ОН - ЗАЛОГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ
Одной из причин финансового кризиса компаний является отсутствие у руководства своевременной, полной и точной информации не только о будущем, но и о настоящем финансовом состоянии предприятия или фирмы. А все потому, что бюджетирование, или внутрифирменное финансовое планирование, в российских компаниях (если оно вообще есть) носит сугубо поверхностный характер.
ЭТО НИКАК не позволяет эффективно управлять финансами, прежде всего, движением денежных средств, принимать точные и взвешенные управленческие решения. Вы можете, конечно, возразить мнение и сказать, что свое финансовое планирование проводите на основе бухгалтерской отчетности, и вам этого вполне хватает, но поверьте, что любые финансовые показатели, взятые из форм установленной бухгалтерской отчетности, могут, скорее, запутать аналитика, сбить с верного курса, но никак не направить финансовую структуру предприятия на путь истинный.
С недавних пор некоторые российские предприятия на практике начали применять систему контроллинг. Ее внедрение в условиях обострившейся конкурентной борьбы становится не просто модным, но и актуальным. Управление в режиме реального времени, как утверждают руководители, позволяет значительно улучшить экономические показатели работы предприятия и повысить эффективность использования всех ресурсов. Известно, что 20% своевременной информации обеспечивают 80% успеха компании на рынке. Но часто бывает, что для быстрого реагирования на те или иные изменения руководству компании недостаточно просто получить точную информацию.
В современных условиях перед управленческой командой стоит триединая задача. Во-первых, обеспечить поступление информации, отражающей реальное положение дел. Во-вторых, организовать унифицированную, сжатую, четкую и простую форму ее подачи. И, в-третьих, организовать своевременность поступления информации. Только оперативность сбора и обработки данных, их значимость и актуальность позволяют принимать эффективные бизнесрешения и вовремя реагировать на внешнюю ситуацию. Как говорят эксперты, мало пользы от точной информации, если она поступила слишком поздно. Так'же, как от несистематизированной или недостоверной.
Современная концепция управления предприятием, обеспечивающая вышеуказанный алгоритм, получила название контроллинга. И если западный бизнес, в условиях жесткой конкуренции, давно живет по этим правилам, то в российской деловой среде эти модные ростки впервые стали появляться лет пять назад. Их возникновение было вызвано высокой динамикой развития рынка и возникновением острой конкуренции на нем. В основе системы контроллинга лежит регулярный и своевременный сбор информации, ее анализ и планирование на этой основе дальнейшей деятельности. Такой подход, утверждают менеджеры, позволяет им адекватно реагировать на рыночные изменения и быстро принимать эффективные управленческие решения.
Контроллинг пронизывает все секторы жизнедеятельности предприятия, и для достижения результата они все должны работать интегрированно. Система может применяться в маркетинге, в производстве, в снабжении, она может быть финансовой, логистической, инвестиционной или проектной. В значительной мере контроллинг совпадает с задачами финансового менеджмента. Если достигнуты финансовые показатели предприятия, можно говорить, что контроллинг на предприятии работает. При этом совсем не обязательно, чтобы был создан соответствующий отдел, контроллинг может существовать просто как функция внутри компании.
Новое веяние было подхвачено теми российскими компаниями, перед которыми стояла задача расширения своего присутствия на рынке, получения прироста прибыли и повышения конкурентоспособности. Причины понятны. В условиях обострения конкуренции, больше шансов получает то предприятие, которое добивается цели с наименьшими затратами. А для этого необходимо эффективное управление ими. Контроллинг, как более гибкая, по сравнению с традиционным учетом, система, позволяет решать эти задачи. Специалисты подчеркивают, что учет лишь учитывает, то есть подводит итог проделанной работе, а система контроллинга позволяет не просто определить все проблемные места в работе предприятия, но и предоставляет инструментарий для того, чтобы устранить их.
Станислав Зинченко, преподаватель-консультант Международного института бизнеса: "Контроллинг - это постоянное улучшение финансовых показателей предприятия, постоянное отслеживание процессов и принятие управленческих решений, в соответствии со стратегией предприятия. Компании, которые ставят перед собой долгосрочные цели выживания на рынке и получения прибыли, нуждаются в системе контроллинга для обеспечения эффективной работы. Потребители и конкуренты выдвигают перед ними ряд требований, относительно постоянной готовности к изменениям рынка, а система контроллинга позволяет быстро и эффективно реагировать на эти изменения. Пользуясь таким финансовым инструментом, предприятие может за срок от полутора до пяти лет выйти на уровень эффективного управления всеми своими структурами. Контроллинг проявляет себя на уровне принятия любого управленческого решения. Время интуиции прошло, пришло время обоснованных решений".
Как отмечают руководители, внедрение системы контроллинга на предприятии позволяет выявлять отклонения фактических показателей от плановых и своевременно их корректировать. Ин-новационность системы контроллинга заключается в том, что он дает возможность владеть ситуацией по управлению предприятием в любой момент времени и принимать решения в считанные минуты. Это позволяет на ранней стадии идентифицировать возможные риски и своевременно принимать меры по их устранению.
Вопрос о внедрении контроллинга в России уже не то что назрел, а перезрел. Дальнейшие проволочки в этой сфере чреваты куда большими неприятностями, чем неплатежи или нестабильное финансовое состояние, что, помимо прочего, делает их неинтересными как объект инвестирования. Каждый директор хочет, чтобы его фирма имела высокий статус не только на местном уровне, но и на общероссийском, а еще лучше, международном. Именно своевременное внедрение финансового планирования, контроллинга помогут достичь намеченных целей. С этой целью компания "Интеллект-Сервис" выпустила новый уникальный продукт - "БЭСТ-Контроллинг", который представляет в нашем городе компания "ИНФОСОФТ".
Программа "БЭСТ-Контроллинг" предназначена для организации эффективного управления компанией или группой компаний любой сферы деятельности. Она базируется на самых современных научных разработках в области управления и в качестве основы использует новейшую европейскую теорию управления.
Для реализации финансового управления и принятия решений в системе "БЭСТ-Контроллинг" широко применяется многомерный анализ, с использованием перекрестных таблиц и кластерных диаграмм; для контроля наиболее критичных показателей деятельности предприятия используются оценочные караты. "БЭСТ-Контроллинг" реализован как программа с открытой бизнес-логикой. Заложенные в нее типовые методики планирования, учета и анализа могут быть дополнены и изменены, в зависимости от потребностей конкретного предприятия. Программа предоставляет возможность обмена данными с любыми бухгалтерскими системами и поддерживает общепринятые стандарты обмена информацией.
Предприятия, внедрившие "БЭСТ-Контроллинг", не просто контролируют и планируют свои затраты, но и отмечают повышение эффективности использования всех видов ресурсов. В частности, они получают возможность минимизировать потери на каждом из этапов внедрения контроллинга (в движении товарных потоков, производстве, маркетинге, логистике и т. д.), определять приоритетные направления использования ограниченных финансовых ресурсов, а также возможность экономии по каждой статье затрат. Как результат, менеджеры говорят об уменьшении себестоимости производимой продукции и, в конечном счете, об увеличении прибыли предприятия. Наиболее актуально внедрение контроллинга на предприятиях и фирмах, занимающихся не только оптово-розничной торговлей, но и производством.. Поэтому внедрение программы "БЭСТ-Контроллинг", например, на предприятиях хлебобулочных изделий - это построение мощного фундамента для развития стабильного бизнеса и лидерства в конкурентной борьбе.