Нефть и газ. Комментарии и обзоры

Газодобывающей промышленности Украины — 80 лет

В1924 г. на Дашавском месторождении был получен первый "большой" газ

Оксана Ливень

Сегодня работники газодобывающей промышленности Украины отмечают 80-летний юбилей своей отрасли. Оглядываясь на пройденный путь, стоило бы отметить основные вехи развития добычи газа в нашей стране. Она берет свое начало в Прикарпатье — одном из самых старых нефтегазопромысловых регионов Европы. "Точкой отсчета" принято считать 1924 г., когда на Дашавском месторождении были получены первые промышленные объемы природного газа и введен в действие газопровод Дашава-Стрый.

Первые газовые месторождения в Прикарпатье, входившем тогда в состав Польши, были открыты около 1920 г. Интересно, что первый газ был получен на Дашавской площади из скважины, которая бурилась для добычи соли. Позднее начальные запасы Дашавского месторождения были оценены в 13.2 млрд. куб м природного газа.

Впрочем, в Украине еще раньше начали использовать коксовый газ — для освещения улиц (в Одессе — еще в 1866 г., затем в Харькове, Киеве, Черновцах). С природным газом впервые столкнулись при бурении и разработке нефтяных скважин на Бориславском нефтяном месторождении (в 1912-1913 гг.), причем он считался тогда нежелательным продуктом — усложнял бурение, вызывал пожары, мешал углублению нефтяных скважин.

Вначале целенаправленные поиски газовых месторождений еще не велись. Только в 30-х годах были заложены первые разведочные скважины на газ на Угерской и Опарской площадях. Для транспортировки добытого газа в Прикарпатье были построены первые газопроводы: Дашава-Стрый (протяженностью 14 км), Стрый-Дрогобыч-Борислав-Стебник (55 км), затем Дашава-Жидачев-Ходоров и Дашава-Львов (81 км) и несколько небольших.В предвоенные годы суммарная протяженность газопроводов на территории Западной Украины составляла 310 км. Развитие газодобычи в этом регионе в то время тормозилось тем, что здесь фактически не было промышленности, потреблявшей газ.

После вхождения западноукраинских земель в состав СССР, в 1939 г. газовая промышленность Прикарпатья была национализирована, и для управления работой газовых промыслов во Львове был создан трест "Укргаз" с отделением в г.Стрый. В 1940 г. было введено в действие новое газовое месторождение — Опарское, и добыча природного газа по сравнению с 1938 г. почти удвоилась и достигла 341 млн. куб м. В 1940-1941 гг. были сооружены газопроводы Опоры-Борислав, Дашава-Львов и разработан проект крупнейшего на то время в Европе магистрального газопровода Дашава-Киев протяженностью 509 км. Благодаря ему, должно было высвобождаться ежегодно около 1 млн. т дорогого донецкого угля, который потреблял Киев. Планировалось также в 1941 г. построить три завода по переработке газа — в Дашаве, Калуше и Опорах, но этим планам не суждено было сбыться из-за начала Великой Отечественной войны.

На востоке Украины газовая промышленность тоже развивалась, но здесь она больше концентрировалась на использовании коксового газа подземной газификации угля. Этот процесс был предложен еще в 1888 г. Д.И.Менделеевым. Первые станции подземной газификации угля построены в Лисичанске и Горловке в 30-е годы. В ноябре 1934 г. при газификации г.Донецка был торжественно зажжен первый газовый факел, и с тех пор это стало традиционным ритуалом при вводе в действие магистральных газопроводов или подведении газа к населенным пунктам и важным объектам. До войны в Донецке, Макеевке и Горловке на сжатом коксовом газе работали газонаполнительные станции, сокращая таким образом потребление жидкого топлива.

Во время немецко-фашистской оккупации развитие газовой промышленности почти полностью прекратилось. В это время был построен только газопровод Опоры-Сталева Воля (Польша). Поскольку в 1944 г. Сталева Воля оказалась за рубежом, то этот год считается началом экспорта украинского газа.

