Но необходимо
Рынок страхования грузов по итогам прошлого года вырос по сравнению с 2002 годом на 60-80% - до 170 млн. долларов. Но по-прежнему этот вид страхования остается не самым популярным и массовым в России. Одним из основных сегментов рынка сегодня является страхование экспортно-импортных операций. По данным отечественных страховщиков, импортеры, ввозящие товары в нашу страну, страхуют практически все грузы, поскольку растаможить не обеспеченный страховой защитой товар не так просто.
В мировой практике существует несколько вариантов страхования грузов: с ответственностью за все риски, за какой-то вид аварии, на случай полной гибели всего или части груза. Как правило, иностранные бизнесмены страхуют свой товар на наиболее выгодных условиях. При заключении контрактов на поставки на международном рынке партнеры придерживаются условий "Инкотермс" - международных торговых правил заключения контрактов, в которых предусмотрено страхование груза отправителем. В России же, где не существует четких требований по условиям поставки товара, не все компании оговаривают в контракте на поставку обязательность страховки. Необходимость страховой защиты вызвана печальной российской действительностью: с грузом, особенно во время железнодорожных контейнерных перевозок, может произойти все что угодно. Металлические контейнеры очень просто вскрываются. К обыкновенному лому приваривается нечто вроде секиры, и подобным инструментом, напоминающим домашний консервный нож, контейнер вскрывается, как банка тушенки. Предъявлять претензии к представителям железной дороги бессмысленно. Большую роль в страховании грузов играют доверие и межличностные отношения. В частности, еще одна насущная проблема связана с хитростями грузоперевозчика и отправителя, которые пытаются уменьшить расходы на страхование. Один из самых распространенных способов мошенничества в этой сфере - занижение стоимости груза в накладных, что особенно актуально для международных перевозок. Как страховать такой груз, если страховщик руководствуется документарно подтвержденными цифрами, а страхователь, наоборот, заинтересован в получении возмещения реального ущерба? В этом случае заинтересованные стороны вынуждены искать компромисс. Если же оценочная стоимость груза высока, страховщик, перед тем как принять груз на страхование, старается максимально обезопасить себя, внося в договор особые оговорки, высокую франшизу, а также привлекая охрану для перевозки. Рынок страхования грузов в прошлом году вырос на 60-80% - до 170 млн. долларов. Объемы экспортно-импортных перевозок на внутреннем рынке составляют 15-20% от всего объема перевозок и с каждым годом растут. Поэтому основной тенденцией на рынке страхования грузов является увеличение договоров страхования именно на эти перевозки. По прогнозу начальника отдела страхования грузов компании "Согласие" Игоря Новикова, в этом году планируется
15-процентный рост этого сегмента рынка. В числе лидеров отрасли постоянно находятся такие компании, как "Ингосстрах", РОСНО, "УралСиб", "Прогресс-Гарант", "Согласие" и ряд других крупных игроков. И если ведущие позиции "Согласия" и "Прогресс-Гаранта" можно объяснить тем, что большую долю премии им обеспечивают системообразующие предприятия, такие как "Интеррос" и ЮКОС, то солидный портфель "Ингосстраха" по этим рискам объясняется давним присутствием на рынке. Остальные компании-лидеры - МАКС, "АльфаСтрахование", " Энергогарант", Страховой дом ВСК, "Ренессанс Страхование" и пр. - работают в рыночной среде, где конкуренция достаточно серьезна. Смена страховщика грузов - трудоемкий процесс. Страхование грузов в отличие, к примеру, от автострахования сложно отнести к высокоубыточным видам страхования. Но это не значит, что по этому виду убытков нет вообще. Качественная оценка рисков и возможных убытков вкупе с надежной перестраховочной защитой позволяет компаниям поддерживать убыточность по грузам на довольно низком уровне. Что касается стоимости страховой защиты, в последнее время тарифы на рынке снизились. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, снизилась платежеспособность, а во-вторых, страхователей заинтересовал порядок и уровень цен на мировых рынках. Из-за этого сборы страховщиков по грузам несколько снизились, но, с другой стороны, изменение тарифов сыграло на руку предпринимателям, которым эта услуга раньше была не по карману. В частности, в 90-х годах прошлого века ставка премии по перевозке груза от Москвы до Владивостока составляла 0, 7% от стоимости груза, сейчас же - около 0, 3%. Именно поэтому эксперты прогнозируют дальнейший рост страхования грузов.
Графические материалы:
Средние тарифы по страхованию отдельных категорий грузов, перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом (Москва - Европейская часть России)
Размер условных базовых тарифов по страхованию грузов. %
Размер страховых тарифов в зависимости от вида перевозимых грузов" %
Материалы доступны в бумажной версии издания
***
Мнение эксперта
В чем состоит специфика страхования грузов?
Борис Шмигирилов, директор по страхованию компании "МРСС" ("Межрегиональное страховое соглашение"):
"Страховщики, занимающиеся страхованием грузов достаточно давно или имеющие большой портфель по этому виду, хорошо представляют размеры убытков по тем или иным перевозкам и грузам, а также специфику конкретной номенклатуры груза. Например, когда при погрузке сахар засыпают в контейнер горячим, вес у груза будет один. А когда он дойдет до места назначения - другой, поскольку сахар остынет и станет легче. Грузовладелец, застраховавший этот сахар, может обратиться в страховую компанию за компенсацией. Если страховщик не знаком со специфическими свойствами груза, его могут обмануть. Не покрываются риски, связанные с естественным изменением груза. К примеру, в том случае если за время транспортировки металл покрылся ржавчиной, как при перевозке автомобилей морскими судами. Если машины находятся не в контейнерах, а стоят на палубе и на них попадает морская вода, у них может начаться коррозия металла. Ущерб, причиненный этим автомобилям, страховым событием не признается.
Порой клиенту кажется, что страховая компания избавит его от любых напастей. Конечно, страховщики могут защитить имущественные интересы во многих критических случаях, но при этом они могут выдвинуть ряд условий. Например, груз должен охраняться. Зачем страховка, если есть охрана, думает клиент. Но проблема как раз в том, что в случае ДТП, железнодорожного или иного крушения охрана вряд ли защитит груз".
***
По каким рискам, как правило, страхуются грузы?
Андрей Нестерский, начальник отдела продаж управления страхования грузов и ответственности перевозчика группы "АльфаСтрахование":
"Традиционно договоры страхования заключаются на условиях "с ответственностью за все риски". По этому условию покрываются все случаи, связанные с повреждением или гибелью груза, произошедшие по любой причине. Естественно, существуют и исключения.
В правилах страхования отдельных страховщиков могут оговариваться риски хищения или иные противоправные действия третьих лиц. Стандартное покрытие по этому виду страхования - на всю перевозку, с пункта отправления груза до момента его получения в конечном пункте. Однако клиент может оговорить, что полис действует лишь до конкретного места, до которого страхователь несет ответственность перед получателем груза. После того как груз доставлен в указанное место, страховка прекращает действовать".
***
Почему страхование грузов развивается только в области экспортно-импортных операций, а внутренний рынок почти не освоен?
Михаил Ванников, начальник отдела страхования грузов компании "РУКСО":
"Существуют стандартные условия поставок экспортно-импортных грузов, по которым они должны быть застрахованы. Как правило, таможенные органы требуют предъявления страхового полиса. На внутреннем же рынке все еще предпочитают экономить на этом. Руководители, умеющие считать деньги, не позволят себе быть расточительными, поскольку заинтересованы в том, чтобы максимально обезопасить свой бизнес от убытков. Особенно если это поставщики или покупатели различного рода товаров. Приверженцами страхования являются и те, кто на собственном опыте убедился в пользе этих услуг, получив страховое возмещение. Некоторая тенденция к росту рынка страхования грузов, перевозимых внутри страны, есть, хотя и не очень значительная".