В ближайшие дни городские власти должны принять в окончательном варианте закон о бюджете Москвы 2005 года. От этого документа напрямую зависит благополучие как минимум половины жителей столицы. Но и других он тоже касается - именно от размеров государственного финансирования зависит, сколько в будущем году будет построено муниципального жилья, школ, дорог. В канун принятия бюджета руководитель департамента экономической политики правительства Москвы Марина Оглоблина ответила на вопросы обозревателя "Известий" БОРИСА УСТЮГОВА.
ИЗВЕСТИЯ: Если представить Москву как крупное предприятие, то есть ли у ее руководства бизнес-план на ближайшие годы?
МАРИНА ОГЛОБЛИНА: По нашим оценкам, валовой региональный продукт в 2005 году в сравнении с 2004 годом должен вырасти на 6%. Также он будет расти и в последующие годы - 2006-м и 2007-м. В целом экономика города стабильна и прогнозируема. В городском бюджете уже почти 10 лет закладываются значительные средства на повышение зарплаты бюджетникам. Из почти 10, 5 млн жителей у нас около 2 млн работающих в бюджетной сфере. Пенсионеров и льготников в Москве всего около 2, 5 млн - то есть половина москвичей прямо зависят от городского бюджета. Поэтому основная долгосрочная программа города - это поддержка социальной сферы.
ИЗВЕСТИЯ: В проекте городского бюджета на 2005 год значительно урезана городская инвестиционная программа. Что это может значить для реализации строительных программ по возведению муниципального жилья и городской инфраструктуры?
ОГЛОБЛИНА: В 2005 году городская инвест-программа будет сокращена, но, как ни странно, на объемы строительства это почти не повлияет. В 2005 году город потерял 25 млрд руб. налоговых доходов, которые были переведены в федеральное ведение. В 2004 году инвестпрограмма составляла 95 млрд руб. В 2005 году объектов по городской инвестиционной программе будет построено на 91, 5 млрд руб. На первый взгляд сокращение небольшое. Но порядка 10 млрд руб. по этому перечню пока не обеспечено доходами. Сейчас программа сделана в расчете на дополнительные доходы, которые предстоит собрать. Позиция правительства Москвы: глобального снижения инвестиций в строительство нет и не будет. ИЗВЕСТИЯ: Иными словами, строительство остается одной из самых прибыльных областей городской экономики?
ОГЛОБЛИНА: Не только экономики. Не так много осталось в стране регионов, где жилье предоставляется бесплатно. Москва эту программу реализует. В 2005 году мы должны построить и ввести 1, 8 млн кв. м муниципального жилья, 1, 2 млн будут построены за счет бюджетных средств, а 600 тыс. кв. м будут переданы городу в счет инвестиционных контрактов, заключенных в прошлые годы. Сейчас на каждого москвича в среднем приходится 19 кв. м жилья при норме в 18 кв. м. В странах Европы этот показатель гораздо выше. В Париже, например, на каждого жителя в среднем приходится около 28 кв. м жилья. Нам есть куда развиваться. Вообще, по жилищному строительству в городе реализуется несколько программ. Это программа сноса и переселения пятиэтажного ветхого фонда, программа реконструкции центральной части Москвы, программа предоставления жилья молодым семьям, а также плановое предоставление жилья очередникам. Эти программы будут продолжаться и в следующие три года - на них заложены средства.
ИЗВЕСТИЯ: Кроме доходов от налогов город может лучше собирать аренду, более эффективно проводить конкурсы...
ОГЛОБЛИНА: В 2005 году все конкурсы будут проходить по системе открытых торгов, и мы уже можем предсказать экономию для городского бюджета. В первом полугодии 2004 года эта экономия составила в среднем 9, 2%. Первые аукционы по продаже прав аренды на нежилые помещения, принадлежащие Москве, а также строительные аукционы показали эффективность новой системы. В 2004 году мы оцениваем сбор арендной платы за нежилые помещения в 10, 27 млрд руб. Прогноз на 2005 год - 15, 47 млрд, на 2006-й - 17, 9 млрд, а на 2007 год - 24, 5 млрд руб.
ИЗВЕСТИЯ: Одна из самых затратных городских программ - аэропорт "Внуково". Во сколько он обойдется городу и когда можно ожидать дивидендов и больших налоговых поступлений от его деятельности?
