Почему морепродуктам с Дальнего Востока сложно попасть на европейские прилавки? Уже почти 10 лет рыбопромышленники говорят о том, что им необходимо осваивать новые рынки сбыта: продавать рыбу и морепродукты в азиатские страны с каждым годом становится все менее выгодно, а рынки перспективных европейских государств до сих пор остаются несбыточной мечтой. Между тем активизируется обратный процесс - на прилавках магазинов нередко можно встретить испанскую, итальянскую, норвежскую продукцию.
Первоначально в Приморье, да и на всем Дальнем Востоке открывателями рынков Европы были рыбодобывающие компании. В основном те, чьи суда стали выпускать филе. В начале 90-х это была компания БАМР, имевшая в составе флота "филейщиков". Чуть позже к ней присоединились компании "Интрарос" и "Супер".
Однако со временем производить филе в море стало не так уж и выгодно. По словам экспертов, рентабельность производства безголового минтая и филе практически выравнялась. А с учетом повышенных требований к продукции, идущей в Европу, компании и вовсе забыли о покорении европейских рынков.
Для переориентации потока рыбопродукции с Азии на Европу рыбодобывающие компании и береговые рыбокомбинаты должны решить для себя две основные задачи: выстроить грамотную логистику и переоборудовать рыбные цехи согласно нормативам комиссии Евросоюза по условиям их содержания.
С первой задачей они в принципе способны справиться, так как логистика не требует больших затрат, а больше относится к оптимизации бизнес-процессов. А вот со второй задачей сложностей намного больше. Чтобы продукция пересекла государственную границу и попала в страны Евросоюза, она должна быть выпущена в надлежащих условиях с соблюдением необходимых правил производства.Все пищевые продукты, ввозимые на территорию ЕС, проходят специальный контроль, - рассказывает директор Приморского филиала ФГУП "Нацрыбкачество" Сергей Федоренко. - Ведь в Европе много внимания уделяется тому, чтобы защитить европейского потребителя от некачественной продукции и недобросовестных поставщиков. Поэтому в 1996 г. было принято решение о необходимости введения контроля за российской продукцией, поступающей в страны ЕС. С 2002 г. право осуществлять контроль за рыбопродукцией было делегировано Евросоюзом Госкомрыболовству РФ, а в 2004 - Россельхознадзору в лице федерального государственного учреждения "Национальное рыбное качество". Когда судно или рыбоперерабатывающее предприятие проходит регистрацию, заседанием комиссии Европейского Союза (КЕС), которая находится в Брюсселе, ему присваивается номер. Информация о подтверждении данного номера сразу же размещается на официальном сайте ЕС и становится доступна абсолютно любому заинтересованному лицу. Когда продукция поступает на таможенные пункты стран ЕС, то по компьютеру проверяется, действительно ли у производителя продукции есть регистрационный номер. На каждую партию поставляемой в ЕС рыбопродукции ФГУП "Нацрыбкачество" выдает сертификат утвержденной формы, который подтверждает ее качество.
Сегодня ФГУП располагает полной информацией о требованиях, предъявляемых Европейским Союзом к рыбной продукции, без соблюдения которых ни одно предприятие не может выйти на мировой рынок. Однако специалисты предприятия отмечают, что особого желания получать еврономера у рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих компаний сегодня нет.
По данным ФГУП "Нацрыбкачество", в Приморском крае имеют номера КЕС три береговых предприятия и 37 судов. Причем есть компании, у которых зарегистрировано не одно судно, а сразу несколько. Например, Находкинская БАМР, Рыболовецкий колхоз "Восток-1", "Интеррыбфлот", "ТУРНИФ" и "Интрарос".
Чтобы получить регистрационный номер и реализовывать свою продукцию в странах ЕС (это и есть еврономер), предприятию необходимо для начала подтвердить соответствие на российские нормативы. Учитывая, что техническое перевооружение рыбной отрасли практически не ведется, можно говорить, что компаниям, желающим получить еврономер, нужно серьезно потратиться. "Большие финансовые вложения неизбежны, - уверен Сергей Федоренко. - Допустим, с момента организации предприятия на нем применяется технологическое оборудование, выполненное из черного металла, что недопустимо по требованиям Евросоюза. Даже переборки, подволоки на судах должны быть облицованы металлом, не подвергающимся коррозии, или пластиком. Главное - необходимо полностью исключить факторы, способствующие какому-либо загрязнению выпускаемой продукции".
Естественно, что при таких жестких требованиях о получении пропуска в Европу компании и не думают. Руководители предприятий открыто говорят о том, что их суда в скором времени массово пойдут на металлолом, так как большинство из них эксплуатируется уже более 20-25 лет.
Между тем рыбаки на западе страны понимают, что ставка на Европу - это успех в будущем. И у предприятия нет права на ошибку. Ведь если предприятие, имеющее регистрационный номер КЕС, хоть один раз выпустило некачественную продукцию и она попала к покупателю в Европу, то информация о свершившемся факте тут же поступит на сайт в Интернете. Это очень прозрачный процесс, и информация о продукции доступна абсолютно любому. Предприниматель, который собирается заключить сделку по приобретению, например, филе минтая, может с помощью Интернета выяснить все данные о компании-производителе, были у нее "забраковки" выпускаемой продукции или нет.
Однако часть местных предприятий начинает понимать, что работать с Европой им более выгодно. "Европейский рынок для нас очень привлекательный, - рассказывают главный инженер правления компании "Восток-1" Андрей Кирпичев. - Он имеет хорошую динамику роста цен на продукцию (кусок трески), которую выпускают наши ярусоловные суда. Поэтому получение еврономеров на суда компании было одной из стратегических задач. Мы ее успешно решили, и сегодня 7 судов компании "Восток-1" имеют еврономера".