В НОВОРОССИЙСКЕ С РАБОЧЕЙ ПОЕЗДКОЙ ПОБЫВАЛ НОВЫЙ МИНИСТР ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИГОРЬ ЛЕВИТИН.
МИНИСТР И ГУБЕРНАТОР КРАЯ НА МОРСКОМ БУКСИРЕ "БОДРЫЙ" ПРОШЛИ ПО АКВАТОРИИ ЦЕМЕССКОЙ БУХТЫ, ПОБЫВАЛИ ВО ВСЕХ РАЙОНАХ ПОРТА, ОСМОТРЕЛИ СТРОЯЩИЕСЯ ПРИЧАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ. ЗАТЕМ В АДМИНИСТРАЦИИ НОВОРОССИЙСКА ПРОШЛО СОВЕЩАНИЕ, НА КОТОРОМ ОБСУЖДАЛИСЬ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЮГА СТРАНЫ.
***
Как увеличить мощность порта на 30 процентов
Порты, расположенные на побережье Краснодарского края, сейчас часто называют южными морскими воротами страны. Это стало таким же привычным определением, как и "Кубань — житница России", "Кубань — столица курортов". Перевалка внешнеторговых грузов кубанскими портами за последние десять лет увеличилась вдвое и в прошлом году составила свыше 115 миллионов тонн. Согласно программе развития морского транспорта до 2010 года, разработанной в рамках принятой Правительством РФ федеральной программы "Модернизация транспортной системы России", предусмотрено увеличение мощности южных портов до 155 миллионов тонн грузов в год.
Факторов, указывающих на то, что эти планы просто обречены на реализацию, достаточно много. Пожалуй, главный из них — запланированное увеличение вдвое валового внутреннего продукта, при этом произойдет и увеличение внешнеторгового оборота. Кроме того, Россия всерьез вознамерилась побороться за межконтинентальные транспортные коридоры. Кубанцев, помимо гордости от участия в столь масштабных проектах, интересует развитие собственной экономики. Портовое хозяйство — одно из самых перспективных направлений. Подсчитано, что каждый рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру, способен принести до трех рублей прибыли.
Краевые власти, поставив во главу угла своей политики социальную сферу, обозначили и главный источник финансирования основных социальных задач — экономика. "Мы должны зарабатывать на том, что имеем" - эти слова Александра Ткачева, сказанные три года назад, сегодня немного скорректированы: "Мы обязаны максимально зарабатывать на том, что имеем".
Что касается портового хозяйства, то увеличение доходов здесь возможно благодаря повышению эффективности имеющихся мощностей и созданию новых. Но благих пожеланий мало, необходимы конкретные решения. Момент для принятия этих решений сейчас самый благоприятный. Только что произошли большие кадровые перемены в Правительстве РФ и администрации Краснодарского края. Александр Ткачев заявил, что цель работы его новой команды — резкое увеличение экономических показателей. И одной из точек приложения сил стало портовое хозяйство.
Край ведет работу в этом направлении уже не первый год. Достаточно вспомнить четырехмиллиардные инвестиционные соглашения, подписанные в прошлом году в Дагомысе на международном экономическом форуме "Кубань-2003", или подписанные совсем недавно в Ганновере соглашения по новому порту в районе мыса Железный Рог.
Сейчас администрация края выступила с инициативой создания управляющей компании, которая координировала бы работу всех компаний, базирующихся в порту Новороссийск. Этот вопрос стал основным на совещании, которое провели министр и губернатор.
Проблемы неотлаженной работы транспортной инфраструктуры известны: простои вагонов, судов, причалов. Аргументы в пользу создания единой управляющей компании очевидны. Их перечислили в своем выступлении и губернатор края Александр Ткачев, и другие участники совещания: увеличение инвестиций, улучшение управления, логистики, уменьшение простоев судов, снижение издержек. Создание компании позволит организовать единую службу безопасности.
В новую компанию должны войти также представители Минтранса РФ, РАО "Российские железные дороги", краевой администрации и администрации города Новороссийска. Как отметил председатель совета директоров Русского генерального банка, одного из основных акционеров Новороссийского морского торгового порта, Александр Пономаренко, работа такой компании позволит увеличить грузооборот порта на 30 процентов (в прошлом году Новороссийский порт перевалил более 65 млн. т грузов). "Создание такой компании имеет для порта Новороссийск стратегическое значение, — сказал генеральный директор ОАО "Новороссийский морской торговый порт" Владимир Ковбасюк. — Мы перейдем в качественно новую управляющую структуру. Инициатива краевой власти своевременна и перспективна".
***
Простоев не будет
Существует мнение, что вся мировая политика — это борьба за источники углеводородного сырья и пути транспортировки грузов. И хотя мы гордимся тем, что Новороссийск — главный порт страны, но в мировой табели о рангах это лишь 44-й порт, а если отбросить перевалку нефти, то он находится даже вне первых двухсот. Впрочем, места в мировых рейтингах мало кого интересуют. Прежде всего интересует увеличение объемов обрабатываемых грузов. А даже российские грузы — предмет международной жесткой конкурентной борьбы. За них бьются Украина, Грузия. Достаточно сказать, что Украина запланировала увеличение мощности своих портов на 25 миллионов тонн. Из переваленных через украинские порты в прошлом году 110 миллионов тонн грузов 44 миллиона — это транзит: российские грузы и те, что прошли через территорию РФ. В их числе 2 миллиона тонн российского угля, 5 миллионов тонн зерна (казахского и российского), 11 миллионов тонн нефти.
Конкуренция эта будет только расти из-за роста потребностей в эффективных трансконтинентальных перевозках между Европой и Азией. Создаются международные транспортные коридоры. Например, в Евроазиатском транспортном коридоре (TRACECA) задействованы черноморские порты (Одесса, Бургас, Варна, Самсун, Поти, Батуми), железные дороги Румынии, Болгарии, Украины, Грузии и Азербайджана, каспийская паромная переправа (Баку - Туркменбаши), железнодорожная сеть Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, а также Китая.
Россия, безусловно, заинтересована в участии в международных транспортных проектах.
Но при этом необходимо предлагать качественные транспортные услуги. Начав разговор о необходимости повышения конкурентоспособности наших портов, участники совещания выдвинули еще одно предложение — создать в Новороссийске первый в России логистический центр, целью которого стала бы оптимизация временных и финансовых затрат на пути грузов от отправителя к получателю.
Министр Игорь Левитин высказал предложение: для скорейшей реализации проекта нового автомобильного подхода к причалам Новороссийска подключить частных инвесторов, а саму дорогу сделать платной.
В ходе совещания министр, похоже, решил еще один сложный вопрос, который они накануне обсуждали с краевым руководством. Два подъездных пути к причалам находились в распоряжении частных компаний, работающих в порту. Министр вначале высказал мнение, что пора заканчивать с многочисленными судебными разбирательствами по этому поводу, а затем обратился к руководителям компаний с предложением передать железнодорожные пути в ведение РАО "Российские железные дороги". Логика здесь проста. Намечены миллиардные инвестиции в порт. Значительных затрат потребует и увеличение пропускной способности железной дороги, а это уже миллиарды бюджетных средств. Видимо, в ближайшее время будут созданы и управляющая компания, и логистический центр. Но вся эта работа в итоге может упереться в мнение распорядителя "золотой стрелки", как назвал эти два железнодорожных подхода министр. На удивление, этот сложный вопрос решился тут же. Руководители компаний, к которым обратился министр, заявили о согласии с его позицией.
Принято решение, что для выполнения задач, стоящих перед Новороссийским портом, будет создана рабочая группа. Определен и срок для подготовки необходимых документов — месяц. Потом состоится совещание в министерстве, где и будут приняты окончательные решения. Вопросы, которые будет готовить рабочая группа: реализация предложения Александра Ткачева по созданию управляющей компании, создание логистического центра, установление сроков аренды портовых сооружений.
