю.Тимошенко тут же поспешили обменяться признаниями во взаимной приязни, лишь подчеркнул серьезность ситуации.

Как бы там ни было, но Президент подтвердил свое намерение отменить госрегулирование, но попросил нефтяников все-таки придержать цены на топливо до завершения посевных работ. Предприниматели пошли навстречу этой просьбе, конфликт был погашен. Однако с кризисом в украинских верхах дело обстоит сложнее. В конце мая Ющенко вернулся к топливным проблемам и заявил: "Кризис нефтепродуктов - это кризис искусственный, спровоцированный действиями административного характера по удержанию определенной ценовой позиции на некоторые товары. Поэтому я утверждаю, что никакого российского вмешательства и никакого давления определенных украинских кругов в этом процессе не было. Когда на административном режиме держится определенная рыночная позиция, рано или поздно приходится принимать решение, которое будет болезненным как для покупателей, так и для власти. Я уверен, что и премьер-министр Юлия Тимошенко, и вице-премьер Николай Томенко эти выводы уже сделали" ("Интерфакс"). Тем не менее, он ошибся: Юлия Тимошенко заявила, что "будет выполнять указ президента об отмене госрегулирования", но считает, что правительство действовало правильно и эффективно: "Ничего иного я бы не сделала, так как считаю, что мы работали корректно".

По мнению премьера, именно после отмены госрегулирования цены на украинских НПЗ устанавливаются нерыночным способом, поскольку нефтяники вступили в сговор. Она заявила: "Нефтепродукты, поступающие в Украину тысячами тонн из Европы, где выше зарплата, дороже сырье и более высокие транспортные расходы, конкурентоспособны на украинском рынке". Правда, она забыла упомянуть, что цены в Украине к этому моменту уже были подняты до мировых, ведь именно на таких условиях В.Ющенко удалось договориться об альтернативных поставках. Понятно, что Президент не учел этих ее аргументов: "Я толерантный, но требовательный человек, и буду требовать от правительства, чтобы те вещи, которые были допущены, - явно были усвоены как урок по урегулированию рынка нефтепродуктов и рынков нефти". Правда, чтобы хоть в чем-то прийти к согласию с премьером, Виктор Ющенко сказал: "В Украине существует проблема, сформированная предыдущим правительством и предыдущей властью. С одной стороны, предыдущая власть за 14 лет создала монополизированный рынок нефтепродуктов, а, с другой, существует зависимость от одного региона по поставкам нефти". С его точки зрения, чтобы урегулировать ситуацию, необходимо либерализовать цены: "Выход на мировую цену по нефти даст возможность осваивать эффективные регионы поставок сырой нефти".

Пожалуй, в сложившейся ситуации иного пути просто нет; даже после урегулирования конфликта с нефтяниками бензина на заправках появилось немного: теперь его дефицит обусловлен уже чисто техническими причинами. Отсутствие продукции Лисичанского и Херсонского НПЗ привело к тому, что выпуск нефтепродуктов в целом по стране оказался в апреле на 22% ниже запланированного: было переработано только 1,4 млн. т нефти. В мае же объем переработки уменьшился до 1 млн. т. Завод, принадлежащий "ТНК-ВР", должен был начать работу 15 мая, но в связи с аварией на предприятии-поставщике оборудования пуск Лисичанского НПЗ был отложен до 25 мая, поэтому он начал поставлять продукцию с конца мая, Стране было необходимо срочно найти другие источники топлива.

***

В экстремальной ситуации

Форс-мажорные обстоятельства требовали неординарных решений, и Президент Украины Виктор Ющенко в срочном порядке провел переговоры с правительствами дружественных стран. В результате он договорился о поставках нефтепродуктов из Беларуси, России, стран Балтии и частично с Кавказа. При этом, компания "ЛУКОЙЛ" сделала полные поставки топлива на свои заправки, кроме того, началась перекачка сырья компании "Татнефть" на Кременчугский НПЗ. Более того, ВР по просьбе Президента 17 мая приняла решение об изменениях в законодательстве: была восстановлена прежняя схема взимания фиксированных акцизов на нефтепродукты. На бензин был установлен акциз в размере 60 евро за т, на дизельное топливо - 30 евро (до сих пор ставка на высокооктановые бензины составляла 20% от оборота с цены реализации - без НДС, но не менее 60 евро за т, а на дизельное топливо - 10% от оборота, но не менее 30 евро за т). При этом, была отменена и пошлина на импорт в Украину высокооктановых бензинов и дизельного топлива.

