В процессе перехода к рыночной экономике повысилась роль сферы обращения в формировании затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. При плановой экономике товарные потоки материально-технических ресурсов для сельского хозяйства строго регламентировались выделяемыми потребителям фондами, что упрощало планирование этих потоков на пути от поставщиков. По плановым разнарядкам продукция направлялась с заводов-изготовителей либо транзитом непосредственно в хозяйства-потребители, либо на ближайшие базы снабжения, откуда основная часть техники, запасных частей, удобрений и других ресурсов доставлялась потребителям централизованно транспортом предприятий снабжения. Такая схема товарных потоков сводила издержки по их транспортировке к минимуму. Техника и ресурсы удорожались в сфере обращения незначительно. На всей территории страны действовала единая торговая наценка в размере 12, 5%, причем хозяйства удаленных восточных и северных регионов получали средства производства по тем же ценам, что и потребители в центре страны.
Другая ситуация сложилась после перехода страны к рыночной экономике. Единая плановая система снабжения села была нарушена, в связи с чем намного усложнились товарные потоки, появились многочисленные посреднические структуры, каждая из которых стремилась получить свою прибыль на пути движения товаров от поставщиков к потребителям. Отсюда возникли нерациональные перевозки и перевалки продукции, увеличивающие ее конечную стоимость для потребителей. Средний уровень издержек обращения средств производства относительно их стоимости возрос (без учета доставки от баз снабжения в хозяйства) до 20-25%, а в удаленных восточных и северных регионах - до 60-80% и более. Это обусловило рост доли издержек по доставке ресурсов в общих затратах на производство сельскохозяйственной продукции. В связи с этим особое значение для сельского хозяйства получают логистические методы снижения издержек обращения при его ресурсообеспечении, отказ от стихийного формирования уровня и структуры этих издержек, наносящего большой вред аграрной экономике.
В последние годы в странах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получила новая отрасль экономической науки - логистика, которая осуществляет исследования оптимизации и регулирования процессов товаропродвижения в сфере обращения продукции и услуг, включая информационные, транспортные и финансовые аспекты как на микро, так и макроуровне, т. е. как на отдельных предприятиях и торгово-посреднических структурах, так и в различных отраслях экономики в целом.
Логистические системы товаропродвижения, как и все рационально построенные системы, обусловливают увеличение общего эффекта до величины большей, чем сумма эффектов каждого из элементов системы, действующих независимо. Это определяется эффектом от интеграции усилий звеньев системы, когда они действуют согласованно, по единому плану. На рынке этих стран преобладают логистические системы крупных национальных и международных фирм-продуцентов, конкурирующих между собой. Эта конкуренция способствует более полному удовлетворению потребностей покупателей, снижению цен на технику и ресурсы, созданию выгодных для покупателей условий поставок и сервиса реализуемых машин и ресурсов. Более мелкие фирмы-посредники играют, как правило, вспомогательную роль, удовлетворяя потребности покупателей лишь на отдельных сегментах рынка или дополняя деятельность крупных фирм-поставщиков по ряду их функций.
Логистика органически связана с теорией и практикой маркетинга, т. е. увязкой производства и реализации товаров с реальным платежеспособным спросом покупателей, стимулированием реализации путем рекламы товаров, гибкой политики цен и торговых наценок (скидок), поиском новых сфер деятельности для получения доходов и т. д. Диалектическое взаимодействие и взаимопроникновение логистики и маркетинга дают в совокупности экономический эффект.
В условиях кризиса сельского хозяйства, диспаритета цен, низкой покупательной способности хозяйств-потребителей в аграрном секторе этот аспект взаимодействия логистики и маркетинга приобретает особое значение. Так, неточное определение платежеспособного спроса потребителей порождает нерациональные излишние перевозки продукции, ее оседание в сверхнормативных запасах, дополнительные затраты на хранение и т. д. Все эти факторы увеличивают издержки обращения и удорожают продукцию для покупателей.
Между тем, по зарубежным данным, применение научно обоснованных методов логистики позволяет снизить уровень издержек обращения на 20%, товарные запасы - на 30-70%, сократить время обращения товаров на 20-50%. Очевидно, что мог бы быть получен большой экономический эффект при достижении таких показателей в реальных условиях ресурсообеспечения аграрного сектора. Однако по ряду объективных и субъективных причин методы логистики и маркетинга используются у нас недостаточно.
Рост уровня издержек обращения товаров обусловлен не только стихийностью рыночных процессов товаропродвижения, возникновением многих перевалочных пунктов на пути от производителей до потребителей, но и неуправляемым опережающим ростом транспортных тарифов, затрат на хранение товаров, плохим использованием складских мощностей в связи с падением поставок ресурсов селу, а также отсутствием конкуренции поставщиков и посреднических структур, не заинтересованных в снижении издержек обращения в условиях монополизации рынка. Между тем на Западе именно конкуренция поставщиков на рынке является важнейшим стимулом снижения издержек обращения с целью достижения ценового преимущества над конкурентами при реализации товаров.
