Доклад Министра транспорта и связи Российской Федерации И.Е.ЛЕВИТИНА на Международном совещании руководителей вузов транспортного комплекса и связи стран СНГ и Балтии
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать Вас от имени Министерства транспорта и связи Российской Федерации. Такой представительный форум отраслевых ВУЗов транспорта и связи стран СНГ и Балтии собрался впервые, и знаменательно, что это происходит в зале торжеств Московского государственного университета путей сообщения - всем известного МИИТа.
Все мы знаем, что в свое время инфраструктура транспорта и связи наших государств создавалась, как единая целостная система, призванная обеспечивать сбалансированное и комплексное развитие всех республик бывшего СССР.
С распадом Советского Союза многие из прежде существовавших связей оказались разрушенными. Ослабли координация и взаимодействие в сфере образования и подготовки будущих кадров.
Вместе с тем, мы не должны забывать, что наличие единой инфраструктуры - это наше общее конкурентное преимущество, реальный инструмент для усиления позиций наших стран на мировом рынке транспортных и коммуникационных услуг.
К сожалению, проблема не исчерпывается только лишь сферой межгосударственных отношений. Надо честно признать, что в последние годы вопросы образовательной политики часто отходили на второй план и решались с позиций остаточного принципа. Это касается не только вопросов финансирования. Сегодня российское образование остро нуждается в выработке общей идейной платформы, в концептуальном обосновании стратегических потребностей развития кадрового потенциала страны на пять (5), десять (10), двадцать (20) лет вперед.
В развитых странах уже давно пришли к осознанию того, что знания, высокий образовательный уровень населения, человеческий и интеллектуальный капитал являются главным ресурсом и двигателем экономического развития.
Для России - это вдвойне актуальная задача. Совершенствование системы образования и улучшение качества подготовки специалистов являются важнейшими условиями перехода от ресурсной к инновационной модели развития, решения задач по удвоению ВВП, повышению национальной конкурентоспособности, уровня жизни и благосостояния российских граждан.
Особая роль в реализации этих задач отводится транспорту и связи. В последние десятилетия коммуникации выступают одним из определяющих факторов в мировом экономическом развитии.
В начале девяностых, развитие информационных технологий и появление новых средств связи привело к серьезному технологическому прорыву, изменившему традиционный уклад и способы экономической активности общества.
Сегодня информатизация - это уже не просто веяние времени. Это тот фундамент, на котором выстраивается высокая эффективность и конкурентоспособность практически любого субъекта хозяйственной деятельности.
Не менее глубокие изменения происходят и в транспортной сфере. Совершенствование транспортных средств, развитие мультимодальных перевозок, увеличение скорости обработки и доставки грузов, в последние годы выступают одним из решающих факторов высокой динамики роста международной торговли.
Транспорт становится все более высокотехнологичным, наукоемким и многофункциональным процессом.
Как следствие - сегодня в мире происходит постепенная трансформация во взглядах на понимание природы и основных задач транспортной деятельности.
Она все больше перестает быть простым средством доставки готового товара из пункта А в пункт Б.
Уже сейчас современная мировая логистика включает в себя элементы производственной, дистрибьюторской и сервисной деятельности. А в будущем - следует ожидать еще большего расширения пакета предоставляемых на транспорте услуг.
Соответственно, с каждым годом возрастает спрос на специалистов широкого профиля, компетентных не только в вопросах транспорта, но и имеющих глубокие системные познания в области экономики, менеджмента, права и информационных технологий.
Собственно, мы и собрались для того, чтобы обсудить:
В каких специалистах сегодня нуждается отрасль?
Каким образом должна выстраиваться система их подготовки?
Как можно поднять эффективность и качество образовательного процесса?
Какие возможности существуют для развития сотрудничества и кооперации между вузами России, стран СНГ и Балтии?
Далее, хотел бы кратко остановиться на ряде приоритетных вопросов и направлений, которые, как я надеюсь, будут детально и всесторонне рассмотрены в ходе сегодняшнего совещания.
ПЕРВОЕ - это дальнейшее совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации отраслевых кадров, включая такой важный аспект, как развитие сотрудничества по этому направлению со странами СНГ, Балтии и другими членами Евросоюза.
Хочу сообщить Вам - что на переговорах с представителями ЕС рассматривался вопрос о сотрудничестве в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для России.
Сейчас от нас требуется подготовить соответствующие предложения и сформулировать конкретные пожелания с российской стороны.
ВТОРОЕ направление - это подготовка специалистов нового поколения (завтрашнего дня).
Считаю, что здесь мы должны определить для себя не только пути повышения образовательного уровня наших выпускников, но и подумать над тем, как научить их на практике применять получаемые знания.
В современных рыночных условиях профессиональный специалист должен обладать не только высоким уровнем подготовки, но и уметь быстро разбираться в сложных ситуациях, принимать смелые и нестандартные решения.
Приближение системы образования к реальным потребностям рынка уже сейчас требует диверсификации номенклатуры предлагаемых профессий.
Надо отметить, что за последние годы многие вузы внесли серьезные коррективы в свои учебные программы и приступили к подготовке студентов по таким специальностям, как:
"Управление персоналом",
"Юриспруденция"
"Антикризисное управление"
"Менеджмент" и другие
Вместе с тем, насколько мне известно, ни один из вузов сегодня не готовит специалистов по мультимодальным и контрейлерным перевозкам.
Фактически отсутствует система подготовки менеджеров высшей квалификации и управленцев широкого профиля, спрос на которых особенно остро ощущается при реализации комплексных инфраструктурных проектов, охватывающих разные виды транспорта и связи.
ТРЕТЬЕ направление, которое мы должны с Вами обсудить - это рационализация и оптимизация существующей образовательной сети Министерства.
Сегодня образовательная система, подведомственная МИНИСТЕРСТВУ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ, включает в себя сто пятьдесят девять (159) образовательных учреждений, из которых двадцать четыре (24) - высшие.
Из общего количества учебных заведений - двадцать шесть (26) относятся к заведениям закрытого типа с контингентом обучающихся - около двадцати тысяч человек (20 000 чел.), курсанты которых, по типу военных учебных заведений, находятся на полном государственном обеспечении.
Вопрос реструктуризации системы транспортного образования в настоящее время является открытым.
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ уже поднимался вопрос о передаче ведомственных образовательных учреждений в общую систему образования, предполагающую переподчинение их МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Поэтому я очень надеюсь, что на сегодняшнем заседании мы сможем сформулировать общую консолидированную позицию по этому вопросу - для отстаивания наших ОБЩИХ интересов на заседании ПРАВИТЕЛЬСТВА.
Хотелось бы также услышать Ваше мнение по поводу возможных путей оптимизации существующей образовательной сети Министерства.
Сегодня рассматривается несколько вариантов решения данной проблемы. В частности - прорабатывается схема создания вертикально-интегрированных учебных комплексов, которые бы объединили в себе систему среднего и высшего профобразования.
Еще одним из возможных подходов могло бы стать слияние вузов с различной специализацией, - создание на их базе крупных региональных академических центров, готовящих специалистов для разных сфер транспорта и связи.
ЧЕТВЕРТАЯ группа вопросов, на которых нам также следовало бы особо остановиться, - это улучшение материально-технической базы и проблема привлечения молодых энергичных преподавательских кадров.
Понимаю - вопрос очень острый.
Однако подходить к нему только лишь с позиций увеличения бюджетного финансирования сегодня мы тоже не можем.
Необходимо искать внутренние резервы.
ПЕРВЫЙ РЕЗЕРВ, о котором я уже говорил, - это рационализация существующей структуры учебных заведений.
ВТОРОЙ РЕЗЕРВ - необходимо выходить на представителей деловых кругов, активнее рекламировать им свои возможности и предоставляемые услуги.
Думаю, что постепенно мы должны переходить к практике целевого контрактного обучения, предусматривающего финансовое участие коммерческих структур в подготовке своего кадрового резерва.
Такой подход поможет нам решить и еще одну острую проблему.
Сегодня мы фактически не знаем - куда после окончания вуза идут работать наши выпускники.
Вместе с тем, подготовка специалиста-транспортника - это высоко затратный и трудоемкий процесс, который требует проведения длительных практик, использования сложного оборудования и дорогостоящих тренажеров.
Согласитесь, что расходовать такие средства на подготовку, К ПРИМЕРУ, - будущих работников торговли или сферы коммунальных услуг, является непозволительной роскошью не только по российским меркам, но и по меркам любого высокоразвитого государства.
Наконец, ТРЕТИЙ РЕЗЕРВ, - это выполнение контрактных научных исследований и участие в инновационных разработках.
Во всех развитых странах вузовская наука является активным участником инновационного процесса, являющимся неплохим источником дополнительных финансовых поступлений.
Здесь опять встает вопрос о кооперации с частным сектором.
Сегодня, когда в экономике постепенно закладываются основы долгосрочного планирования и прогнозирования, возрастает спрос на проведение системных научных исследований, в частности по таким направлениям, как:
совершенствование транспортной сети, международных транспортных коридоров и технологий перевозки грузов;
основы организации и функционирования логистических распределительных центров;
разработка согласованных среднесрочных и долгосрочных программ развития транспортных систем;
создание единого информационного пространства; развитие новых технологий формирования, обработки и передачи информации;
формирование систем информационной безопасности.
С учетом вышесказанного считаю, что назрела необходимость более тесной координации работы МИНИСТЕРСТВА и РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВУЗов транспортного комплекса и связи России по решению насущных задач и разработке перспективных планов развития.
В этой связи, хотел бы вынести на обсуждение идею создания Общественного совета по образованию и науке при Министерстве транспорта и связи Российской Федерации.
По нашему мнению, Совет должен формироваться исходя из следующих принципов.
Во-первых, он должен быть максимально открытым для участия всех заинтересованных лиц - не только российских вузов, но и вузов стран СНГ и Балтии, а также иных общественных организаций и объединений, цели и задачи которых будут пересекаться с целями работы Совета.
Во-вторых, он должен стать мобильным, профессиональным и по настоящему авторитетным органом выработки эффективных решений и принципиально новых подходов к организации научно-образовательной деятельности, отвечающих требованиям времени и ключевым приоритетам развития страны.
Таковы в общих чертах главные темы сегодняшней дискуссии.
Уверен, что в ходе обсуждения будут подниматься и другие, не менее значимые проблемы и вопросы, которые было достаточно сложно осветить в рамках одного короткого выступления.
Хочу пожелать всем участникам совещания успешной, плодотворной, а главное - результативной работы. Надеюсь, что сегодняшняя встреча послужит укреплению взаимопонимания и международных связей между вузами стран СНГ и Балтии во благо развития экономик и процветания наших государств.