Краснодарский край может потерять свою инвестиционную привлекательность
Ситуация
ОСЕННЕЕ море серо и хмуро, как уставший путник после многокилометрового перехода. Море не сияет летней голубизной и радующей глаз лазурью. Свинцовые волны, не ведая усталости (и где только они энергию берут), в ритме, запрограммированном по каким-то неведомым нам законам, атакуют берег. На одной из крупнейших строек Краснодарского края - строительстве морского всепогодного, всесезонного порта близ мыса Железный Рог - рукотворное затишье. Администрация края запрещает вести работы.
Запрет на деятельность инвестора - подход далеко не государственный, не сочетающийся с политикой правительства РФ в области экономики. Далек такой подход и от положений, декларируемых Уставом и Программой Всероссийской политической партии "Единая Россия", членом высшего совета которой является Александр Ткачев. Чем же руководствуется в своей деятельности администрация Краснодарского края? Это и старались мы выяснить в ходе журналистского расследования.
Черноморский порт у мыса Железный Рог в районе станицы Тамань - это новое слово в отечественном морском портостроении. Он расположится не в бухте, естественной или искусственной, а в открытом море, куда его более чем на два километра выводит мощная эстакада. На этой эстакаде, словно ветки на стволе дерева - причалы. Еще год-полтора назад о столь необычном сооружении можно было только говорить, пытаться на чертежах, рисунках показать, каким оно будет. Но сегодня все наглядно видно. Стальная эстакада шагнула на своих сваях-ногах почти на два километра в глубь моря, построено несколько причалов, один из которых оснащается мощными портовыми кранами - хоть начинай принимать суда. Преодолена та самая экваториальная линия, когда уже ясно: порт будет!
Первоначально порт возводился как комплекс по перевалке аммиака, производимого на ТоА-Зе. Но по ходу строительства инвесторы осознали, что при столь остром дефиците портов в Российской Федерации (основные из них при развале Советского Союза остались в Украине и Прибалтике) просто преступно использовать его только под перевалку аммиака. Вот и были внесены в проект существенные коррективы: запланированы терминалы для сыпучих грузов, зерна, нефтепродуктов... Тольяттинцами приняты обязательства по строительству зданий и помещений для административных органов по созданию необходимой в таких случаях инфраструктуры.
Другими словами, проявлен тот самый государственный подход, о котором частные инвесторы напрочь забывают, как только начинают считать вкладываемые в дело собственные деньги. Надо бы радоваться государственному подходу к проблеме, поощрять такое отношение к делу. А здесь, наоборот - принято решение остановить стройку.
...История этого строительства начиналась еще в далеком 1998-м. Тогда корпорация "Тольяттиазот" заключила с ОАО "Таманьнефтегаз" договор о совместной деятельности по строительству порта, других объектов общего пользования. Расставили приоритеты, распределили обязанности, определили пусковой комплекс. Все это заверили подписями и печатями. Но в 2001-м, почти сразу после подписания второго договора о сотрудничестве, "Таманьнефтегаз" отошел отдел, о чем объявил соответствующим письмом. "Тольяттиазоту" пришлось перестраиваться на марше, все работы брать на себя - не останавливать же стройку из-за того, что у партнера изменились планы. Хотя эта перестройка далась непросто. С одной стороны, время было потеряно, с другой - причинен значительный материальный ущерб. И вот теперь, судя по всему, "Таманьнефтегаз" решил возобновить работы.
У юристов вызывает сомнение вопрос об остановке всей стройки, когда нарушения обнаружены на каких-то отдельных объектах. Есть бесспорные основания - приостанови работы на том или ином объекте. При чем же вся стройка? Когда на основной объект по перевалке аммиака есть все экологические, МЧС, государственные заключения. Кто такой нашелся свыше, проигнорировав все заключения? Причем это не первая остановка. Если бы все надзорные органы в своей практической деятельности исповедовали такой принцип, то вся страна бы давно встала. Нашелся в трамвае безбилетник - останавливай весь вагон, недоплатило одно предприятия налоги - всю область ставь "на счетчик"... Напрашивается ответ: кто-то, очень заинтересованный, но не государственный человек, очень сильно попросил или надавил. Но это предположения. Легче ответить на вопрос кто из инвесторов строительства порта на мысе Железный Рог выигрывает от антигосударственной практики администрации Ткачева?
- Чиновники краевой администрации взяли на себя ответственное решение, - говоритвице-президент корпорации "Тольяттиазот", по сути начальник стройки, днюющий и ночующий на объектах Тамани, Алексей Виноградов. - Остановили стройку. Мы думали, что руководство края прилетело оказать помощь в решении вопросов и спросить, что еще мешает в строительстве, как быстрее получить результат от вложенных средств. А они взяли и остановили стройку. И в этой связи мне любопытно: а если вдруг "Тольяттиазот" решит оспорить в суде действия должностных лиц краевой администрации по остановке строительства? Кто будет нести материальную ответственность за столь решительные действия? Краевые налогоплательщики, то есть бюджет или?..
