Работать под открытым небом непросто: снегопады, дожди, морозы или жара сплошь и рядом даже в средней полосе. Что же говорить о погоде в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Порой, чтобы выдержать рабочий день, надо хотя бы пару раз за смену отогреться в тепле. Надо, чтобы у каждого рабочего было место, где бы он мог переодеться, помыть руки и сложить инструменты. Поэтому и пользуются огромной популярностью вагоны-бытовки, которые производят на Владимирском электромеханическом заводе, и у нефтяников, и газовиков, строителей и геологов, электриков и земледельцев.
Рожден по велению времени
Как рассказал генеральный директор ЗАО "Владимирский электромеханический завод" Иван Игнатович, решение о строительстве предприятия было принято в апреле 1958 года. Тогда вышло совместное постановление бюро Владимирского обкома КПСС и исполкома облсовета о мерах по усилению темпов электрификации сельских хозяйств региона. Электрические провода без опор в глубинку не протянешь, а издалека их тоже не навозишься. Области, как воздух, была нужна собственная производственная база по изготовлению железобетона, пропитке древесины и ремонту колхозного и совхозного электрооборудования.
Новое предприятие решили строить на юго-западной окраине Владимира, рядом с железнодорожной станцией Юрьевец и шоссе Москва-Горький. До 1962 года предприятие именовалось полигоном "Сельэлектростроя", а затем - комбинатом подсобного хозяйства "Сельэнерго". В августе 1964 года комбинат был переименован в завод по изготовлению и пропитке деталей опор.
Лучший материал - дерево
Первое время пропитка опор производилась вручную открытым способом в специальных ваннах. Антисептиком было антраценовое масло. Но вскоре на предприятии были механизированы все производственные процессы. Открытый способ пропитки сменился автоклавным способом под давлением. Это позволило увеличить объемы продукции и улучшить ее качество.
Завод постепенно расширялся. Вскоре его производственная площадь выросла втрое, до 12 гектаров. На этой территории строились железнодорожные пути, на погрузочно-разгрузочных площадках устанавливались башенные краны.
В 1968 году завод начал пропитывать энергостолбы водорастворимым антисептиком, что позволило значительно увеличить сроки их службы и отказаться от применения железобетонных приставок. Механизация и новые технологии позволили резко увеличить годовую программу изготовления энергостолбов. В 1971 году на предприятии был запущен второй автоклав, а в 1973-м участок пропитки начал пользоваться донолитом "УАЛЛ", что позволило еще ускорить пропитку и улучшить ее качество.
Одно время энергетики поддались модному веянию - начали менять деревянные опоры линий электропередач на железобетонные. Но проверки временем они не выдержали. Несколько лет под воздействием резко меняющейся температуры, воды и ветра и, казалось бы, прочные на вид опоры начинали разрушаться.
А вот деревянные стояли десятилетиями. Пришлось энергетикам вновь обратить внимание на продукцию завода по изготовлению и пропитке деталей опор.
На радость энергетикам и строителям
Предприятие с 1978 года приступило к выпуску унифицированных кузовов и бригадных вагончиков.
В феврале 1983 года Владимирский завод по изготовлению деталей и опор треста "Верхневолжсксельэлектросетьстрой" был переименован во Владимирский электромеханический завод. В тот же год предприятие начало осваивать новую продукцию - общежитие ЦУБ-ОБ. Параллельно предприятие занялось ремонтом, а затем и выпуском мобильных модулей для электролинейщиков.
В 1993 г. завод возглавил Иван Игнатович, под руководством которого он пережил самое тяжелое для экономики страны время. Предприятие сумело не просто выжить и сохранить производственный потенциал, но и продолжить стабильную работу. Его работники своевременно получают достойную зарплату, без задержек производятся отчисления в бюджет и внебюджетные фонды. Завод оказывает шефскую помощь школам, детсадам и больницам.
В октябре 1993 года предприятие было реформировано и переименовано в Дочернее акционерное общество открытого типа Владимирский электромеханический завод. Вскоре началось производство новой модификации передвижных вагончиков типа МК-4, выпуск которых в немалой степени помог предприятию остаться на плаву в условиях сильнейшего кризиса, охватившего экономику страны. В августе 2003 года оно было реорганизовано в закрытое акционерное общество "Владимирский электромеханический завод".
Сегодня ЗАО "ВЭМЗ" выпускает качественные опоры для линий электропередач и связи, популярные во всей стране вагон-бытовки для строителей и электрификаторов, оказывает населению услуги по распиловке леса, вырабатывает теплоэнергию для нужд населения и близлежащих предприятий. В прошлом году 75 работников предприятия выпустили продукции более чем на 14,5 миллиона рублей.