Завтра чиновники из ФТС, Минкомсвязи и Минэкономразвития сядут за стол переговоров с представителями экспресс-перевозчиков, где попытаются договориться об упрощении процедуры оформления международных отправлений на таможне. Ее забюрократизированность привела к тому, что международные игроки отказались обслуживать физлиц в России. Замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев, ответственный за развитие почтовой отрасли, считает, что разрешить ситуацию получится к апрелю.
Отказали в обслуживании частных клиентов компании FedEx и DHL Express, с 21 и 27 января соответственно. Вице-президент по операционной деятельности DHL Express в России Юрий Шевченко объяснил решение компании тем, что с января список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физлиц увеличился.
В пресс-службе ФТС РБК daily сообщили, что новые документы, регламентирующие порядок оформления таких товаров, не издавались. Это подтвердил и замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. «Почта России» является национальным почтовым оператором в соответствии с актами Всемирного почтового союза и поэтому единственная в России компания, имеющая право оформлять международные отправления как почту. Все остальные отправления, приходящиеся на долю коммерческих компаний (а это не более 15% от общего числа), должны оформляться как грузы. Это разные режимы таможенного оформления, которые в последнее время не менялись», — рассказал РБК daily Евраев.
Участники рынка, занимающиеся экспресс-доставкой, по его словам, должны были проводить через таможенное оформление каждое международное отправление по отдельности. «Судя по всему, ФТС стала пристальнее следить за соблюдением этих правил, после чего последовали заявления ряда коммерческих компаний о том, что они отказываются доставлять отправления физическим лицам», — предполагает замминистра.
Разобраться в ситуации чиновники попытались еще в пятницу. В Минфине состоялась встреча с участием представителей Минэкономразвития, Минкомсвязи, ФТС, «Почты России» и DHL Express. «Мы обсуждали варианты возможного упрощения таможенных процедур (например, оформлять отправления реестрами). Удивительно, что участники рынка не проявляли такого желания ранее, — отметил Евраев. — Так или иначе, мы решили согласовать новый порядок оформления на ближайших встречах».
В Минкомсвязи предполагают утвердить новый порядок оформления в одном законопроекте со снижением планки беспошлинного ввоза международных почтовых отправлений. Согласно действующему законодательству пошлиной облагаются посылки, совокупная задекларированная стоимость которых превышает 1 тыс. евро в месяц. Планируется, что этот порог будет снижен до 150 евро, «хотя эта цифра еще обсуждается». Согласованный всеми заинтересованными ведомствами проект закона должен быть внесен в правительство не позднее 14 апреля.
В DHL подтвердили, что участвовали в пятничной встрече, но не стали комментировать ее итоги.
Участники встречи в Минфине договорились провести 28 января расширенное совещание с представителями других экспресс-перевозчиков на площадке логистического центра «Почты России» во Внуково, сообщили РБК daily в ФТС. Замгендиректора «Почты России» Алексей Скатин, участвовавший в пятничной встрече, рассказал, что компания сама предложила использовать свою площадку.
Евгений Красников