Вчера в Санкт-Петербурге, в выставочном комплексе "Ленэкспо", состоялось региональное совещание "Развитие железнодорожной инфраструктуры транспортного комплекса Северо-Западного федерального округа России и привлечение промышленного потенциала СЗФО к производству продукции для железнодорожного транспорта".
В представительном форуме участвовали министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, премьер-министр Республики Карелия Павел Чернов, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, представители всех субъектов Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, руководители Октябрьской и Северной железных дорог, промышленных предприятий, крупнейшие грузоотправители и экспедиторы, а также представители ряда иностранных компаний. Совещание проходило под председательством полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова и президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева.
Разговор о транспортных проблемах Северо-Запада страны начался еще накануне, когда министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин встретился с губернатором города Валентиной Матвиенко. Они обсудили целый комплекс транспортных проблем мегаполиса. В частности, речь шла о строительстве кольцевой автомобильной дороги вокруг Северной столицы. Это один из приоритетных транспортных объектов в Санкт-Петербурге. Достигнута договоренность подготовить постановление Правительства о начале строительства западного полукольца КАД. Шел также разговор о проекте западного скоростного диаметра с выходом на КАД, который позволит снизить нагрузку на городскую сеть и частично разгрузить морской торговый порт.
Обсуждалась и проблема строительства Морского пассажирского вокзала на Васильевском острове Петербурга. Сейчас разрабатывается технико-экономическое обоснование стройки, идет выбор инвесторов. Министр и губернатор пришли к единому мнению, что начать стройку можно уже в 2005 году.
В тот же день министр встретился с главой администрации Архангельской области Николаем Киселевым. Главной темой стало обсуждение такого острого вопроса, как финансирование дорожного строительства и эксплуатационно-ремонтных работ. После отмены дорожного налога объемы финансирования региональных автодорог в Архангельской области сократились в 2003 году почти вдвое по сравнению с 2000-м.
Еще одна острая проблема - ограниченная пропускная способность подъездных путей к порту Архангельск, грузооборот которого в последние годы растет. Необходимо строительство нового мостового перехода к портовому району Экономия, обрабатывающему контейнерные грузы, на что требуется до 3 миллиардов рублей.
Игорь Левитин заметил, что наряду с обеспечением нормального бюджетного финансирования необходимо искать и альтернативные источники привлечения инвестиций. В частности, используя механизм частно-государственного партнерства.
А вчера на совещании говорилось о том, что в перспективе роль Северо-Западного региона в транспортной системе России значительно возрастет. Об этом свидетельствует тенденция увеличения перевалки грузов через порты региона. Самый большой рост грузооборота в Мурманском порту: по прогнозам института "ГипротрансТЭИ", до 20 миллионов тонн к 2010 году против 10 - в 2003-м. На 19 миллионов тонн увеличится грузооборот Большого порта Санкт-Петербург. А общий объем перевалки в портах Северо-Запада превысит 70 миллионов тонн в год.
Поэтому необходимо развитие железных дорог - Октябрьской и Северной. Но где взять средства? Инвесторы есть. Но они требуют четких механизмов возврата инвестиций, только тогда грузовладельцы готовы вкладывать деньги в капитальное строительство.
Вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Юрий Лисин предложил ОАО "РЖД" использовать инвестиционную или кредитную составляющую в тарифных ставках. За счет подобных тарифов, по его словам, терминал "Транснефти" в Приморске смог нарастить объемы с 0 до 40 миллионов тонн. А президент компании-оператора "Балттранссервис" Владимир Прокофьев заявил о необходимости совместных инвестиций в ремонтную базу ОАО "РЖД".
Президент компании "РЖД" Геннадий Фадеев еще до начала торжественной церемонии в "Ленэкспо" успел побывать на объединении "Электросила". Это один из главных претендентов на заказы Российских железных дорог. Комментируя свою поездку, Геннадий Матвеевич сказал:
- Наша компания серьезно готовилась к региональному совещанию в Петербурге. За несколько дней до его открытия сюда прибыли первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и топ-менеджеры компании. Они побывали на некоторых предприятиях, которые предлагают железной дороге свою продукцию. Выбирать партнеров мы будем по двум главным критериям - качеству предлагаемой продукции и ее цене. Но главное все-таки качество.
Позже на пресс-конференции, оценивая итоги совещания, Геннадий Фадеев сказал:
- Главный итог сегодняшней встречи - это реальная перспектива устойчивого развития транспортного машиностроения в Северо-Западном регионе через заказы, которые сделает ОАО "РЖД". Мы заключили здесь предварительные протоколы о намерениях сотрудничества с десятками предприятий. А самое главное, нам удалось убедить будущих партнеров в том, что наше с ними сотрудничество - всерьез и надолго. Принято решение подписать со многими промышленными предприятиями региона контракты до 2010 года, а в перспективе - до 2015-го. Это позволит предприятиям провести переспециализацию своих мощностей на выпуск продукции, которая необходима железным дорогам.
Совещание продемонстрировало единство взглядов на проблему развития транспортного комплекса. Подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД", администрациями субъектов Федерации и предприятиями СЗФО. А значит, есть уверенность, что, объединив усилия и средства ОАО "РЖД", субъектов Федерации и частного бизнеса, можно будет повысить экономический потенциал Северо-Западного региона.
***
Совещание продемонстрировало единство взглядов на проблему развития транспортного комплекса. Подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО "РЖД", администрациями субъектов Федерации и предприятиями СЗФО.
Санкт-Петербург.
Продолжение темы на 3-й стр.