В период 1924-1944 г. в Украине происходил почти непрерывный (за некоторыми исключениями) рост добычи газа — с 37.7 млн. куб м до 530.4 млн. куб м, а в 1950 г. он достиг 1411.1 млн. куб м. В послевоенные годы расширились объемы геолого-разведочных работ и эксплуатационного бурения — уже в 1945 г. оно превысило довоенный уровень и составляло 23.1 тыс. м (в 1940 г. -19.8 тыс. м). В 1948 г. в западном регионе было открыто новое крупное газовое месторождение — Бильче-Волицкое, введенное в эксплуатацию в 1953 г.

Временем самого интенсивного развития газовой промышленности Украины был период 1951 -1975 гг. В западном регионе разрабатывалось 7 месторождений. Следует подчеркнуть, что до 1955 г. Прикарпатье было основным газодобывающим регионом не только Украины, но и всего бывшего СССР. Из общесоюзного объема добычи газа (5.9 млрд. куб м) на Стрыйское газопромысловое управление приходилось 2.8 млрд. куб м, т.е. 48%. Максимальных показателей уровень добычи в западном регионе Украины достиг в 1967 г. (12.265 млрд. куб м) и 1968 г. (12.571 млрд. куб м).

В 50-70-е гг. были сооружены и введены в действие крупные магистральные газопроводы: Дашава-Киев-Брянск-Москва, Дашава-Минск-Вильнюс-Рига, благодаря чему начаты поставки газа в Россию, Молдову, Беларусь, Литву, Латвию. Построен и в 1967 г. введен в эксплуатацию межгосударственный газопровод "Братство" (Долина-Ужгород-Западная граница) для экспорта газа в Чехословакию и Австрию (с 1968 г.). В это же время были построены и начали действовать первые пять ПХГ — Олышевское, Червоно-партизанское, Угерское, Дашавское, Червонопоповское.

Открытие уникального Шебелинского газоконденсатного месторождения в 1951 г. и его ввод в эксплуатацию в 1956 г. стало началом бурного развития газодобычи в восточном регионе — Днепровско-Донецкой впадине. Начальные запасы Шебелинского месторождения были оценены в 650 млрд. куб м. В первый год эксплуатации из него было добыто 332.7 млн. куб м газа, а с 1957 г. оно стало лидером в Украине. В первые два десятилетия эксплуатации Шебелинка была крупнейшим по запасам и уровню добычи газа месторождением во всей Европе. В 1956-1960 гг. здесь было добыто 22.8 млрд. куб м газа. В середине 60-х годов с Шебелинского месторождения добывалось 30% всесоюзных объемов добычи газа. Уровень газодобычи постоянно возрастал и в 1971 г. достиг своего максимума — 31.329 млрд. куб м.

Разработка Шебелинки стимулировала строительство газопроводов к крупным промышленным центрам Харьковского, Приднепровского и Донецкого регионов. Первыми были сооружены газопроводы до Харькова (62 км) и Чугуевской ГРЭС (25 км), затем — большие магистральные газопроводы, в том числе Шебелинка-Днепропетровск-Кривой Рог-Одесса с отводами до Запорожья, Николаева, Херсона и др.; Шебелинка-Киев с отводами до Полтавы, Кременчуга, Черкасс; Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск и ряд других. В 70-е годы построен газопровод Шебелинка-Киев-запад Украины, который связал в единое целое восточные и западные газодобывающие регионы.

На Шебелинском месторождении впервые в Украине была организована в значительных объемах добыча газового конденсата, его извлечение и переработка непосредственно на месте. Для этого в 1960 г. сооружена первая в Европе газофракционная установка (общей мощностью 100 тыс. т в год), которая стала "зародышем" первенца газопереработки в Украине — Шебелинского ГПЗ, созданного в 1962 г. Вторая очередь ГПЗ была введена в действие в 1970 г., и тогда общая мощность по переработке газового конденсата возросла до 400-450 тыс. т в год. В то время Шебелинский ГПЗ выпускал две марки автомобильного бензина, уайт-спирит, дизтопливо, флотореагент для флотации коксового угля Донбасса, сжатый газ.

