В нефтегазовом бизнесе Украины появился очередной сомнительный инвестор
На протяжении марта на нефтегазовом горизонте Украины дважды кряду возникала доселе неизвестная британская фирма Atlantic Caspian Resources (ACR). 9 марта она стала новым главным акционером венгерской компании Eural TransGas - оператора по поставкам в Украину, начиная с 2003 года, туркменского газа. А неделю спустя она же заявила о себе как приоритетный инвестор по сооружению фактически с нуля грузового портового комплекса в Донузлаве (Крым), предусматривающего и возможность создания здесь нефтегавани.
Название Atlantic Caspian Resources, возможно, и звучит впечатляюще, но это единственное, кроме лондонской прописки, чем может похвастаться новоиспеченный потенциальный инвестор. На самом деле эта компания отнюдь не гигант экономики и финансов, и даже не атлант, способный хоть что-то удержать на своих плечах. ACR больше похожа на этакого маленького атлантика, хотя и с большими претензиями. А проснувшейся у нее неожиданный интерес к Украине, скорее всего, связан с произошедшими в конце прошлого года изменениями в составе учредителей компании. В декабре 2003 года 93% акций Atlantic Caspian Resources выкупила некая кипрская офшорка Denby Holdings, о которой вообще нигде никаких сведений нет. Предположительно, до недавнего времени ее вообще не существовало в природе, и создана она была исключительно с целью конвертировать украинский капитал в иностранное юрлицо, чтобы в этой ипостаси он мог вернуться на родину уже как загранинвестиции.
Схема не нова и в принципе не противозаконна. Допустим, находится где-то в Киеве человек, обремененный высокой должностью или общественным положением, которому не особенно хочется светиться в тех или иных бизнес-проектах, а проекты, между тем, появляются весьма аппетитные, к тому же человек имеет возможность по своим каналам способствовать их быстрейшему воплощению в жизнь. Что он в таком случае делает? Умный человек находит на Западе фирму с плачевным финансовым состоянием, но не находящуюся в конфликте с законом. Финансовое состояние в этом случае легко поправляется путем вливания капитала, после чего процесс создания респектабельного инвестора для Украины можно считать завершенным. Далее следует письмо либо визит настоящего британского директора в Киев или другой интересующий новых владельцев фирмы регион. Ему помогают с организацией встреч с разными официальными лицами, в результате чего и рождаются проекты, подобные донузлавскому.
Не так давно донецкая корпорация IНДУСТРIАЛЬНИЙ СОЮЗ ДОНБАСА пошла подобным путем, выкупив в Польше стоящую на грани самороспуска компанию Pekpol. Это приобретение в IСД рассматривали как плацдарм для ведения широкомасштабного бизнеса в Польше. Правда, заминка с приватизацией Ченстоховского меткомбината, на который реально претендовали дончане, пока застопорила этот процесс. Но покупка никуда не делась. И если будет нужно, можно не сомневаться: Pekpol (уже переименованная в Arksteel) выстрелит. И выстрелит громко.
С Atlantic Caspian Resources похожая история. По состоянию на ноябрь-2003 (если верить британской прессе - Financial Times и Daily Telegraph) на банковском счету компании было всего лишь 300 английских фунтов стерлингов, а в пассиве - 8, 5 миллиона фунтов долгов и угроза неликвидности. В этой ситуации Denby Holdings практически за уши вытянула АСR из пропасти. Она выкупила ее долги, но присвоила ее имя. После этого последовала череда финансовых трансакций с участием ряда офшорных компаний, конечным результатом которых стало приобретение обновленной и посвежевшей Atlantic Caspian Resources 44, 67-процентной доли в Eural TransGas. Остальную часть уставного фонда этого стремительно растущего газотрейдера поделили между собой зарегистрированная в Голландии компания JKX Gas BV (ей досталось 30%) и австрийская DEG Handels (25, 33%).
