Эту задачу можно решать по-разному. Интернет переполнен уловками и рекомендациями, как обмануть весовой контроль – требовать документы на пункте контроля и отказываться от прохождения проверки, ссылаясь на несоответствие дорожного покрытия нормативам или сильный уклон поверхности.
Или просто проехать мимо поста. А водители этими идеями пользуются.
Добросовестные же водители и компании, перевозящие свои грузы или грузы заказчиков, задумываются не о том, как обхитрить сотрудников органов власти, а об обеспечении безопасности и соблюдении законодательства. Их цель – избежать превышения допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
Как рассчитать вес транспортного средства с грузом и определить нагрузки по осям?
Небольшие компании или водители-владельцы транспортных средств с ограниченными финансовыми возможностями используют простые способы:
- Чтобы узнать вес автомобиля с грузом нужно суммировать весовые характеристики, указанные в паспорте транспортного средства, с весом груза (брутто). При этом обязательно учитывать налипание снега, наличие дополнительных топливных баков. Лучше всего взвесить транспортное средство до загрузки (на государственном пункте весового контроля, например), чтобы располагать реальной информацией о его весе.
- Узнать нагрузку на ось сложнее. Опытные водители пользуются интересным способом: ориентируются на рисунок протектора шин. Нужно сравнить, сколько сегментов рисунка соприкасается с поверхностью до загрузки и как изменится количество таких сегментов при загрузке известного количества груза. Соотнеся количество сегментов с определенной массой груза, можно в дальнейшем контролировать загрузку. Точность, конечно, у этого способа относительная, но при отсутствии других вариантом им можно пользоваться (оставляя запас на погрешность).
- Для расчета нагрузки на оси многие транспортные компании предлагают воспользоваться калькулятором на своем сайте. Также в свободном доступе представлены формулы расчета нагрузки на оси в зависимости от характеристик транспортного средства – внесите их в файл Excel и пользуйтесь. Профессионалы такой способ одобряют.
- Умельцы могут озадачиться оборудованием транспортного средства специальными датчиками и контроллерами или встроить манометры в пневморессоры – в таком случае информация будет точной и своевременной (данные отображаются по мере загрузки автомобиля). Здесь сложность в тщательной настройке систем.
Крупные компании имеют больше возможностей, поэтому используют точные и современные способы.
- Организация весового контроля на предприятиях получает широкое распространение. Транспортное средство взвешивают до и после загрузки, так сразу удастся точно рассчитать необходимое количество груза.
- Использование программ для определения оптимальных схем загрузки. Но не все программы справляются с поставленной задачей. Наиболее полный функционал (не только схема расстановки паллет в кузове, но и формирование паллеты) предлагается в более дорогих вариантах.
Опытные практики Совета профессионалов по цепям поставок имеют свой взгляд на ситуацию и рекомендуют рассмотреть такой вариант:
- Внедрение типовых схем загрузки и формирование разновесных паллет. Это усложнит работу сотрудников склада, но позволит избежать огромных штрафов.
Оптимальным является использование на предприятии поосных весов совместно с программой, распределяющей груз на паллете и паллеты в кузове, а также дополнительное оборудование транспортных средств датчиками, фактически в реальных условиях логисты используют комбинации рассмотренных способов, удовлетворяющие запросам конкретного бизнеса.
Анна Пушина, эксперт Совета профессионалов по цепям поставок