Вторым после Шебелинского крупнейшим газоконден-сатным месторождением восточного региона в то время было Ефремовское (с начальными запасами около 110 млрд. куб м), введенное в 1967 г. Кроме того, среди крупных месторождений следует отметить Машевское (1968 г.), Хрестыщенское (1970 г.), Мелиховское (1973 г.), Новотроицкое (1974 г.) и ряд других газоконденсатных месторождений, характеризующихся глубоким залеганием продуктивных горизонтов (3-4 тыс. м). Позднее было открыто Яблунивское газоконденсатное месторождение, которое с 1990 г. вышло на второе место (после Шебелинки) по объемам добычи газа в стране.

Южный газодобывающий регион начал свое развитие с декабря 1966 г., когда природный газ из Глебовского газо-конденсатного месторождения в Крыму был подан в Симферополь. В 1968 г. вводится в эксплуатацию Задорненское газоконденсатное, а в 1970 г. — газовое Джанкойское месторождение. Первыми были построены газопроводы Симферополь-Севастополь (с отводами в Саки и Евпаторию) и Джанкой-Симферополь. Добыча газа в Крыму в первый год (1966 г.) составляла 64 млн. куб м, а максимальных показателей она достигла в 1986 г. — 1211 млн. куб м.

С открытием в СССР новых высокоперспективных газоносных регионов — в Западной Сибири, Казахстане и Туркменистане — туда стали направлять большинство материальных и человеческих ресурсов. Поэтому с 1976 г. в Украине началось постепенное падение добычи газа — с 68.7 млрд. куб м в 1975 г. до 13.4 млрд. куб м в 1999 г. Вообще определяющую роль в общей добыче газа играли крупные месторождения, с запасами свыше 30 млрд. куб м. Отсутствие таких месторождений в последние десятилетия и обусловило неуклонное падение газодобычи.

В целом по Украине за период 1944-1995 гг. было добыто около 1.6 трлн куб м природного газа, из них около 85% — на месторождениях восточного региона, 15% — западного и южного.

Указом Президента Украины от 25 февраля 1998 г. "О реформировании нефтегазового комплекса Украины" и соответствующим постановлением КМ была создана НАК "Нефтегаз Украины", в состав которой вошли специализированные дочерние компании. При этом на ДК "Укргаздобыча" были возложены функции добычи собственных ресурсов газа. ДК "Укргаздобыча" включает четыре газопромысловых управления ("Шебелинкагаздобыча", "Львовгаздобыча", "Полтавагаздобыча", "Харьковгаздобыча"), буровое управление "Укрбургаз", геофизическое управление "Укргазпром-геофизика", научно-исследовательский институт природных газов "УкрНИИгаз", Управление переработки газа и газового конденсата, противофонтанную часть "ЛИКВО".

Сегодня ДК "Укргаздобыча" развивается как полноценная вертикально интегрированная структура, работающая по принципу "от скважины до бензоколонки". Компания имеет замкнутый цикл производства — от поиска, разведки месторождений газа и нефти, их разработки, транспортировки, переработки углеводородного сырья до реализации готовых нефтепродуктов через сеть АЗС под брендом НАК "Нефтегаз Украины".

В настоящее время компания ведет промышленную и опытно-промышленную разработку 127 газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений. За период существования компании, благодаря росту объемов поисково-разведочного бурения, было открыто 15 новых месторождений и 27 новых залежей на старых месторождениях. В 1999 г. удалось переломить тенденцию падения и стабилизировать уровень добычи газа, а с 2001 г. — начать ее увеличение. Четвертый год подряд компания уже не "проедает" запасы, а наращивает их,

По итогам 2003 г. ДК "Укргаздобыча" добыто свыше 14 млрд. куб м природного газа, что на 315 млн. куб м больше, чем в 2002 г. Добыча газового конденсата составила 684.2 тыс. т, нефти — 103 тыс. т. По сравнению с 2002 г. эти показатели увеличились соответственно на 75.8 и 9.1 тыс. т. Объемы поисково-разведочного и эксплуатационного бурения по сравнению с предыдущим годом увеличились на 18 тыс. м. Так, проходка в эксплуатационном бурении составила 93.1 тыс. м, в разведочном — 177.1 тыс. м. В 2003 г. в эксплуатацию передано 62 скважины (в 2002 г. — 59), в том числе 27 разведочных.

Темпы наращивания объемов геолого-разведочных работ, увеличения добычи сырья компания намеревается сохранить и в дальнейшем. Так что пожелаем нашим газодобытчикам новых успехов в их нелегком труде, от которого во многом зависит топливно-энергетическая безопасность нашего государства.

***

Эпоха дешевой нефти закончилась

Украинским потребителям придется привыкать к новому уровню цен на нефтепродукты

Иван Марьяненко

О влиянии роста мировых цен на нефть на стоимость нефтепродуктов в Украине в последнее время не говорил только ленивый. И все же, как изменения на мировом рынке нефти отражаются на нашей стране? Насколько тесна взаимосвязь общемировых тенденций и отечественных реалий? Эти вопросы обсуждались на заседании медиа-клуба "ТНК-Украина" 10 июня. В нем участвовали представители компаний-операторов украинского нефтерынка — президент "ТНК-Украина" Александр Городецкий, председатель правления ЗАО "Укртатнафта" Павел Овчаренко, президент НК "Альянс-Украина" Петр Мирошников, исполнительный директор ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина" Владимир Томин, а также директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А.Разумкова Владимир Сапрыкин и представитель АМК Петр Амброзевич. Приглашенные представители Минтопэнерго и Минэкономики не явились, так что обсуждение получилось несколько односторонним.

Если говорить коротко, то главный вывод, который внедряют в сознание украинских потребителей топлива операторы рынка — это то, что к нынешнему уровню цен на нефтепродукты остается только привыкнуть. И с этим уже ничего не поделаешь.

"Россия начинает подтягиваться к мировым тенденциям, а украинский рынок коррелируется с российским", - сказал Александр Городецкий. По его словам, Россия начинает играть все большую роль в мировой нефтяной индустрии. А мировой рынок нефти в настоящее время переживает один из самых напряженных периодов за последние 30 лет, что и обуславливает беспрецедентный рост цен. Влияют на это как экономические, так и политические факторы.

"ТНК-Украина" представила присутствующим краткий аналитический обзор происходящих на мировом нефтяном рынке процессов. По словам А. Городецкого, главная суть их заключается в перераспределении баланса спроса и предложения, в результате чего происходит полное переформирование рынка и его реструктуризация. В последнее время изменились глобальные центры потребления нефти, в частности, стремительно растет спрос на нее в Китае, Индии, Средней Азии. Увеличивается также потребление в Европе и США, причем в Европе все большую долю занимает российская нефть. С другой стороны, изменяются и традиционные страны-поставщики нефти на мировой рынок. Уровень добычи в Мексиканском заливе и Северном море падает, страны ОПЕК достигли почти предела своих возможностей. В то же время растет добыча в России, в Западной и Северной Африке. В таких условиях транспортная инфраструктура не успевает перестраиваться, в результате чего возникает региональный дефицит. На формирование новой инфраструктуры доставки сырья, по оценкам международных аналитиков, может уйти от 3 до 5 лет. Кроме того, экологические проблемы ужесточают требования к логистике, что также повышает страховые, фрахтовые и прочие затраты.

Среди других экономических факторов отмечается изменение структуры спроса — растет потребность в легких и средних дистиллятах, а потребление мазута сокращается. При этом мощностей для глубокой переработки нефти не хватает. Кроме того, ограниченный объем нефтехранилищ в мире приводит к тому, что нефть "сейчас" стоит дороже нефти "завтра". А уровень запасов в последние годы, благодаря оптимизации логистики, существенно снизился, т.е. НПЗ стремятся перерабатывать нефть "с колес".