О реальном влиянии логистических издержек на экономику сельскохозяйственного производства можно судить по следующим данным. В 2004 г., по сведениям Минсельхоза России, сельскохозяйственные предприятия приобрели техники на 49, 4 млрд.руб., минеральных удобрений, комбикормов, запасных частей к технике, горючесмазочных материалов на 242, 4 млрд. руб., т. е. сумма общего объема полученных средств производства достигла 291, 8 млрд. руб. По нашим расчетам, внутри затрат франко-хозяйство содержится не менее 58, 2 млрд. руб. логистических издержек, в том числе около 10 млрд. руб. по технике. На практике сумма этих затрат еще выше.
Для сравнения можно отметить, что в дореформенный период при уровне издержек по доставке материально-технических ресурсов по стране в 12, 5% их сумма составляла бы при сопоставимых тарифах и ценах на ресурсы всего 36, 5 млрд. руб., или на 22 млрд. руб. меньше. Эта экономия издержек по доставке ресурсов была бы равна примерно 4% себестоимости сельскохозяйственной продукции в условиях 2004 г.
Такое возрастание издержек обращения - объективная плата общества за рыночные отношения, конкуренцию и трудности сбыта товаров, неразвитость рынка, его бессистемность, стихийность и нежелание государства регулировать рыночные отношения.
Эффективность применения логистических методов при организации товарных потоков, снижении дальности перевозок, выборе рациональных видов транспорта и использовании других факторов можно видеть на примере работы Вологодского Агроснаба, где торговые наценки дифференцированы по девяти основным группам товаров и максимально приближены к реальной издержкоемкости каждой из них. При среднем уровне наценок в 19, 2% они колеблются от 15, 6% - по технике до 29, 6% - по запасным частям к сельскохозяйственной технике. Это позволяет полностью использовать резервы снижения издержек в зависимости от реальных условий доставки и хранения по каждой товарной группе. Аналогичный опыт имеет ОАО "Курскагропромтехника", где торговые наценки дифференцированы по семи товарным группам с интервалом от 20% по сельскохозяйственной технике до 38% - по оборудованию для животноводческих ферм. За четыре года по большинству товарных групп произошло падение уровня торговых наценок, что обусловило снижение среднего их уровня с 26% в 2001 г. до 24, 2% - в 2004 г. и обеспечило экономию сельским товаропроизводителям в сумме 1321 тыс. руб. в расчете на год.
Продвижение товарных потоков требует эффективного использования инфраструктуры аграрного снабжения, поскольку сложившаяся систематическая ее недогрузка вызывает рост издержек обращения товаров при отнесении высоких амортизационных отчислений от балансовой стоимости складов, баз и их оборудования на малые объемы реализации товаров.
Для более полной загрузки складской инфраструктуры ресурсообеспечения необходим последовательный рост объемов товарооборота, в том числе и за счет диверсификации видов деятельности и услуг (вовлечения в оборот новых видов товаров, пользующихся спросом покупателей, развития собственных производств дефицитной продукции, освоения новых видов услуг потребителям и др.). Это позволяет снизить амортизационные отчисления на основную номенклатуру материально-технических средств для сельского хозяйства.
Высокий уровень издержек по доставке техники и ресурсов в регионы-потребители (удорожающие их на 25-30%) требует, прежде всего, снижения транспортных расходов за счет: выбора наиболее близких поставщиков с целью сокращения дальности доставки товаров; использования рациональных и экономичных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, водного) - в зависимости от расстояния перевозки и уровня тарифов по видам транспорта на эти расстояния; применения контейнеров и других экономичных видов средств транспортировки грузов; сокращения издержек на погрузочно-разгрузочные работы и внутрискладские операции с товарами за счет внедрения средств механизации; организации централизованной доставки товаров с региональных (областных) баз в районные торговые точки, что позволяет в наибольшей мере использовать грузоподъемность автотранспорта и сокращать нерациональные перевозки по доставке мелких партий грузов.
Особое значение для снижения издержек имеет восстановление районного уровня системы агроснабжения, позволяющее сократить расстояния доставки в хозяйства техники и других ресурсов с баз снабжения в 2-3 раза и таким образом снизить их транспортные расходы. Этот путь снижения издержек особенно эффективен при организации централизованного завоза товаров в хозяйства транспортом баз снабжения, при котором потребители высвобождают свой автотранспорт и работников.
Необходимо также регулирование государством транспортных тарифов, которые в последние годы росли опережающими темпами - дотирование части железнодорожных тарифов с целю их снижения, особенно при перевозках техники и ресурсов в удаленные восточные и северные регионы страны, где они наиболее существенно удорожают средства производства для села.
Наряду с мерами по государственному регулированию рынка материально-технических средств, способными создать благоприятный макроэкономический фон для его развития, нужны организационно-экономические меры по внедрению в практику экономических отношений на рынке таких прогрессивных методов, как маркетинг, лизинг и логистический сервис техники, дилерское обслуживание, восстановление и реализация подержанных машин, способных возместить сокращение машинно-тракторного парка. С этой целью следует систематически изучать и пропагандировать опыт передовых структур-посредников по успешному применению прогрессивных методов реализации техники, показывая их эффективность как для сельских товаропроизводителей, так и самих посреднических структур.
Требует совершенствования логистическая система реализации сельскохозяйственной техники на основе лизинга - как на макроуровне, так и в низовом звене. В связи с высокой потребностью сельских товаропроизводителей в поставках техники по лизингу необходимо довести ее объемы до 40 млрд. руб. в год за счет государственного и коммерческого лизинга. При этом следует совершенствовать условия лизинга техники, являющегося важным источником пополнения их машинно-тракторного парка. В частности, надо отменить установленное в 2001 г. начисление за пользование кредитом на срок лизинга (что удорожает технику до 15% за 5 лет), а также первоначальный взнос за первый год пользования техникой, закрепить положение, при котором все лизинговые платежи осуществляются на базе уровня цен на машины в год передачи их в лизинг и облегчить условия гарантии возврата средств, препятствующие использованию лизинга для основной массы хозяйств.
Необходимо усилить контроль за уровнем цен заводов-изготовителей на технику, поставляемую по лизингу. Искусственное завышение этих цен на 15-20 и более процентов против средних рыночных на те же машины удорожает их для лизингополучателей, приводит к неэффективному использованию средств бюджета, снижая возможные объемы поставок по лизингу. Заводы-изготовители при поставках техники по лизингу получают от государства льготную гарантированную оплату стоимости в условиях трудностей сбыта техники при обычной реализации, и поэтому уровень цен на поставку машин по лизингу не должен превышать этот уровень при коммерческой реализации. Эти организационные и экономические меры позволили бы намного повысить эффективность лизинга техники, создать условия для привлечения к нему основной массы хозяйств, поднять удельный вес лизинговой техники в машинно-тракторном парке, в котором она составляет сейчас всего 3-7%.
Эффективность логистических методов снижения издержек обращения тем выше, чем более развита конкуренция на рынке между посредническими структурами, поскольку снижение издержек по доставке позволяет снижать уровень конечных цен на товары и тем самым получать преимущества при конкуренции на рынке с другими продавцами. Поэтому государство должно принимать эффективные антимонопольные меры, позволяющие развивать свободную конкуренцию поставщиков ресурсов на рынке.
Важную роль в снижении уровня логистических издержек играют маркетинговые методы товародвижения, применение которых позволяет избежать излишних товарных потоков и издержек, облегчить приобретение техники и ресурсов хозяйствами и существенно понизить конечные цены на них. В связи с низкой покупательной способностью основной массы сельских товаропроизводителей велика роль посреднических структур в экономическом стимулировании хозяйств при приобретении техники. Например, в Курской области осуществляется региональная программа финансовой поддержки сельских товаропроизводителей, согласно которой они могут приобретать машины при оплате аванса в 20% их стоимости и получении под залог этих машин субсидированного банковского кредита на 3-5 лет для оплаты остальных 80% цены. Только за первое полугодие 2005 г. хозяйства приобрели по указанной программе 25 единиц самоходной техники на 26, 7 млн. руб.
Другим маркетинговым методом является укрупнение заказа регионов поставщикам на технику через ОАО "Росагроснаб", что обеспечивает скидки с цены до 10% и соответственно экономию хозяйств при приобретении машин. В Тульской области агроснаб при содействии областной администрации осуществляет сезонное кредитование хозяйств запасными частями в период полевых работ с возвратом их стоимости зерном после уборки урожая по ценам выше средних закупочных, что одновременно обеспечивает создание областного фонда зерна.
Эти примеры показывают, что при применении гибких маркетинговых методов достигаются улучшение снабжения хозяйств техникой и ресурсами и экономия затрат на их приобретение. Следовательно, можно сделать вывод, что прогрессивные методы логистики и маркетинга могут дать большой экономический эффект при ресурсообеспечении сельского хозяйства. Учитывая высокий сложившийся уровень логистических издержек, этот эффект может исчисляться многими миллиардами рублей в год.