- Когда мы начинали, здесь была чистая степь и чистая гладь берега, - продолжает Виноградов, - конкуренции - никакой. Каких-либо ограничений по территории не было. Мы разрабатывали проект, утверждали его в соответствующих органах и строили. Земли было достаточно. Но теперь нам вменяют в вину наши действия, говорят, что мы заступаем на чужую территорию. Беда, оказывается, в том, что мы с нашим бывшим партнером в разных проектных институтах заказывали проектную документацию. Отсюда и несогласованность. Хотя своими планами мы с местными властями постоянно, как того требует закон, делились и получили разрешение на параллельное проектирование и строительство.
Серьезные бизнесмены всегда найдут общий язык и без помощи посредников. Несмотря на имеющиеся разногласия, мы не так давно сумели найти точки соприкосновения с тем же "Таманьнефтегазом", сняли претензии с их стороны. Вынуждены были пойти на удорожание, изменив проект сооружения части причалов, перенесли их на другую сторону эстакады, договорились также о некоторых изменениях в строительстве железной дороги. Из тех 22 замечаний, что были сделаны комиссией, практически по всем есть (по части из них и раньше было) положительные решения. Соответствующие письма мы направили в надзирающие органы и администрацию края. Но пока (несмотря на то, что наши письма находятся на рассмотрении уже несколько недель) ответ по существу получен только из СЭС.
Настоящая детективная история с мастерски закрученным сюжетом произошла с передачей земли несельскохозяйственного назначения в аренду. Когда велось строительство, корпорация "Тольяттиазот" как законопослушная организация заключила договора на аренду с департаментом имущественных отношений края общей площадью 229, 6 гектара. Корпорация добросовестно уплачивала налоги, на этой земле строились объекты. Договора эти ушли на государственную регистрацию. И вдруг (о, новость!) приходит письмо из департамента, в котором говорится об отзыве 4 договоров об аренде из 15. Небольшая вроде бы потеря по количеству договоров, а по площади - убийственная - 175 гектаров, на территории которых были построены такие серьезные объекты, как железный путь протяженностью 36 километров, автомобильная дорога. Теперь упрек: построили на чужой территории. Оказывается, пока шло стороительство, земля оформлялась другим лицам.
Чем же вызвана такая управленческая метаморфоза? Оказывается, не так давно в имущественный департамент обратился департамент по транспорту, который посчитал (и это после двух лет согласований), что не была учтена необходимость общего пользования земельными участками как смежными организациями, так и жителями прилегающего поселка Волна.
- Если посчитать, сколько было вставлено палок в колеса строительства, - говорит вице-президент корпорации "Тольяттиазот" Александр Макаров, - то из этого "стройматериала" можно было бы полностью порт построить. У нас есть договора о совместной деятельности и с администрацией края, и Темрюкского района, на территории которого строится порт. Со своей стороны мы стараемся выполнять все свои обязательства. За эти годы корпорацией была оказана существенная помощь Краснодарскому краю и в первую очередь Темрюкскому району. Выделено несколько автобусов "Икарус", отгружены десятки тонн минеральных удобрений, ГСМ, других товарно-материальных ценностей, произведен ремонт больницы, школы, детского сада, оказана благотворительная помощь различным организациям Темрюкского района. Счет идет не на сотни тысяч, а на многие десятки миллионов рублей. За одно это уже можно бы было президенту "Тольяттиазот" Владимиру Николаевичу Махлаю памятник поставить, как это сделано в Губахе и Тольятти, где он стал почетным жителем этих городов. Когда мы задумали строительство порта, то считали, что местные власти к нам отнесутся с пониманием, ведь государственное дело делаем.
- Мы исходили, - продолжает Макаров, - из отношения к инвесторам в Самарской области. Каждый рубль, вложенный в экономику области, приветствуется. А крупным инвесторам выдаются даже инвестиционные кредиты - только строй, развивай регион. А здесь...
Краснодарский край считается одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов страны. Это и понятно: уникальные климатические условия, географическое расположение, теплое море... Но, кроме объективных факторов, есть еще и субъективные. Отношение руководства края к таким крупным инвесторам, как корпорация "Тольяттиазот".
Конфликтом, возникшим при строительстве порта в Тамани, заинтересовался председатель правления Межрегионального общественного учреждения "Объединенная общественная приемная", член экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Анатолий Божков. По его словам, об этой ситуации знают все чиновники региона, правоохранительные органы всех уровней. Однако ответа ни от кого так и нет.
Роль государства - стимулировать активность частных инвесторов. И, видимо, есть смысл государству по опыту прошлых лет выделять строительство наиболее важных объектов - портовых сооружений, железнодорожных и автомобильных магистралей, производственных мощностей - и брать над ними шефство: создавать благоприятные кредитные условия, напрочь отрубать всякий субъективный фактор, задерживающий ввод объектов в кратчайшие сроки.
...Осеннее море серо и хмуро. Свинцовые волны, не ведая усталости, штурмуют берег, накатываясь на него одна за другой. Важная для России стройка встала.
***
Запрет на деятельность инвестора - подход далеко не государственный, не сочетающийся с политикой правительства Российской Федерации в области экономики.