Кроме того, цена нефти все в большей степени определяется политическими факторами. На сегодняшний день т. наз. "премия за политические риски" достаточно высока - на уровне $8-10 за бар, что составляет около 25% цены. Это связано прежде всего с длительной нестабильностью на Ближнем Востоке и международным терроризмом.

Таким образом, мир перешел на новый уровень цен на нефть - $35-40 за бар. И, как прогнозируют международные аналитики, такой уровень цен сохранится в ближайшие 3-5 лет. Хотя, как отметил А.Городецкий, крупнейшие производители нефти не стремятся к тому, чтобы высокая цена долго держалась на рынке. По его словам, в истории уже был период резкого роста цен на нефть, и тогда многие страны начали переориентироваться на альтернативные источники энергии.

Тем не менее, очевидно, что в сегодняшней ситуации российским нефтяным компаниям — основным поставщикам сырья для украинских НПЗ — намного выгоднее поставлять свою нефть на мировой рынок, а не в Украину. В последнее время действительно увеличиваются поставки российской нефти в Северо-Западную Европу (за три года они возросли с 26.2 млн. т до почти 80 млн. т) в связи с истощением запасов в Северном море, остается стабильно высоким уровень поставок в Средиземноморский регион (около 80 млн. т). Поскольку цена нефти на сегодняшний день в этих регионах выше, чем при продаже в Украину на $30-80 за тонну, то удорожание нефти для нас неизбежно, считает

А.Городецкий. Добыча нефти в России растет на 10-11% ежегодно, хотя во всем мире рост на 2-3% считается хорошим показателем. Поэтому Россия достаточно активно развивает свои транспортные возможности для улучшения доступа на мировой рынок — это Балтийская трубопроводная система, КТК, перспективные проекты — строительство нефтепровода до Мурманска, в Находку, Китай, которые дадут возможность реализовывать растущие объемы добычи сырья.

Как подчеркнул А.Городецкий, все компании-операторы украинского нефтерынка являются самостоятельными юридическими единицами и покупают нефть на коммерческих условиях — как у своих материнских компаний, так и у других поставщиков на рынке. Так, "ТНК-Украина" покупает у материнской компании "ТНК-ВР" только 50% сырья, остальное — у компаний "Башнефть", "Роснефть", у средних и малых российских нефтедобывающих компаний, у казахских производителей. Все они, естественно, заинтересованы в более высокой стоимости продукции. ЗАО "Укртатнафта", как отметил П.Овчаренко, покупает на свободном рынке 50-70% сырья. По словам А.Городецкого, сейчас российские компании при планировании объемов и направлений экспорта на третий квартал включают в свои графики Украину по остаточному принципу. Уже во втором квартале объем для Украины сначала был уменьшен на 2 млн. т по сравнению с первым кварталом, однако 1 .2 млн. т "нам потом вернули", — отметил А.Городецкий.

Руководители компаний-операторов утверждают, что из-за искусственного сдерживания цен на нефтепродукты с января 2003 г. они значительно снизили рентабельность своей работы. За этот период цены на сырье выросли на 90%, тогда как на нефтепродукты — только на 33% (до майского скачка цен). По словам П.Овчаренко, если за два квартала 2003 г. рентабельность работы ЗАО "Укртатнафта" составляла 1 2%, то в аналогичный период текущего года она снизилась до 1 .7%, а май компания закончила с убытками. Исполнительный директор ПИИ "ЛУКОЙЛ-Украина" В.Томин сообщил, что за первое полугодие 2004 г.