ОГЛОБЛИНА: В АО "Аэропорт "Внуково" город имеет 60, 8% акций, которые были переданы нам в счет субвенций федерального бюджета за выполнение столичных функций. Это градообразующий объект, который в перспективе не только принесет дивиденды, но и поднимет международный и туристический имидж города. Для начала надо реконструировать и удлинить на 800 метров посадочные полосы, а также отремонтировать рулежные дорожки. Тогда "Внуково" сможет принимать все типы самолетов. За счет частных инвесторов уже построен международный терминал, сейчас идет строительство перрона. В следующем году к аэропорту должна быть подведена железная дорога, закончить ее строительство планируется ко Дню города. Будет перестроен и правительственный терминал "Внуково-2", деньги на это должен выделить федеральный бюджет. На проектную мощность в 10 млн пассажиров в год аэропорт должен выйти с 2007 года (пока оборот "Внуково" составляет 3 млн пассажиров в год). Затраты на строительство большие: в этом году Москва вложила в аэропорт 1, 3 млрд руб. В бюджете на следующий год предусмотрено 3 млрд руб., из федерального бюджета поступит 1 млрд руб. на реконструкцию летного поля как федеральной собственности. Общую стоимость "Внуково" с учетом федерального финансирования мы оцениваем в 6, 5 млрд руб. При этом "Внуково" уже сейчас приносит городу доходы от налогов. В 2004 году налоговых поступлений от аэропорта собрано 34 млн руб. План на 2005 год - 52 млн руб.
ИЗВЕСТИЯ: Не скажутся ли столь масштабные затраты на других городских программах, например на строительстве новых дорог?
ОГЛОБЛИНА: Дорожное строительство финансируется из целевого регионального дорожного фонда. В 2003 году был отменен дорожный налог, город стал получать субвенции из федерального бюджета на содержание дорожного фонда. В 2003 году на строительство дорог в Москве федерацией было выделено 10 млрд руб., еще 28 млрд было собрано городом. Это транспортный, земельный налог, налог на прибыль с предприятий, акцизы на продажу ГСМ. Региональный дорожный фонд в результате составил 38 млрд руб. В 2004 году его размер составил около 40 млрд руб. (16, 4 млрд получено от федерального правительства), в 2005 году мы надеемся привлечь 27 млрд собственных доходов, а по закону о федеральном бюджете пока в качестве субвенции Москве заложено всего 4 млрд. Ситуация будет непростая. Но мы надеемся, что Минфин и правительство примут решения по формированию московского дорожного фонда. Иначе нам будет сложно выполнить все, что запланировано.
ИЗВЕСТИЯ: Многие городские программы предусматривают федеральное финансирование. Москва решила все проблемы с федеральными министерствами?
ОГЛОБЛИНА: Проблемы, разумеется, остаются. Но мы договорились жить по правилам, то есть перейти на рыночные взаимоотношения с федеральными структурами в Москве. Город перестает получать субвенции за исполнение столичных функций, предприятиям и учреждениям федерального подчинения теперь придется заключать договоры с городскими организациями на ремонт, уборку и обслуживание по рыночным ценам. Иными словами, раньше город платил из своего бюджета за содержание федерального парка "Лосиный остров", уборку Красной площади или обслуживание иностранных посольств. Сейчас за это будут платить те организации, на балансе которых находится эта собственность. ИЗВЕСТИЯ: Не может ли получиться так, что у Исторического музея не найдется денег на оплату уборки Красной площади?
ОГЛОБЛИНА: На уборку Красной площади деньги найдутся всегда. Но на оплату услуг по содержанию особо значимых федеральных объектов и территорий в сметах расходов у федеральных ведомств должны быть предусмотрены необходимые средства. Учитывая особую важность этих объектов в жизнедеятельности города, городские службы на договорных условиях будут поддерживать их в должном порядке. Это можно гарантировать авторитетом мэра. О сравнении бюджета Москвы с бюджетами других столиц мира читайте на стр. 16
[Графические материалы:
РАСХОДЫ МОСКОВСКОГО БЮДЖЕТА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПЯТЬ ЛЕТ (В МЛРД РУБ.)
Материалы доступны в бумажной версии издания]