Эти решения порадовали всех. Г-жа Тимошенко приветствовала их, поскольку, по ее мнению, "либерализация импорта нефтепродуктов даст Украине возможность избавиться от монополии российских компаний "ТНК-ВР" и "ЛУКОЙЛ". В свою очередь, довольны и российские нефтяники: по сути, последние инициативы им на руку, и даже отмена импортных пошлин не нанесет серьезного удара. Правда, в "ТНК-ВР Украина", все-таки, ворчат, что отмена импортных пошлин на нефтепродукты хороша лишь "как временная мера, способная быстро насытить рынок топливом. В долгосрочной же перспективе от нее желательно отказаться, поскольку местные переработчики лишаются конкурентного преимущества перед импортом и теряют стимулы для развития производства". Впрочем, в "ТНК-ВР Украина" довольны возвратом фиксированных ставок акцизов на нефтепродукты, что, по их мнению, будет стимулировать снижение стоимости.

Кроме того, В.Ющенко вознамерился решить проблему диверсификации рынка сырой нефти и "выйти, как минимум, на три-четыре источника нефти для Украины, в частности, - на Россию, Казахстан, Кавказ и Ливию". Президент поставил перед Кабинетом Министров задачу: создать национальный резерв нефтепродуктов, для начала, в объеме до 10% от годовой потребности, а затем выйти на 90-дневный запас, особенно дизельного топлива и бензина А-95. Для диверсификации же поставок нефти в Украину требовалось срочно провести переговоры с другими нефтедобывающими странами.

В порядке осуществления этого плана для проведения переговоров о поставках нефти 19 мая в Ливию отправилась делегация Украины, сам же Президент побывал с "энергетическим визитом" в Казахстане.

Переговоры на уровне глав государств были посвящены, главным образом, нефтяным проблемам. Речь шла о транспортировке каспийской нефти в Европу, прокладке для этого новых магистральных путей, увеличении поставок нефти в Украину и о разработке новых месторождений. Кроме того, поскольку было известно, что Россия 2 июня повысит экспортную пошлину на нефть сразу на 33% (до $136,2 за т), а это может обусловить подорожание бензина еще на 10%, Виктор Ющенко в конце своего визита в Казахстан договорился о внеплановой поставке до 4 млн. т каспийской нефти. В июне Украина надеется покупать ее по $305-310 за т. Ющенко сообщил: "Сегодня через территорию Украины казахи транспортируют 8 млн. т нефти, из этого транзита они готовы продавать нам до 4 млн. т. Это даст правительству возможность сохранять стабильные цены на бензин еще, по крайней мере, месяц".

По словам Алексея Ивченко, Украина, Грузия, Азербайджан и Кахастан уже достигли предварительной договоренности о создании нефтяного консорциума, который будет управлять нефтепроводом "Баку-Супса", откуда нефть предполагается транспортировать танкерами в Одессу. Глава МИД Украины Борис Тарасюк в среду заявил,что Украина договорилась с Азербайджаном о поставках нефти и готова принимать до 40 млн. т в год: "Это для Украины хорошая возможность загружать нефтью трубу "Одесса-Броды" и перерабатывать ее на заводах Западной Украины - ежегодно до 6 млн. т".

Не остались в стороне и национальные компании "Нефте-газ" и "КазМунайГаз", планирующие создать совместное предприятие для строительства нового терминала и 52-километровой ветки нефтепровода от Одессы до порта Южный.Этот проект, запланированный еще два года назад, обеспечит доставку каспийской нефти до Черного моря. Часть активов этого СП будет принадлежать Казахстану, который за это передаст в собственность Украины новые нефтяные месторождения на Каспии. Во всяком случае, именно на это надеется украинская сторона: по мнению украинских экспертов, разработка существующих и разведка новых месторождений даст возможность добывать 30-50 млн. т нефти.

Правда, скептики найдутся всегда, и некоторые эксперты считают эту программу нереалистичной. Они указывают, что, во-первых, в 2005 году Азербайджан рассчитывает добыть всего 20 млн. т нефти, а на уровень в 50 млн. т эта страна выйдет только в 2007-2008 году. Во-вторых, волнует вопрос: что именно будет делать Украина, если действительно получит нефть в таких объемах? В настоящее время перерабатывающие мощности составляют всего 51 млн. т в год, причем, более 80% из них приходятся на НПЗ, принадлежащие российским нефтяникам. Возможно, правительство рассчитывает, что эти компании откажутся от поставок собственной нефти и начнут покупать продукцию у конкурентов?

Правда, Юлия Тимошенко пообещала построить через полтора года в Одессе еще один нефтеперерабатывающий завод, который будет базироваться на сырье "нероссийского происхождения": "После того как мы подпишем соглашение с Казахстаном, я думаю, что выйдем, примерно, на треть реальной диверсификации. Правительство уже поручило госкомпании "Нефтегаз Украины" ежемесячно импортировать 300-400 тыс. т казахстанской нефти".

Однако и к этим планам эксперты относятся с сомнением. Михаил Перфилов, директор по развитию агентства Argus, объяснил свой скепсис так: "В Одессе и соседнем Херсоне НПЗ уже есть, а очереди из желающих их загружать нет. Решения о строительстве заводов, как правило, принимают компании исходя из коммерческой целесообразности. Опыт свидетельствует, что попытки украинского руководства использовать нефтяную инфраструктуру для достижения политических целей дают противоположные результаты". По мнению Перфилова, желание Украины диверсифицировать поставки сырья вполне понятно, но нереалистично: "Россия - единственный источник больших объемов дешевой нефти для Украины. Для казахстанских производителей Украина не стала привлекательным рынком для сбыта сырья. Российские нефтяники, владеющие украинскими НПЗ, не хотят создавать себе конкурентов и покупают нефть в Казахстане по заниженным ценам. Возможно, украинская национальная компания сможет предложить более выгодные условия, учитывая наличие межправительственного соглашения между двумя странами. Но окончательно решить эту проблему можно только рыночными способами".

***

Давайте жить дружно?

Итак, Украина всерьез собирается бороться за достойное место в ряду нефтедобывающих стран. Алексей Ивченко заявил, что "Нефтегаз Украины" потратит кредит Deutsche Bank в размере 2 млрд. евро на разработку месторождений на шельфах Черного и Азовского морей, а также в Ливии, ОАЭ, Казахстане, Азербайджане и Египте. При этом, Президент В.Ющенко предложил Кабмину внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об изменениях в Законе Украины "О налоге на добавленную стоимость": предполагается установить нулевую ставку НДС для операций по транзиту нефти через территорию Украины. Поскольку нефтеперерабатывающие мощности страны более чем вдвое превышают ее потребности, из этих заявлений следует, что Ющенко намерен превратить страну в крупного экспортера нефти и нефтепродуктов в Европу. Во всяком случае, именно такой вывод сделали нефтяники, причем, г-н Дадли заявил, что "ТНК-ВР" продолжит инвестировать в крупные проекты в Украине.

Это намерение компании получило дополнительную мотивацию после указа Президента Украины "О мерах по стабилизации ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов", причем, Ющенко особо отметил: "Кризис возник из-за некорректных действий Кабинета Министров в сфере ценообразования, чрезмерного администрирования рынка нефти и нефтепродуктов. Регулирование ценообразования административными методами в принципе не отвечает основам рыночной экономики". При этом, он поручил правительству "обеспечить на протяжении 2005 года стабильность и неизменность принципов осуществления финансовой, ценовой, налоговой и таможенной политики относительно операций с нефтью, нефтепродуктами и газом, в том числе транзита этих товаров через территорию Украины".

Правда, оптимизм российских компаний может несколько поостыть: несмотря на свои реверансы перед нефтяниками В.Ющенко, все же, объяснил, что одной из причин бензинового кризиса стала монополизация рынка. Не следует забывать и о непримиримой позиции премьера: Ю.Тимошенко продолжает настаивать на строительстве еще одного НПЗ, поскольку, с ее точки зрения, это даст возможность Украине избавиться от влияния России. Хотя существующие нефтеперерабатывающие мощности загружены лишь наполовину, а строительство завода стоимостью около $1 млрд. подорвет украинский бюджет, премьер уверена: "Нам нужно строить новый завод, ориентированный на любую мировую нефть, прикаспийскую, иранскую, иракскую, ливийскую - не имеет значения. На НПЗ, которыми владеют российские нефтетрейдеры, мы технологически не можем поставить любую нефть, они для этого не пригодны". Кроме того, Юлия Владимировна вполне удовлетворена последствиями своих действий, обусловивших топливный кризис: "Без кризиса правительству не удалось бы провести через парламент законопроект о снижении пошлин и акцизов на импорт нефтепродуктов (по версии многих украинских чиновников, - пролоббированный нефтяниками) и, таким образом, демонополизировать рынок. Этот закон мы никогда бы не приняли в парламенте, потому что там достаточно лоббистов-нефтетрейдеров, если бы не было такого кризиса в обществе".