Государство должно дать инфраструктуру, бизнес — обеспечить ее загрузку, бюджет — максимально заработать.
Второй вопрос совещания — "Об использовании частных инвестиций при развитии железнодорожной инфраструктуры Таманского полуострова".
Немало времени ушло на выбор точки для нового южного российского порта. В итоге был предложен мыс Железный Рог. Предполагаемый объем перевалки — 30 миллионов тонн грузов. Государственные инвестиции на обустройство транспортного коридора к Тамани - свыше 30 миллиардов рублей. Но государство готово вкладывать средства только в экономически эффективные проекты. 30 миллионов тонн грузов в год — это хорошо. В этом случае Железный Рог тут же станет вторым по мощности портом страны. И это принесет немалую прибыль как Темрюкскому району (в Новороссийске, например, портовые и транспортные сборы формируют 52% бюджета), так и Кубани в целом.
Но на сегодня потенциальный объем перевалки существенно меньше планируемых 30 миллионов тонн.
Ряд компаний идут в таманские порты всерьез и надолго. В частности, Таманьнефтегаз, уже инвестировал 500 миллионов рублей и в этом году намерен инвестировать еще 120. Но в основном пока грузоотправители говорят только о своих намерениях. Шесть миллионов тонн гарантирует предприятие "Тольятти-азот". О нем разговор особый. Первоначальная позиция руководителей предприятия никак не устраивала администрацию края.
"Они вначале делали что считали нужным, а потом пытались согласовывать свои действия", — определил эту позицию губернатор Кубани. Президент компании "Тольяттиазот" Владимир Махлай так обосновал необходимость реализации проекта. "От Тольятти до Одессы труба — 2, 5 тысячи километров. Но в Украине очень высокие тарифы. В итоге транспортировка нам обходится в три раза дороже, чем если бы мы отправляли груз через Тамань".
- У нас остаются вопросы по экологии, — сказал Александр Ткачев. Подготовившийся к совещанию президент "Тольяттиазота" передал губернатору для ознакомления материалы последних экологических экспертиз.
- На следующей неделе я к вам приеду. Разговор продолжим, — сказал губернатор.
Обсудили участники совещания и перспективы развития Порт-Кавказа, связанные с возрождением паромной переправы. По таманским портам министр соберет рабочую группу уже через десять дней.
***
Транспортная инфраструктура - условие развития экономики
Для нового министра транспорта Игоря Левитина это одна из первых рабочих поездок в регионы. Министр подчеркнул: главное, что он увидел, — большая заинтересованность со стороны губернатора, администрации края в вопросах развития транспортной инфраструктуры. Не случайно во время прошедшего совещания не раз звучали слова "новый", "первый". Порт Новороссийск — первый в России. Первый строящийся в современной России новый порт Железный Рог, первый планируемый логистический центр, первая управляющая компания... Министр смог оценить то, что уже сделано.
Транспортная отрасль и сегодня является одной из главных бюджетообразующих отраслей. Но ее резервы поистине неисчерпаемы. Когда во время прошлогоднего визита в порты Новороссийск и Ейск Владимир Путин сказал о необходимости увеличения портовых мощностей вдвое, кубанцы не просто стали горячими сторонниками этого предложения, они его начали реализовывать.
Тогда же президент сказал о необходимости развития курортов. На совещании в Новороссийске курортная тема также была затронута. Его участники обсудили ход работ на объездной автомобильной дороге г. Сочи и строительство автомобильной дороги Адлер — Красная Поляна. Интерес края здесь прямой: чем удобнее дорога, тем больше отдыхающих, тем весомее доходы казны.
Предложение краевого руководства по схемам финансирования этих работ также нашло поддержку министра.
Кубань не просто должна максимально зарабатывать на том, что имеет. Край уже работает в этом направлении, создавая новые рабочие места, получая дополнительные налоги.
***
фото: