Для слияния препятствий нет

Интеграция нужна Таймыру и Эвенкии, уверен губернатор Красноярского края Александр Хлопонин

Из первых уст

ВМЕСТО двух субъектов Федерации на карте страны уже появился единый Пермский край. Кто следующий? В числе ближайших кандидатов на слияние называют самую крупную российскую "матрешку" - Красноярский край и входящие в него Эвенкию и Таймыр. Главы трех регионов уже не раз обсуждали объединение в рамках Совета губернаторов. Глава Красноярского края Александр Хлопонин ведет в последнее время активные консультации в федеральных властных структурах и, как говорят на бюрократическом новоязе, "находит понимание". К нему как к первоисточнику "РГ" и обратилась с вопросами. Первоисточник разъяснения дал - хоть и был, как водится до подведения официальных итогов, в меру уклончив.

- Александр Геннадиевич, на какой стадии находится процесс объединения трех регионов? О чем уже удалось договориться в Кремле и в Белом доме?

- О подробностях говорить рано, далеко не все они пока согласованы. Но в одном сомнений нет. Красноярский край, Эвенкия, Таймыр и находящийся внутри него "северный Свазиленд" в лице Норильска давно уже созрели для того, чтобы превратиться в самостоятельный крупный субъект-донор. Консультации теперь уже идут не о политической целесообразности слияния (ее никто не оспаривает), а об экономической модели взаимоотношений укрупненного региона с федеральным центром. Три субъекта существуют в рамках существующей в России схемы межбюджетных отношений - на мой взгляд, совершенно необъективной. Красноярский край - регион донорский, а северные автономные округа - дотационные. Механическое выравнивание бюджетной обеспеченности в рамках нынешней модели может привести к существенным финансовым потерям объединенного региона. Поэтому сейчас все наши усилия, все экономические расчеты направлены на решение одной базовой задачи: сделать так, чтобы уровень жизни людей (особенно живущих в районах Крайнего Севера) не пострадал от этого укрупнения. Наоборот, регионы должны получить стимул для развития, а люди - уверенность в своем будущем. Думаю, что мы придем к консенсусу.

- Звучит заманчиво, но не слишком конкретно.

- Надо перестать говорить об "объединении вообще". Когда мы говорим о тенденции укрупнения регионов, я уверен, что в рамках всей страны должна работать схема так называемых "базовых регионов" или "регионов роста", к которым будут тяготеть и присоединяться другие, менее сильные. Тогда с точки зрения экономики все будет ясно и прозрачно - кому объединяться, с кем и зачем. Можно ли, например, придумать социально-экономическую модель развития, при которой Таймыр и Эвенкия когда-нибудь станут самодостаточными? Однозначно - нет. Совсем иначе выглядит картина при их интеграции в Красноярский край. Значит, надо развивать его так, чтобы он автоматически "тащил за собой" эти территории. Почему именно их? Да потому что он связан с ними единой социально-экономической инфраструктурой, трубопроводами, транспортом, историей, культурой, узами родства. Северяне на пенсию переезжают не в Сочи, а на юг Красноярского края. Лечиться едут к нам, дети в Красноярский университет поступают. Всегда так было и в будущем вряд ли изменится. Значит, надо ставить эти процессы на прочную политико-экономическую основу, и административное объединение - самый логичный путь.

Я говорил тому же Золотареву, главе Эвенкии: Борис Николаевич, не хочешь объединяться - не надо. Но что ты стратегически своим людям можешь дать? Так и будешь предводителем маленького, но гордого округа, который ходит с протянутой рукой в Минэкономразвития и минфин и просит трансфертов? К сожалению, у Москвы 18 тысяч эвенков и 46 тысяч таймырцев не вызывают энтузиазма с точки зрения их финансирования. Другое дело - большой Красноярский край и его мощные инвестпрограммы. Для него эти люди не чужие, он готов поделиться и фондами, и специалистами, и людьми, и проектами. Есть масса крупных промышленных проектов, которые можно и нужно осуществлять совместно,

- разведка новых месторождений, освоение Нижнего Приангарья, железная дорога за Ангару, лес, нефтянка... Одна Богучанская ГЭС дает импульс к развитию огромного куста энергоемких промышленных проектов. Это новые рабочие места, мощный налоговый потенциал. Тот же Дудинский портовый комплекс обеспечивает перевалку грузов для всего Красноярского края, предприятия края нуждаются в развитии портовой инфраструктуры Диксона, который на Таймыре. Что нам делить-то? Нам надо объединяться ради осуществления совместных экономических проектов.

- Но вы сами в 2002 году, когда были главой Таймыра, помнится, вошли в жесткий конфликт с тогдашним губернатором Красноярска Александром Лебедем именно по поводу объединенного бюджета...

