МиГ позора

6 сентября 1976 года с аэродрома истребительного полка в приморской Чугуевке пилот Виктор Беленко угнал самолет МиГ-25. Это обернулось потерей многих секретов и огромными убытками, однако время показало, что эти потери в итоге превратились в немалые прибыли.

МиГ-25 был одним из самых засекреченных проектов в истории советской авиации. Основная его задача - перехват и уничтожение самолетов-разведчиков - требовала от конструкторов наделить этот самолет способностью летать на огромных высотах с высокими скоростями. В 1961 году прототип МиГ-25 на испытаниях показал скорость 3000 км/ч при потолке полета 22 670 м. Такими характеристиками не обладал ни один самолет в мире, и в конце 60-х было начато серийное производство этого аппарата. С самого начала разработки самолета американская разведка пыталась получить информацию о нем, однако довольствовалась лишь "утечками", инспирированными советской стороной.

Через 10 минут после взлета связь с самолетом прервалась, и командование уже начало планировать поисковую операцию, когда стало известно, что МиГ-25, пилотируемый старшим лейтенантом Виктором Беленко, приземлился на японском аэродроме Хакодате, где его тут же отогнали в дальний ангар и полностью закрыли доступ на летное поле, пропустив к самолету только представителей спецслужб США. После проведения официального полицейского расследования самолет окончательно передали американцам, которые разобрали его и 24 сентября транспортным самолетом отправили на свою базу в Японии. Естественно, все это время советская сторона требовала немедленного возвращения "МиГа", однако под разными предлогами получала отказ, и самолет вернулся на родину только 12 октября, когда все его узлы были уже тщательно исследованы. Японцы настояли на том, что советские эксперты должны принять самолет на советском судне в течение одного светового дня, по истечении которого никакие претензии приниматься не будут.

Время было дорого, поэтому руководство ВВС пошло на эти условия и получило самолет в 13 контейнерах, обшитых железом и наглухо заколоченных. Таким образом японцы рассчитывали задержать процедуру приемки, однако матросы справились с бронированными ящиками буквально за пару часов, и эксперты обнаружили следы вмешательства, после чего предъявили претензии на $11 млн.

Эта сумма не покрыла и малой доли убытков, нанесенных СССР. По самым приблизительным подсчетам, ущерб составил 2 млрд руб.: конструкторам пришлось менять большую часть электронных систем и другого оборудования, устройство которого стало известно врагу.

Казалось бы, американцы одержали полную победу в этой шпионской борьбе, но вскоре оказалось, что они подложили свинью сами себе. После того как МиГ-25 был рассекречен, в связи со сложившимися обстоятельствами с него сняли экспортные ограничения. Заказы от иностранных государств посыпались как из рога изобилия, и СССР не только покрыл все убытки, но и очень хорошо заработал на экспорте этих истребителей, а американцы получили нового грозного противника, который поставлялся во многие не дружественные США страны. Более того, именно с МиГ-25 начался массированный экспорт военной техники, приносящий миллиардные прибыли.

Что же касается пилота Виктора Беленко, мотивы его поступка так и остались загадкой. Заблудился ли он в тумане или просто бежал от советской системы, либо уже давно был завербован ЦРУ именно с целью угона "МиГа", следствию выяснить не удалось.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости