Как известно, в Хабаровске состоялось совещание по транспортной стратегии и развитию Дальнего Востока с участием Президента Владимира Путина. Что даст Дальнему Востоку эта стратегия, будет ли исторический перелом в жизни огромного региона страны, развернет ли она окраину России лицом к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР). А самое главное, как такая стратегия скажется на жизни тех 6, 7 миллиона жителей, которые не хотят покидать край великих богатств? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили полпреда Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского.
- Мы так рьяно взялись за транспортный комплекс Восточной России лишь потому, - подчеркнул Константин Борисович, - что видим в его развитии тот мощный рычаг, который поможет сдвинуть с места все проблемы края. Сейчас доля транспортных издержек в валовом региональном продукте у нас в два раза выше, чем в целом по стране. Как изменить положение дел, и говорилось на хабаровском совещании. Президент Владимир Путин на нем поставил перед нами четкую задачу: "Мы должны создать на Востоке России транспортную сеть, энергетические мощности для развития собственной страны, а не для экспорта наших ресурсов".
И эта задача осуществляется. Вот свежий пример. В апреле был сдан в эксплуатацию первый морской причал-комплекс на Курилах. Раньше теплоходы, соединяющие самые "дальние наши острова" с материком, разгружались на рейде. Представляете, груз до берега транспортировался на плашкоутах. Иногда он попросту тонул из-за штормовой погоды. А теперь суда могут свободно пришвартовываться к самому берегу реки Итурупа. Разве это не даст новый толчок для социально-экономического развития всех Курильских островов, о которых столько споров и дискуссий. Или взять электрификацию Транссибирской магистрали. По самой протяженной в мире железной дороге локомотивы сейчас ведут тяжеловесные составы на электрической тяге. Параллельно с Транссибом открыт сквозной проезд по федеральной автотрассе Чита - Хабаровск протяженностью 2165 километров. Здесь развернуты работы по строительству 62 мостов, отсыпано более 16 миллионов кубометров земляного полотна. Строительство трассы дало 4700 рабочих мест! В задыхающемся от транспорта Владивостоке открыта Некрасовская развязка. Протянута заасфальтированная автодорога на Хасан. Началось переоборудование узкоколейной Сахалинской железной дороги на размер колеи материка. Говорят: если есть дорога, то есть жизнь! Смотрите, как вдоль новых трасс уже появляются магазинчики, гостиницы, даже подкошенные избы в заброшенных селах начали перестраиваться.
- Таким образом у самого Тихого океана формируются мощные транспортные коридоры...
- Конечно. Ведь западные и южные морские порты и пароходства после развала СССР отошли другим государствам.
А значит, возросло значение дальневосточных для переработки и перевозки экспортно-импортных грузов. Надо сказать, транспортные коммуникации морей Тихого океана хорошо приспособлены к осуществлению международных перевозок, что позволяет вполне надежно выполнять внешнеторговый товарообмен России со странами АТР. Железные дороги с незамерзающими дальневосточными портами органично вписываются в рамки концепции организации международных мультимодальных транспортных систем (коридоров). Поэтому транспорт Дальнего Востока создает хорошие возможности для осуществления мировых транзитных перевозок по проходящим через регион международным транспортным коридорам. Это и есть одна из наших перспектив. Предстоит реализация проекта соединения железных дорог материка через остров Сахалин прямо в Японию. В области развития авиационного транспорта необходима реконструкция крупных аэропортов Владивостока, Якутска, Магадана, Южно-Сахалинска, Благовещенска - это даст возможность активнее участвовать в международной системе авиаперевозок по кросс-полярным маршрутам. Приоритетными направлениями в сфере развития транспортной инфраструктуры в настоящее время являются восстановление Транскорейской магистрали и воссоединение ее с Транссибом, что позволит дополнительно загрузить Дальневосточную железную дорогу за счет контейнерных перевозок из Восточной Азии в Европу.
- Наша газета уже не раз публиковала дискуссионные материалы о нефтегазовом трубопроводе из Ангарска к портам Дальнего Востока. На него дальневосточники, как вы знаете, много надежд возлагают. Есть ли здесь какие-нибудь подвижки?
- Нефтепровод из Ангарска не обойдет Дальний Восток - это однозначно: есть соответствующее политическое решение. Но чтобы эту жизненную "ниточку" провести через определенные города, крупные заводы к конкретным портам и потребителям, необходимы не только документальные решения, но и здравые расчеты и, конечно же, деньги, на которые будет вестись строительство. К России обращаются многие страны: Китай, Япония, США, чтобы инвестировать свои средства. Пока окончательного решения нет. Есть три варианта. Но то, что нефтепровод пойдет на Находку, - это несомненно. Последнее предложение рассматривается, чтобы он из Якутии, из Восточной Сибири пошел вдоль БАМа с заходом в Комсомольск-на-Амуре - там ведь крупный нефтеперерабатывающий завод. Потом чтобы направился на Хабаровск - здесь тоже мощная нефтепереработка. А затем он бы уже нацелился в Приморье.
- Дальний Восток как стыковой регион России со странами АТР поражают "социальные болезни", как никакой другой. Видятся ли рычаги - эффективные, действенные, которые могли бы помочь власти справиться с ними?
- Основную угрозу безопасности страны, а на Дальнем Востоке в особенности, составляет демографический фактор. В последнее десятилетие здесь во всех субъектах Федерации идет неуклонное снижение численности населения. Причем более существенное, чем в других регионах России. Преобладание смертности над рождаемостью, отток населения в европейскую часть страны. За 15 лет численность жителей Дальнего Востока сократилась более чем на 1 миллион человек и, согласно предварительным данным Всероссийской переписи населения 2002 года, составила 6, 7 миллиона человек. В Камчатской и Магаданской областях, Чукотском автономном округе выявлены пункты, где население зарегистрировано, а фактически не проживает.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума на Дальнем Востоке гораздо выше, чем в целом по России. Это связано с тем, что на окраине страны тарифы на тепловую энергию, топливо, электроэнергию выше среднероссийских почти в два раза. Отсюда завышение цены на хлеб, продукты питания, коммунальные услуги, на транспорт. Идет обнищание населения со всеми его последствиями.
Страшная примета времени - рост числа беспризорных и безнадзорных детей. Дети из социально неблагополучных семей, имея даже двух родителей, остаются без их присмотра, заботы и в результате оказываются на "попечительстве" улицы, образуя многочисленную армию социально обездоленных маленьких граждан. Только в течение 2002 года по Дальневосточному федеральному округу было "изъято" с улиц и других мест обитания более 50 тысяч безнадзорных детей. Мы помещаем их в специализированные учреждения, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, в детские дома, приюты, передаем родителям. Работы там много, но ее нужно проводить, может быть, более энергично и сердечно, чтобы спасти молодое поколение.
- Я полагаю, что наш регион должен стать своеобразным "плацдармом всей России для вхождения в рынок стран АТР"?
- Правильно полагаете. Будущее мира за странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а потому перед Россией открываются широкие перспективы для интеграции в АТР. Скоро в Хабаровске пройдет российско-китайский инвестиционный форум. А в июне края и области Дальнего Востока представят свои инвестиционные проекты на 17-й Харбинской ярмарке в Китае. Мы предлагаем, чтобы инвестиции Поднебесной шли в развитие деревообрабатывающих предприятий, горнодобывающих месторождений, рыбодобывающего комплекса. Дальневосточники должны разумно пользоваться своими природными богатствами, которых нет нигде в странах АТР.
Уверен, что через год-два иностранные и крупнейшие российские инвесторы поймут всю привлекательность нашего региона для вкладывания средств в его развитие.
Владивосток.