- Это совершенно другая история. В 2001 году край попал в очень тяжелую экономическую ситуацию - был кризис, людям не платили зарплату. Новые менеджеры, пришедшие в администрацию Лебедя, взяли бюджет Норильска (административно подчиняющегося краю) и урезали с 8 до 2 миллиардов рублей. Чтобы спасти город от социальной катастрофы, я тогда предложил передать Норильск Таймыру, проведя соответствующий "обратный референдум", ликвидировать напряженность - а потом заново объединяться, в том числе и с Красноярским краем. Сегодня у нас конфликта с Норильском нет, бюджет у города достаточно качественный. Играет свою роль, конечно, и хорошая конъюнктура цен на никель. В проекте укрупненного Красноярского края Норильск абсолютно ничего не потеряет.

Что же касается моих коллег-губернаторов, то я хорошо понимаю, например, сомнения Бориса Николаевича Золотарева. Он нервничает, потому что отвечает за людей. Его заботит, насколько сохранится уровень текущей бюджетной обеспеченности его региона. По этому поводу мы и ведем консультации.

- Какой же план предлагаете вы?

- Прежде всего - сохранить все федеральные трансферты приблизительно в том же объеме, как они выплачиваются округам сейчас, до завершения процесса укрупнения - то есть примерно до 2007 года. Далее - реструктуризация долгов, которые на сегодняшний день накопились у двух дотационных округов. Принять их сразу на себя укрупненный регион не может, это сразу негативно скажется на рейтингах. Этот вопрос мы обсуждаем с Минфином, и он вполне решаемый. Затем в рамках бюджетных полномочий, которые сегодня ложатся на субъект Федерации дополнительным бременем, нужно создать и закрепить в законе новую модель взаимоотношений, при которой эти полномочия будут в полном объеме обеспечены денежными ресурсами. И самое важное - набор федеральных инвестиционных проектов на территории края, Таймыра и Эвенкии. Через три года, когда процесс укрупнения закончится, налоговый потенциал нового большого субъекта Федерации должен обеспечивать его безубыточность.

- Даже в объединенной Германии уровень жизни Востока и Запада сильно различается. Сколько же времени уйдет на "выравнивание" в Сибири? Не станут ли соседи помехой для заявленной в программах развития Красноярского края задачи - за 10 лет добиться трехкратного экономического роста?

- В чем-то станет сложнее, потому что доля расходов бюджета на содержание северных территорий очень велика. Но одновременно стратегически проще, потому что многие совместные инвестиционные проекты будут решаться без лишних "боданий" одного региона с другим. Мы в данном случае объединяем не бедную ГДР с богатой ФРГ, а богатый Красноярский край с бедными Эвенкией и Таймыром, где уровень зарплат на сегодняшний день выше.

При этом положительный эффект от объединения будет не прямым, а косвенным. Если жители этих дотационных округов у меня спросят - что, зарплата у нас сразу после объединения вырастет? - я отвечу: нет. Сразу не вырастет. Но на одного человека уже не будет, как раньше, по пять федеральных и региональных чиновников, на которых территория тратит безумные деньги. Исчезнет такая, как сейчас, абсурдная ситуация: на Таймыре и в Норильске на расстоянии 100-километровой автомобильной дороги сидят по полному набору одинаковых чиновников - и делят полномочия. Бред. Естественно, дублирующие друг друга структуры попадут под сокращение. Высвободившиеся средства можно будет направить на то, чтобы обеспечить льготы ветеранам, инвалидам, всем незащищенным категориям граждан. На полноценные социальные программы, здравоохранение, образование, библиотеки, на переселение северян-пенсионеров и так далее. На уверенность людей в своем будущем. Крупный регион - это "старший брат", который в состоянии помогать семье и брать на себя социальную ответственность. А сейчас на кого им рассчитывать?

- Соседи согласны с вами?

- Конечно, есть определенное количество чиновников, которым не хочется ставить крест на своей политической карьере. Вопрос в том, насколько они готовы переступить через свои амбиции во благо тех, на чьих плечах они, собственно говоря, и пришли во власть.

- Как будут строиться и избираться властные структуры объединенного региона?

- Технологически процесс достаточно сложный, мы его сейчас обсуждаем. В конце 2004 г. выборы Думы на Таймыре, кроме того, у всех трех губернаторов разные сроки окончания полномочий. Но если в конце этого года будет создана и зарегистрирована инициативная группа по проведению референдума, то сам референдум может пройти весной 2005 г. Одновременно будет готовиться конституционный закон, который регламентировал бы слияние регионов (так же, как в случае с Пермским краем) и служил основой для объединения других краев и округов. Конечный срок - 2007 год, когда могли бы пройти совмещенные выборы в объединенный парламент и голосование за губернатора нового субъекта Федерации.