на ОАО "ЛУКОЙЛ-Одесский НПЗ" ожидается нулевая рентабельность. Прибыльность ОАО "Херсоннефтепереработка", по несколько уклончивому ответу президента НК "Альянс-Украина" П. Мирошникова, на $10-15 на тонне меньше, чем, например, у более технически совершенного Кременчугского НПЗ. Что касается "ТНК-Украина", как сказал А.Городецкий, то она в худшем положении по сравнению с другими компаниями, так как еще имеет большие инвест-обязательства по "ЛиНОСу" и "деньги пока только тратятся". К слову, по его информации, инвестпроекты по реконструкции и модернизации Лисичанского НПЗ сейчас пересматриваются в сторону увеличения расходов. Причина этого — в росте цен на металл. По словам А.Городецкого, работы и оборудование, где используется металлопродукция, в настоящее время дорожают в среднем от 20 до 30%. В частности, стоимость проекта сооружения установки изомеризации увеличится на 20-25%. В начале июля на "ЛиНОСе" планируется ввести в эксплуатацию битумную установку, но поскольку оборудование было закуплено раньше, она подорожает незначительно. А.Городецкий отметил, что запланированные на этот год средства на техническое перевооружение завода — $27.4 млн. — будут освоены в полном объеме.

Владимир Томин также обратил внимание на то, что техническое усовершенствование НПЗ в долгосрочной перспективе должно окупиться за счет повышения цен на топливо. По его словам, например, Одесскому НПЗ на техническое переоснащение для выпуска бензинов по стандартам ЕВРО-3 необходимо вложить около $300 млн. "Нетрудно подсчитать, насколько нужно повысить цены на нефтепродукты, чтобы вернуть эти деньги. Этап повышения цен неизбежен, потому что правительство Украины будет "подтягивать" качество нефтепродуктов под европейские стандарты", — считает В.Томин. По его словам, нынешние украинские ГОСТы качества нефтепродуктов уже не соответствуют требованиям автомобилей, так как в Украине иномарок становится все больше и больше.

За неполную неделю, прошедшую после подписания меморандума между правительством и нефтяными компаниями, на 80-90% АЗС в Украине цены на бензин А-95 стабилизировались на оговоренном уровне — 2.90 грн за литр, — заявил П.Овчаренко. Под контролем четырех крупнейших операторов, по его словам, находится 80% объема потребления нефтепродуктов в стране. П.Овчаренко сообщил, что ЗАО "Укртатнафта" снизило оптовую цену на бензин А-95 с 3500 грн/т до 3200 грн/т. Компания также полностью готова к отгрузке дизтоплива аграриям — в резервуарах находится 40 тыс. т. Цены на низкооктановые бензины, по его словам, отрегулирует рынок, но колебания не будут превышать 3-4%о в ту или другую сторону. "Эффект получен, но все должны понимать, что это силовое воздействие наших нефтяных компаний на рынок. Мы всеми имеющимися у нас возможностями давим на розничную сеть, чтобы ее стабилизировать", — отметил П.Овчаренко.

"ТНК-Украина" также предприняла ряд действий в этом направлении. В частности, 8 июня компания провела конференцию для своих джобберов по разъяснению положений меморандума, в которой участвовали 35 джобберских компаний (а всего их у "ТНК-Украина" около 50). Первый вице-президент "ТД ТНК-Украина" Сергей Лизунов сообщил партнерам, что оптовая цена на бензин А-95 снижена с 3500-3600 грн/т (на момент подписания меморандума) до 3200 грн/т, и рекомендовал джобберам снизить розничную цену на него до 2.90 грн за литр. При этом он подчеркнул, что "ТНК-Украина" не может заставить своих партнеров снизить цены, однако предупредил, что правительство расценит не снижение цен как нарушение договоренностей и стремление получать сверхприбыли. "Значит они (владельцы автозаправок) будут выяснять отношения с местными органами власти, налоговой и так далее, будет применяться государственный инструментарий",— сказал он. Руководители "ТНК-Украина" подчеркивают, что компания не намерена сокращать свою джобберскую программу. "Программа как развивалась, так и будет развиваться. У нее много инструментов. Ценовой фактор, конечно, немаловажный, но он не единственный", — сказал С.Лизунов. Кроме того, как отметил директор департамента маркетинга и продаж Феликс Лунев, в силе останутся все действующие маркетинговые и рекламные программы "ТНК-Украина" (в частности, "Звезда качества"), а в конце июня компания объявит о новых проектах, которые она собирается начать в этом году.

Через 10-12 дней станут известны цены российской нефти на июль, тогда можно будет делать какие-то краткосрочные прогнозы, — сказал П.Овчаренко. А долгосрочные прогнозы в нынешней ситуации, по его словам, — дело неблагодарное. "При дальнейшем росте цены российской нефти, при увеличении пошлин вполне возможно повышение цен на внутриукраинском рынке", — прогнозирует А.Городецкий. "Будет оно или нет — сказать пока сложно. Сейчас мы наблюдаем некоторую стабилизацию цены на уровне $34-35 за бар. Вполне возможно, что она может и опуститься. Рынок находится сейчас в состоянии крайней неопределенности, и спрогнозировать его крайне сложно не только нам, но и международным аналитикам. Мы сейчас живем неделями, а то и днями, в ожидании, что же произойдет".

Вместе с тем, как отметил П.Мирошников, в скором времени ожидается отмена двойного НДС на экспорт российской нефти в Украину, вследствие чего нефтепродукты в нашей стране могут подешеветь на 10%. Он сказал, что имеется информация о том, что украинский Кабмин находится в заключительной стадии переговоров с российским Правительством по этому поводу и очень близок к достижению договоренностей. П.Мирошников отметил, что цены должны снизиться только на 10%, а не на размер НДС — потому что кроме цены нефти, в цену нефтепродуктов включаются транспортная составляющая, экспортная пошлина, другие налоги и обязательные платежи.

В то же время директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова В.Сапрыкин очень сомневается в том, что Россия пойдет на отмену НДС. "Было бы наивно рассчитывать, что Россия отменит НДС, поскольку это поступления в российский бюджет — $800 млн. ежегодно", — сказал он.

Как сообщил представитель АМК Петр Амброзевич, областные территориальные отделения комитета сейчас проводят дополнительные проверки деятельности операторов розничного рынка нефтепродуктов, и в ряде регионов уже выявлены факты злоупотреблений. В частности, возбуждены дела Черниговским, Черкасским, Херсонским, Ивано-Франковским, Житомирским, Волынским, Запорожским и Днепропетровским территориальными отделениями. Многим предпринимателям даны рекомендации об устранении нарушений, вследствие чего они снизили цены на нефтепродукты. Вместе с тем, он подчеркнул, что АМК не может оперативно реагировать на происходящие события, так как для рассмотрения дел существуют определенные правила и временные рамки.

Представители нефтяных компаний заверили, что никаких перебоев с топливом на контролируемых ими автозаправках в настоящее время не существует. В целом на рынке закрылись на переучет АЗС "Сентоза" и "Авиас", так как они еще раньше закупили дорогой бензин в Мажейкяе и теперь не могут продавать его себе в убыток.

За последнюю неделю, по некоторым данным, спрос на нефтетепродукты в Украине сократился. Однако операторы нефтерынка пока не опасаются того, будут ли готовы украинские потребители платить новую, более высокую цену за нефтепродукты. "Экономика страны развивается, рост зарплаты неизбежен. Есть большой запас по повышению цен на нефтепродукты", — считает П.Овчаренко. "Масса денег в стране ограничена, но пока нам кажется, что покупательная способность страны может выдержать", — отметил А.Городецкий. "Существенного понижения цен не будет", — сказал В.Томин, добавив, что с момента установления нового уровня цен в середине мая компания не заметила в своей сети АЗС снижения объема реализации. Наоборот, был определенный ажиотаж, однако сейчас его уже нет.

Итак, судя по всему, до начала июля очередной скачок цен нам не грозит. За это время надо потихоньку учиться привыкать...

***

фото: Александр Городецкий: "Россия начинает подтягиваться к мировым тенденциям, а украинский рынок коррелируется с российским"; Петр Мирошников: "В скором времени ожидается отмена двойного НДС на экспорт российской нефти в Украину, вследствие чего нефтепродукты в нашей стране могут подешеветь на 10%"; Павел Овчаренко: "Мы всеми имеющимися у нас возможностями давим на розничную сеть, чтобы ее стабилизировать"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости