О том, что система российского образования претерпевает постоянные изменения, а в школах проводятся сменяющие друг друга эксперименты, не знает разве что марсианин. Но на свой вопрос: "Знаете ли вы что-нибудь о профильном обучении?" я получала примерно такие ответы: " А что это такое?", "А зачем это нужно?", "Что-то слышал". Вот и выходит, что большинство родителей не знают, что над их детьми будет проводиться очередной эксперимент.
Ну а вопрос об элективных курсах я решила, что задавать и вовсе не стоит, потому как, кроме удивления и непонимания на лицах, ответа я не получу.
Элективные курсы (курсы по выбору) - инновация, приходящая в школы с введением профильного обучения. Данные курсы будут вестись наряду с базовыми (общими для всех) и профильными (углубленными, для учащихся, выбравших конкретный профиль).
Как пояснила проректор Читинского института повышения квалификации работников образования кандидат педагогических наук Орехова Нина Владимировна: "Элективы будут поводиться и в десятых-одиннадцатых классах профильной школы, и в предпрофильном девятом, с той лишь разницей, что в старших классах они будут обязательными по выбору и по желанию учащихся предпрофильных классов. Поэтому учителю потребуется приложить немало усилий, чтобы девятиклассники захотели посещать курсы".
Сам выбор - какой курс изучать дополнительно - останется за школьником, тем более что выбирать есть из чего. В методическом пособии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования нахожу примерный перечень курсов по выбору, около 65 наименований. Содержание предлагаемых курсов самое разнообразное: от "Математической логистики" и "Ищем противоречия в Конституции РФ" до "Имиджа и профессиональной карьеры".
По задумке разработчиков идеи, разнообразные элективные курсы будут дополнять обучение в профильных классах. Одни помогут школьнику сдать Единый государственный экзамен, другие - например, "Деловой английский" или "Основы журналистики" - окажут влияние на построение карьеры во взрослой жизни. Есть в списке и такие курсы, явно претендующие на систему дополнительного образования: "Актерское мастерство", "Школа танцев", "Любовь к саксофону".
Однако следует заметить, что выбор элективного курса старшеклассникам придется делать, исходя из определенных условий: в зависимости от подготовки учителей и преподавателей, от оснащенности школ и материально-технической базы, от потребностей рынка труда. Поэтому не исключена возможность, что элективы могут выходить за рамки предложенных перечней и сильно разниться с традиционными школьными предметами, например: "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя". Опыт регионов (Москва, Санкт-Петербург, Якутия, Кемеровская область), участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что на местах создаются многочисленные варианты курсовых программ. И учебные предметы по выбору бывают самые неожиданные - "Основы космонавтики" или "Как стать манекенщицей".
Остается ждать 2006 года, когда в стране планируется ввести повсеместное профильное обучение, а значит, и элективные курсы.
А пока посмотрим, как подобное нововведение прижилось в Испании, где "профили" появились в школах в 1983 году.
Идея выборочного обучения настолько понравилась испанским школьникам, что многие из них стали записываться в классы компьютерного программирования и планировки самолетов. Особым успехом пользуются классы моделирования, парикмахерского дела и авторемонта.