- А вы уверены, что люди пойдут на этот референдум? Пока что Красноярский край демонстрирует самые низкие в стране цифры явки на выборы.

- Неправильно формулируете. Красноярский край адекватно отражает реальную политическую ситуацию в стране. Здесь людей невозможно "построить", чтобы они пошли голосовать. Они должны быть объединены некоей идеологией и понимать, ради чего все это затеяно. Так вот, я считаю совершенно нормальным, что и в Эвенкии, и на Таймыре у нашей идеи сейчас есть противники. Мы, трое губернаторов, еще ни с чем к людям не вышли, ничего им не разъяснили, потому что сами пока не достигли консенсуса с федеральным центром по экономическим условиям объединения. Как только придем к согласию и выверим все расчеты - я лично сразу начну ездить по всему краю и убеждать людей с цифрами и выкладками в руках. Что зарплата учителей и врачей не снизится, что школы не закроются, что будут реальные, а не только прописанные на бумаге социальные гарантии... Что укрупненный регион экономически выиграет на больших объемах и единой логистике госзакупок. И так далее. Думаю, что меня поймут и мне поверят. Слияние трех регионов - достаточно важный политический вопрос, чтобы люди не пришли на референдум, я в это не верю.

- Проблемы северян одним укрупнением и кадровыми перестановками наверху не решить. На недавнем заседании Госсовета в Салехарде многие губернаторы говорили: на Севере надо не жить, а работать вахтовым методом. Вы разделяете эту точку зрения?

- Отчасти. В каждом отдельном случае ситуация своя. Применительно к Норильску говорить о вахтовом методе - чистая демагогия. Человек не коробок спичек. Вот его в 30 - 40-е гг. завезли на Север, заставили там работать, как каторжного, потом сказали "ты свободен", дали квартиру и позволили ее приватизировать. Он приезжал в Москву "попить пива", потому что свои заработки мог разве что прогулять, на что-то большее не хватало. Потом кризис, приватизация. Только-только он снова сейчас начинает подниматься из нищеты. Ну какое может быть "переселение" Норильска? Нельзя над людьми так издеваться. Есть некая уже сформировавшаяся среда обитания, которую необходимо поддерживать не наращивая.

Но в то же время, конечно, вокруг новых месторождений уже не надо строить города, замки, гостиницы стоимостью по 70 миллионов долларов и биатлонные трассы. Кому они будут нужны лет через двадцать, когда месторождение истощится?

Для Сибири проблема реструктуризации северных городов сейчас не самая главная. Значительно острее стоит проблема демографическая, проблема трудовых ресурсов, которые могли бы обеспечить экономический рост. Нам необходимо стимулировать приток естественных мигрантов из стран СНГ. Можно вспомнить Петра Столыпина, который предлагал тех, кто переезжает в Сибирь, на 20 лет освобождать от налогов. А в новом укрупненном регионе необходимо формировать пул инвесторов, готовых вкладывать деньги в экономику края, решать судьбу крупнейших проектов в энергетике, нефте- и газодобыче без проволочек и долгих согласований в министерствах. Идея укрупнения в данном случае позволит совершить рывок на 5 - 6 лет вперед. Мы же у государства инвестиций не просим - мы их сами готовы привлечь. Нам нужна административная поддержка федерального центра по крупным инвестпроектам, в которые частный сектор готов вложить средства.

- У вас нет ощущения, что иногда вы бьетесь о стену головой?

- Нет. Все движется и решается. Просто любой проект всегда проходит три этапа - предварительное согласование, технико-экономическое обоснование и собственно реализация. Мы - на первой ступени. Поспешность, конечно, никогда не на пользу. Но вот недавно я смотрел по каналу "Культура" старый фильм "Александр Невский" и думал: неужели должен наступить полный швах, чтобы собралось Новгородское вече и гонцы побежали к князю Александру - мол, отстаивай наши интересы? Красноярску-то швах не наступит, слишком мощная территория. Но ждать, пока плохо станет всем остальным, - я не считаю, что это правильно.

- Адрес "князя", гаранта и арбитра, стране вообще-то хорошо известен: Москва, Кремль. Президент уже заявил, что поддержит только "обоснованные проекты" укрупнения регионов. Ваши аргументы показались Кремлю достаточно убедительными?

- Думаю, что президент примет решение только тогда, когда как минимум пройдет референдум и люди выскажут свое отношение к этой идее. Я не хочу переваливать ответственность за эту инициативу на президента, его администрацию или премьера. Идея моя личная, которая в целом поддержана Бударгиным и Золотаревым, однако мы с ними реальные управленцы и очень хорошо видим весь набор рисков, которые не могут быть ликвидированы без поддержки центральной власти, в том числе финансовой.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости