(по данным федерального государственного статистического наблюдения за повышением квалификации и профессиональной переподготовкой специалистов)
Обучение проводилось в 87 Федеральных округах и Субъектах Российской Федерации более, чем в 1100 учреждениях и подразделениях ДПО
Повысили квалификацию – 1,1 млн чел.
Прошли профессиональную переподготовку – 90 тыс чел.
Количество профессорско-преподавательского состава – 125 тыс чел.
1. Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке слушателей
<-Ф 1>Рис. 1
<-Ф 2>Рис. 2
<-Ф 3>Рис. 3
2. Распределение контингента слушателей в разрезе органов исполнительной власти
<-Ф 4>Рис. 4
3. Профессорско-преподавательский состав
В сфере ДПО в минувшем учебном году работало около 125 тысяч преподавателей, из которых 33,63% - штатные преподаватели, 10,95% - совместители и 55,43% - преподаватели, работающие на условиях почасовой оплаты (см. рис. 5).
<-Ф 5>Рис. 5
Малая, по сравнению с вузами, доля штатных преподавателей в сфере ДПО связана со спецификой слушателей, имеющих профессиональное образование, опыт работы и приходящих на повышение квалификации с целью получения дополнительных знаний, которые далеко не каждый преподаватель вуза может им дать. Таким образом, преподаватель-практик, или имеющий опыт практической работы по своей специальности представляет значительно большую ценность для слушателей системы дополнительного профессионального образования.
Слушатели нацелены на рассмотрение конкретных ситуаций, возникающих в их профессиональной деятельности, их мотивация существенно отличается от мотивации студентов, не говоря уже об уровне профессиональных знаний и жизненном опыте, которым обладают взрослые специалисты.
Из этого следует, что учебный процесс в сфере ДПО должен быть организован по определенным технологиям, учитывающим специфику взрослой аудитории, состоящей из специалистов, имеющих профессиональное образование и опыт работы в определенной области. Сказанное определяет необходимость широкого привлечения к преподавательской деятельности в ДПО квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, работников органов управления различного уровня, руководителей предприятий и организаций.
<-Ф 6>Рис. 6
<-Ф 7>Рис. 7
<-Ф 8>Рис. 8
<-Ф 9>Рис. 9
<-Ф 10>Рис. 10
Сведения о повышении квалификации и профессиональной переподготовке по приоритетным направлениям
Спрос на услуги ДПО формирует рынок образовательных услуг и система по сути своей должна гибко и адекватно реагировать на колебания этого спроса. Из общего числа слушателей, прошедших повышение квалификации, профессиональную переподготовку и стажировку, по приоритетным направлениям в 2002/2003 учебном году прошло обучение 651553 чел. Это составляет 52,72%, т.е. больше половины контингента.
Распределение слушателей, прошедших обучение по программам ДПО по приоритетным направлениям по федеральным округам соответствует общей тенденции распределения учреждений ДПО, контингента слушателей и профессорско-преподавательского состава по федеральным округам (Рис. 11)
<-Ф 11>Рис. 11