DEG Handels - это типичная "темная лошадка". Зато аббревиатура JKX довольно известна в Украине. Она сразу же ассоциируется с владельцами самой крупной из негосударственных нефтегазодобывающих компаний Украины - Полтавской газонефтяной компании. Но этим корпоративные интересы указанной группы в Украине не ограничиваются. В свое время она пробовала наладить добычу углеводородов и в Крыму, но не достигла взаимопонимания с руководством ЧОРНОМОРНАФТОГАЗА, и проект был свернут. Зато теперь вместе с Eural Transgas и при поддержке еще одной офшорной фирмы Benam Holdings, близкой к тому, чтобы стать соучредителем JKX, она активно работает над механизмом экспорта газа, добываемого Полтавской газонефтяной компанией, в Словакию. Ко всему прочему, отличительной чертой JKX Oil&Gas является то, что среди ее владельцев есть и украинцы - а именно, НАК НАФТОГАЗ УКРАiНИ. По крайней мере, по состоянию на 2002 год ей принадлежало 8, 87% акций этой британской компании. А это уже неплохая стартовая площадка для развития дальнейшего совместного бизнеса.
Кроме того, у обеих компаний к этому времени был один общий интерес - выйти на европейский рынок сбыта газа. Плодом обоюдного желания и стало появление в конце 2002 года в Венгрии небольшого, но, как оказалось, удалого предприятия Eural TransGas. Его основателями изначально выступили физические лица, но довольно быстро стало понятно, что у этого "временного правительства" роль процедурная. А после того как в прессе появилось достаточно много статей об отнюдь не безупречной репутации этих лиц, хозяева Eural решили поспешить с их заменой. "Нам надоело, что нас поливают грязью, и мы хотим изменить представление инвесторов о нашей компании, - заявил пресс-секретарь Eural Борис Шестаков. - Поэтому нашим основным акционером стала солидная и публичная английская Atlantic Caspian Resources".
Сентенцию о солидности ACR оставим на совести господина Шестакова. Нам гораздо более интересно, кто же прячется за плечами этого британского "атланта". Вообще-то, когда Eural Transgas только создавался, предполагалось, что в ближайшем будущем ее поделят в той или иной пропорции НАФТОГАЗ УКРАiНИ и российский ГАЗПРОМ. Однако уже летом 2003-го стало понятно, что Алексея Миллера от этой кормушки потихоньку оттирают. Когда в состав акционеров Eural TransGas вошла JKX, ГАЗПРОМ осознал, что даже если он и выкупит долю в венгерском СП, то музыку в нем все равно заказывать будут из Киева. Правда, до открытого конфликта с НАК дело не дошло. Украинские партнеры пообещали ГАЗПРОМУ в качестве компенсации выгодный газотранспортный консорциум в перспективе и хорошие комиссионные от торговли газом в Европе уже сейчас. Последнее для российского газового монополиста не менее важно, чем льготный транзит через Украину. Юридически независимый от ГАЗПРОМА Eural может стать его весьма преуспевающим торговым агентом на рынках ЕС.
Кстати, уже за первый год работы этот новичок продемонстрировал финансовый результат, который выше всяческих похвал: выручка - 2 миллиарда USD, валовая прибыль - 180 миллионов USD. По данным самой Eural TransGas, в 2003 году она продала 35, 4 миллиарда кубометров газа, из них 28, 6 миллиарда кубометров в Украине, остальное небольшими партиями в Польше, Словакии, Венгрии, Германии. Основной источник доходов компании - эксклюзивное право на доставку туркменского газа в Украину. Однако понемногу она диверсифицирует деятельность. Выше писалось о совместном проекте с Полтавской газонефтяной компанией по экспорту газа в Словакию. Кроме того, Eural TransGas горит надеждой попробовать себя и в торговле на Западе непосредственно российским газом. В прошлом году она уже продавала некоторые объемы газа подразделению ГАЗПРОМА ГАЗЭКСПОРТУ для последующей реализации в Германии. Не исключено, что в 2004 году компания может поработать в подобном ключе и на спотовом рынке энергоносителей Великобритании. Для ГАЗПРОМА в этих схемам привлекательна минимизация налогообложения. Однако, по мнению российских аналитиков, Eural TransGas уже практически вышел из-под газпромовского контроля и пустился в самостоятельное плавание. Следующим его шагом может стать закупка газа у небольших независимых российских производителей для перепродажи его в уже немного освоенной Европе.