При этом, вопрос о реприватизации украинских предприятий по-прежнему открыт. Кроме того, министрам уже раздали проект закона о дооценке предприятий, приватизированных с нарушениями. В ближайшие дни премьер намерена представить его Президенту. Ю.Тимошенко заявила: "Если при продаже не проводился приватизационный конкурс, не выполнялись инвестиционные и прочие обязательства, то собственник проданного с "нарушениями" предприятия должен будет доплатить за него". Кроме того, премьер сообщила, что Служба безопасности Украины (СБУ) проводит расследование причин и обстоятельств возникшего на рынке кризиса: "Думаю, СБУ в ближайшие несколько недель скажет свое слово о том, как был устроен кризис. У нас есть уникальная информация о том, как это все организовывалось". Г-жа премьер не сомневается, что кризис был вызван искусственно и что в нем повинны именно российские компании. Она заявила на заседании правительства: "Сегодня на Украину плывет, едет и летит бензин практически со всех точек мира". Да, чтобы привлечь трейдеров, Украина отменила пошлину на ввоз нефтепродуктов. С точки зрения Ю.Тимошенко, эта пошлина была введена под давлением российских нефтяников. При этом, она поручила Государственной таможенной службе, а также министру финансов Виктору Пинзенику, координирующему работу таможни, обеспечить растаможивание импортируемых нефтепродуктов в течение не более одного часа. В результате, как заявляют в правительстве, в ближайшее время в Украину будет ввезено более 200 тыс. т нефтепродуктов: по 30 тыс. т бензина А-92 будет импортировано из Беларуси и Литвы, также заключены контракты на поставку 100 тыс. т топлива из Сербии и 50 тыс. т - из Хорватии.

Еще один из грандиозных проектов украинских властей имеет целью создание вертикально интегрированной нефтяной компании (ВИНК), которую будет контролировать правительство. По словам председателя правления "Нефтегаза Украины" Алексея Ивченко, это "обеспечит государству возможность быть влиятельным и адекватным игроком на рынке нефтепродуктов", поскольку в его распоряжении будет находиться порядка 40-50% его объема, что "раз и навсегда решит проблему резких ценовых колебаний". В порядке осуществления этого проекта А.Ивченко собирается потребовать возвращения государству пакетов акций двух крупнейших нефтеперерабатывающих заводов страны - Кременчугского (контролируется "Татнефтью") и "ЛИНОСа". По его мнению, "акции "ЛИНОСа" были фактически украдены у государства, поскольку 70% завода было продано за 9 млн. грн. ($1,8 млн.), тогда как стоимость предприятия на момент продажи составляла 1,5 млрд. грн. ($299 млн.).

Александр Городецкий, возглавляющий "ТНК-ВР Украина", прокомментировал ситуацию просто: "В заявлениях главы "Нефтегаза Украины" для компании нет ничего нового или неожиданного. Таким образом, нам вновь продемонстрировали нежелание строить партнерские, конструктивные отношения с крупным бизнесом". Очевидно, что эти заявления расходятся с официальными декларациями Президента Украины. А.Городецкий напомнил: "На всех уровнях и встречах с международным сообществом, иностранными инвесторами, в том числе и с представителями российского бизнеса, лидер украинского государства неоднократно говорил о совсем иной политике. В частности, речь шла о желании построить диалог между властью и бизнесменами, создать благоприятные условия для притока и развития иностранного капитала, о невозможности массовых реприватизационных процессов".

"ТНК-ВР" официально заявила, что выполнила свои обещания перед правительством: цены заморожены. Теперь ее владельцы ждут от чиновников выполнения их обещаний - создания рабочей группы из представителей власти и бизнеса, которая согласует модели ценообразования в будущем и разработает политику развития топливного рынка Украины. При этом, официальный представитель холдинга заявил: "Пока шагов по созданию такого органа мы не видим. Так что гарантий того, что осенью, когда наступает очередной пик потребления горюче-смазочных материалов, они снова не введут практику регулируемых цен, пока нет".

Таким образом, не исключено, что осенью экологическая обстановка на Украине серьезно улучшится - транспортный сектор (основной загрязнитель) будет парализован, а энергоемкие металлургические предприятия остановят производство. Правда, при этом, резко сократятся доходные статьи бюджета, но можно и поголодать: избавление от влияния России этого стоит. Во всяком случае, - по мнению украинского правительства.

(По материалам Украйнськи Новини, ПРАЙМ-ТАСС, Интерфакс-Украина, "Время новостей", "Деловая неделя", "КоммерсантЪ", Корреспондент.net, zerkalo-nedeli.com, Newsinfo.ru, ICTV, forUm, zadonbass.org, gzt.ru)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости