Возможно ли, будучи человеком "с улицы", научиться предпринимательству? Возможно ли и как именно развить в себе предпринимательскую интуицию? Как ориентироваться в суровом мире бизнеса? Как вести себя с конкурентами? На все эти вопросы отвечает заместитель проректора по дополнительному профессиональному образованию Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" Валерий Залко.
- Валерий Анатольевич, расскажите немного о вашем Институте.
- Московская международная высшая школа бизнеса работает на рынке бизнес-образования уже 15 лет. У истоков создания нашего Института стояли Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и Общество экономических - исследований "НОМИЗМА". Институт МИРБИС предлагает сегодня все уровни и формы перспективных и востребованных программ, начиная от краткосрочных открытых семинаров, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки до программ МВА и Executive MBA.
Одно из основных направлений - реализация программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которая идет по нескольким проектам: 1) выполнение президентской программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций народного хозяйства Российской Федерации; 2) взаимодействие с федеральной службой занятости по обучению безработного населения; 3) участие в государственной программе профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей.
Отдельным направлением работы Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации "МИРБИС" является участие в проекте подготовки кадров для организаций малого бизнеса города Москвы. В связи с этим мы сотрудничаем с Московским фондом подготовки кадров и с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства. За время работы по этому проекту Институт провел обучение большого количества слушателей и в этом году является исполнителем ряда программ.
Наши программы позволяют им синтезировать полученные в вузе знания и направить их в новое русло. Она подразумевает обучение по следующим программам: "Менеджмент коммерции", "Управление персоналом", "Кадровый анализ" и "Корпоративные финансы". Те же граждане, которые хотят открыть собственное дело, могут пройти обучение в нашем Институте по таким дисциплинам, как "Основы предпринимательской деятельности", "Современные методы предпринимательской деятельности", "Логистика", "Управление предприятием", "Маркетинг", "Антикризисное управление".
- Валерий Анатольевич, правильно ли мы поняли, что в первом случае вы готовите, так сказать, управленцев, а во втором - хозяев предприятий?
- Пожалуй, так категорично нельзя сказать. Конечно, курс "Управление персоналом" или "Кадровый анализ" подразумевает подготовку скорее управленцев, как вы говорите. Сейчас очень востребованы специалисты, которые работают с кадровым делопроизводством, с управлением человеческими ресурсами, а также организуют деятельность, непосредственно связанную с мотивацией человека. Чаще всего в "МИРБИС" приходят люди, которые уже работают в этом направлении. Но есть и такие слушатели, которые собираются изменить вид деятельности, ищут новое место работы. После профессиональной подготовки можно претендовать на должность руководителя кадровой службы или помощника директора по персоналу.
"Менеджмент в коммерции" - это уже специальные знания, которые пригодятся также и для открытия собственного дела. С другой стороны, по окончании нашей школы выпускник получает новые востребованные теоретические знания и практические навыки управления и уже сам решает, как лучше их применить в выбранной им сфере деятельности.
- Зададим вопрос по-другому. По окончании вашего института человек полностью готов к тому, чтобы начать собственное дело?
- Да, выпускник "подкован" как профессионал, он получил весь объем знаний, которые дают ему возможность приступить к организации своего дела. Осуществляют программу высококвалифицированные преподаватели Института МИРБИС, специалисты-практики крупных компаний - их опыт и знания помогают слушателям применить теоретические знания на практике и выработать управленческие навыки. Этому способствует и само построение учебного процесса - лекции перемежаются с практическими занятиями (деловые игры, мозговые штурмы, изучение реальных ситуаций из практики слушателей и т.д.). Мы информируем слушателей и о структурах, которые могут оказать помощь и поддержку, но это не значит, что мы гарантируем ему организацию своего дела. Здесь еще есть целый ряд других факторов, которые определяют возможность открытия своего дела.
- А вообще, любого ли можно научить быть предпринимателем? Грубо говоря, может ли "человек с улицы" стать бизнесменом?
- Научить можно любого. Другое дело, сумеет ли он приложить на практике полученные знания и на каком уровне. И здесь принципиальное значение имеет базовый уровень знаний. Я считаю, что для того, чтобы грамотно был выполнен процесс обучения, необходимо наличие какого-либо первоначального профессионального образования. Не обязательно оно должно совпадать с выбранной новой сферой деятельности. То есть нужен некий уровень мышления, который дает возможность человеку маневрировать в бизнесе и принимать правильные решения.