Но если не ГАЗПРОМ заправляет юным и подающим надежды газооператором, то кто? Очевидно, что реальных владельцев Eural TransGas надо искать среди тех, кто накануне прибрал к рукам Atlantic Caspian Resources и внедряется сейчас в JKX. Возможно, видимость немного прояснится после состоявшегося 7 апреля в новом формате собственников заседания наблюдательного совета Eural TransGas в Будапеште. Однако туман, как известно, рассеивается не сразу. Пока известно, что должность директора компании сохранится за венгерским экс-министром Андрашем Кноппом, а президентом станет шеф ACR, британец Седрик Браун, прославившийся тем, что в девяностых годах прошлого столетия работал генеральным директором British Gas, но вынужден был со скандалом уйти оттуда, разгневав акционеров крупнейшей британской газовой компании повышением собственного жалования на 75%. Ирония судьбы состоит в том, что, работая в Atlantic Caspian Resources, в последние три года он вообще не получал жалования, поскольку ни атлантические, ни каспийские планы компании не оправдали себя (ACR намеревалась начать добычу газа в Казахстане, чтобы в будущем продавать его в Европе, но из этой затеи ничего не вышло, и несколько месяцев назад ее казахские активы были проданы компании CanArgo, которой, кстати, владеет один из основателей JKX Дэвид Робсон).
Но мы опять отвлеклись. Гораздо важнее кадровых вопросов намерение акционеров Eural TransGas увеличить уставный фонд компании до 100 миллионов USD со смешных нынешних 12 тысяч USD. Фактически такое намерение означает, что компанию готовят к очередной перепродаже, но теперь уже последней. Именно в ходе этой трансформации уставного фонда венгерская фирма имеет реальный шанс получить владельца с действительно солидным именем. Российская газета "Коммерсант" уже называет двух претендентов на покупку Eural TransGas: это НАК НАФТОГАЗ УКРАiНИ и американская ChevronTexaco.
Версия о том, что за нынешними корпоративными перетасовками и в Венгрии, и в Британии стоит украинская национальная нефтегазовая компания, действительно напрашивается первой. Так, буквально на днях "зам" главы НАФТОГАЗА Игорь Воронин объявил о планах компании увеличить объем выпуска своих евробондов в 2004 году как раз на 100 миллионов USD, чтобы за счет этих занятых денег приобрести газовые компании за рубежом. Да и слишком уж часто пересекаются пути НАК с фирмами и личностями, причастными к Eural TransGas, чтобыэто было простой случайностью.
Однако имеется по этому поводу и другая версия, состоящая в том, что за кулисами вышеописанных корпоративных игр, приглядевшись, можно увидеть не только НАК. Если вдуматься, то какой смысл НАФТОГАЗУ УКРАiНИ покупать какую-то Atlantic Caspian Resources с долговым шлейфом, если можно было пойти по более прямому пути, наращивая свою долю в JKX. Поэтому в околотэковских кругах подозревают, что допуск к газоимпорту из Украины ACR - это своего рода попытка заключить мировую между Юрием Бойко и "донецкими", особенно тем крылом, чьи интересы выражает вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев. На такую мысль, в частности, наталкивает крымский след Atlantic Caspian. Да и время приобретения ее кипрским офшором, по странной случайности, совпало с назначением Андрея Клюева на высокий пост в правительстве. Если эти догадки правильны, то и перепродажа в перспективе доли в Eural TransGas американской Chevron не выглядит столь уж фантастичной. Команда Клюева наладила за последние месяцы неплохие контакты с этой компанией. И предложение ей стать немножко украинским газотрейдером может послужить неплохим довеском к более крупному ангажементу - участию в концессии нефтепровода "Одесса-Броды".
Какая бы из версий не оказалась ближе к истине, понятно одно: "широкими плечами" в Киеве Atlantic Caspian уже обзавелась. В противном случае вряд ли кто-то допустил бы ничем особенным не зарекомендовавшую себя компанию к обустройству Донузлава. Кстати, на крымском властном уровне лоббируют проект ACR именно те политики, которые наиболее близки именно к донецкому бизнесу. Так, депутаты Верховного совета автономии впервые услышали об этом проекте на заседании 18 марта из уст министра экономики Крыма Владимира Кулиша, который до недавнего времени был одним из топ-менеджеров новой управленческой команды на крымском гособъединении ТИТАН, подспудно тяготеющей к соседу Донбассу. По словам Владимира Кулиша, Atlantic Caspian Resources рассматривается как наиболее реальный инвестор строительства порта на Донузлаве. Он утверждает: британская фирма представляет группу компаний, "которые имеют активы в Украине и в России, имеют ряд предприятий, заинтересованных в использовании новых мощностей по перевалке". Эта группа, добавил министр, специализируется на контейнерных перевозках, объем которых превышает 10 миллионов тонн в год. Правда, что это за компании, Владимир Кулиш так и не сказал.
Не смог ответить на этот вопрос и его первый заместитель Виктор Павлюк. В разговоре с корреспондентом "ГиН" он лишь подтвердил, что Atlantic Caspian Resources уже занимается этим проектом и до конца апреля должна разработать план-график его осуществления. При этом господин Павлюк сказал, что инвестор не исключает возможности сооружения в Донузлаве нефтегавани, но в Минэкономики этого не очень бы хотели. "Там ведь район очень привлекательный с точки зрения курортологической и природной среды. Там выращивают самые вкусные и крупные мидии - так что можете представить, какая там чистая среда, - говорит Виктор Павлюк. - Поэтому мы хотели бы иметь там более-менее приемлемые экологические варианты".
Но самое неизгладимое впечатление оставляют суммы предполагаемых инвестиций в этот проект. Согласно утверждению Владимира Кулиша, первоначальный объем инвестиций со стороны ACR оценивается в 500 миллионов USD. Виктор Павлюк же считает, что первая очередь обойдется инвестору в целых 2 миллиарда USD, а на далекую перспективу общая сумма капвложений в донузлавский транспортный узел может дорасти и до 10 миллиардов USD. Как утверждают источники в крымском правительстве, на скорейшей реализации этого проекта настаивают и его глава Сергей Куницын, и председатель крымского парламента Борис Дейч.
В прошлом году, как уже сообщал "ГиН", министр транспорта Украины Георгий Кирпа предлагал российскому ЮКОСУ построить в Донузлаве нефтепорт. Но поскольку у ЮКОСА теперь совсем другие проблемы, в особенности с российским правосудием, то бывшая база военно-морского флота попадает в совершенно другие руки.
При этом следует иметь в виду, что донузлавский проект для стоящих за Atlantic Caspian Resources сил еще весьма сырой и хлопот с ним будет намного больше, чем с Eural TransGas, которая уже представляет собой успешный раскрученный бизнес. Не исключено, что последней предстоит выступить своего рода донором обустройства порта в Донузлаве. Также не исключено, что инвесторы могут отказаться от этого весьма дорогостоящего начинания в пользу других, более привлекательных вариантов вложения денег. Например, в Крыму ACR действительно ограничится только контейнерным портом, а вместо терминала заинтересуется новым проектом НАК НАФТОГАЗ УКРАiНИ - строительством в одном из украинских портов завода по производству сжиженного природного газа (LNG). Ведь нефтяных терминалов в Украине уже немало, а этот объект будет фактически уникальным. Тем более что по профилю он больше подходит и для Eural TransGas, которая неплохо ориентируется как раз на европейском рынке газа.
По объему капиталовложений этот проект сопоставим с донузлавским (примерно 1, 5 миллиарда USD), хотя в данном случае предпочтение отдается возведению его в порту Южный (впрочем, и Крым еще не полностью исключается). LNG-экспорт планируется сориентировать на страны бассейна Черного и Средиземного морей. Но эффективной работа этого завода может быть только в двух случаях: либо оправдают себя самые смелые прогнозы по поводу газовых запасов на украинском шельфе, либо у завода будет очень надежный посредник, обеспечивающий как закупку в России или Средней Азии соответствующих объемов природного газа для переработки, так и последующую продажу LNG за границей. Потянет ли эти задачи Eural TransGas - вопрос пока риторический. Но в этом контексте можно припомнить, что один из ее нынешних владельцев - компания JKX - в кооперации с аффилированной с ней другой британской фирмой Ramco Energy в середине девяностых годов даже подавала на рассмотрение украинского правительства готовый проект строительства терминала в Южном. Правда, речь тогда шла о перевалке нефти. Но времена меняются. С ними меняемся и мы.