Машиностроение остается в лидерах роста

Импорт оборудования растет быстрее экспорта

ОСОБЕННОСТЬЮ нынешнего этапа экономического роста являются довольно высокие темпы развития машиностроения. Пожалуй, отчасти рост в этой отрасли связан с высоким спросом со стороны нефтедобывающих компаний, то есть косвенно имеет сырьевой характер. В то же время он связан и с возросшими инвестициями, увеличением внутреннего спроса на продукцию российского машиностроения. Реформируемое Минпромнауки РФ прогнозирует, что выпуск машиностроительной продукции в России в 2004 году вырастет на 13 процентов. Оценивая нынешнее состояние российского машиностроения, статистики подсчитали, что в январе-марте этого года рост физического объема производства в машиностроении и металлообработке составил к первому кварталу 2003 года 17, 5 процента, а в марте - 13, 6 процента к февралю текущего года. При этом по сравнению с первым кварталом прошлого года объем производства в железнодорожном машиностроении в январе-марте возрос на 56, 9 процента, в подъемно-транспортном - на 27, 8 процента, в тракторном и сельскохозяйственном - на 12, 1 процента, в приборостроении - на 30 процентов, в машиностроении для легкой и пищевой промышленности - на 21, 5 процента, станкоинструментальной и инструментальной промышленности - на 14, 4 процента, в электротехнической - на 2 процента, в подшипниковой - на 0, 8 процента.

Вместе с тем, по информации "Интерфакса", в отдельных сегментах машиностроительной отрасли наметились устойчивые тенденции к экономическому росту. Так, в январе-марте существенно вырос выпуск ряда важнейших видов продукции. В частности, производство магистральных электровозов по сравнению с первым кварталом 2003 года увеличилось в 3 раза, тепловозов - в 1, 6 раза, грузовых вагонов - в 1, 9 раза, кузнечно-прессовых машин и ткацких станков - в 2 раза, кранов на автоходу и тракторов - в 1, 4 раза. Необходимо отметить, что транспортное машиностроение своей активизацией, пожалуй, обязано основному своему заказчику - железнодорожникам, которые выделили весьма значительные средства на обновление вагонного парка.

В то же время по сравнению с январем-мартом 2003 года в первом квартале объем производства автобусов сократился на 2, 5 процента, что свидетельствует о насыщении внутреннего рынка этой продукции. Кроме того, сократился и выпуск металлорежущих станков на 15, 1 процента. По мнению экспертов Минпромнауки РФ, у основных потребителей в России при высоких процентных ставках в лизинговых компаниях просто нет финансовых средств. И все же прогноз по металлорежущим станкам весьма позитивный, предполагается, что их будет выпущено 5, 9 тысячи штук, или на 4 процента больше прошлогоднего, поскольку парк станков крайне изношен и предприятия будут вынуждены покупать новое оборудование. А вот ситуация с производством автобусов вряд ли изменится.

Надо отметить, что эксперты еще в 2003 году прогнозировали на 2004-2006 годы увеличение общего объема промышленного производства на 19-23 процента против 2002 года. При этом опережающий прирост производства предполагался в машиностроении и металлообработке (27-31 процент), промышленности строительных материалов (28-34 процента), химической и нефтехимической (18-21 процент) и пищевой промышленности (21-24 процента). Кроме того, в период до 2006 года они предусматривали совершенствование структуры промышленного производства в направлении увеличения доли продукции перерабатывающих отраслей.

Что касается экспорта продукции российского машиностроения, то позиция правительства здесь ясна - увеличить объем российского экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ. При совершенствовании структуры выпуска и адаптации к потребностям внешнего рынка экспорт машиностроительной продукции в 2006 году может вырасти до 10, 6-11 миллиардов долларов США (в том числе 7, 7- 7, 9 миллиарда долларов в страны дальнего зарубежья), или 107- 110 процентов к уровню 2002 года. Статистические данные того же Минпромнауки РФ говорят, что экспорт машин и оборудования из России в первом квартале 2004 года вырос на 15 процентов к соответствующему периоду прошлого года и составил 2, 5 миллиарда долларов. В том числе в страны дальнего зарубежья экспортировано российских машин и оборудования на 1, 6 миллиарда долларов, или на 20 процентов больше, чем годом ранее, а в страны СНГ - 800 миллионов долларов с приростом на 10 процентов.

В отношении импорта машиностроительной продукции аналитики предполагают, что в результате активизации инвестиционных процессов в экономике, поэтапного снижения таможенных тарифов на машиностроительную продукцию в 2004- 2006 годах возможно увеличение импорта машиностроительной продукции. По их оценкам, в 2006 году импорт увеличится до 21, 8-25 миллиардов долларов, то есть в 1, 3-1, 5 раза к уровню 2002 года. По предварительным данным Минпромнауки РФ, в первом квартале 2004 года импорт в России машин и оборудования вырос больше, чем экспорт из РФ. В частности, увеличился импорт по сравнению с уровнем января-марта 2003 года на 30 процентов и составил 2, 15 миллиарда долларов, в том числе из стран дальнего зарубежья - на 33 процента, или до 4, 4 миллиарда долларов. Впрочем, специалисты считают, что рост импорта в ближайшие годы можно будет компенсировать с помощью реализации мер, намеченных в "Основных направлениях развития машиностроения" России, одобренных правительством РФ 25 февраля этого года.

По мнению специалистов, потребности отечественного машиностроения в данный момент формулируются в первую очередь ввиду явного технологического отставания от Запада. Говоря о тенденциях автоматизации российских предприятий, необходимо учитывать ряд ключевых проблем, актуальных для отрасли.

Во-первых, это неадекватное, по мировым стандартам, ИТ-оснащение. Недостаточная информационно-технологическая поддержка процессов проектирования и подготовки производства мешает предприятиям, даже располагающим достаточными стартовыми ресурсами, довести до серийного производства и вывести на рынок новые изделия. Тем более это препятствует повышению конкурентоспособности российских производителей на международном рынке.

Серьезным барьером в развитии предприятий отечественного машиностроения долгое время оставалась инфраструктурная необеспеченность, которая в конечном счете препятствует внедрению информационно-технологических инноваций.

Помимо ИТ-инфраструктурной недостаточности для отечественных предприятий по-прежнему актуальна проблема локально-очаговой автоматизации. Кроме того, проблемой становится неэффективное использование ресурсов.

***

Кстати

Главным, если не единственным, внутренним фактором прироста ВВП является развитие машиностроения. Такое мнение высказал заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин. "В 2003 году ВВП впервые стал увеличиваться не только за счет экспорта ресурсов, но и благодаря развитию машиностроения, в первую очередь транспортного, - подчеркнул Голомолзин. - Так, в 2002 году рост в этой отрасли составил 164 процента, а в прошлом году - уже 210 процентов". По словам Голомолзина, благодаря изменению структуры рынка железнодорожных перевозок, в частности появлению новых компаний-операторов, которых сейчас насчитывается около 80, удалось кардинально изменить ситуацию с инвестированием средств в развитие подвижного железнодорожного состава.

Частные компании направили в отрасль 20 миллиардов рублей в 2003 году, за последние же три года общая цифра таких вложений составила 35 миллиардов рублей, отметил Голомолзин.

Вместе с тем "дальнейшее развитие транспортной отрасли невозможно без внедрения стабильных правовых рамок, развития рыночной инфраструктуры", - добавил заместитель руководителя антимонопольной службы. "ФК-Новости".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости