Вчера выставкой продукции промышленных предприятий в выставочном комплексе "Ленэкспо" в Санкт-Петербурге завершилась работа регионального совещания.
Процесс подготовки к этой крупной и очень важной акции занял немало времени. В результате фирм, желающих принять участие в выставке и получить заказы железных дорог России, оказалось гораздо больше, чем смогли вместить павильоны "Лен-экспо".
Ее организатором стала Октябрьская железная дорога при поддержке Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле правительства Санкт-Петербурга. На выставке представлены комплектующие для подвижного состава: двигатели, литье, приборы - словом, все, в чем испытывают потребность железные дороги.
Свою продукцию демонстрировали такие известные в стране предприятия, как "Звезда", Обуховский и Пролетарский заводы, ФГУП "НИИЭФА", Тверской вагоностроительный, "Плайсер и Тойер" и другие.
Моменту подписания договоров о сотрудничестве предшествовала большая работа. Начиная с пятницы, 24 апреля, первый вице-президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин вместе с вице-президентом Валентином Гапановичем, начальником ОЖД Виктором Степовым и другими руководителями компании посетили предприятия Санкт-Петербурга и области, чтобы ознакомиться с возможностями промышленности региона.
Программа началась с посещения ЗАО "Титран" в городе Тихвине. Железнодорожники осмотрели производство грузовых вагонных тележек, контейнерных платформ, завод электроподвижного состава. Генеральный директор завода Алексей Кадилов рассказал о реконструкции предприятия и планах развития взаимоотношений с ОАО "РЖД". В соответствии с ранее достигнутыми соглашениями здесь рассчитывают, что в ближайшее время с ОАО "РЖД" будет подписан договор на разработку вагонной тележки четвертого поколения, за основу которой принята схема американской трехосной грузовой тележки. И уже в 2007 году завод сможет приступить к промышленному производству данной продукции.
Кстати, на тихвинском "Титране" строился скоростной поезд "Сокол". Делегация могла видеть его в цехах предприятия. Главный конструктор поезда Александр Арсентьев предложил использовать наработанный опыт для создания отечественного высокоскоростного поезда.
Отвечая на мой вопрос "Есть ли будущее у проекта "Сокол"?", Владимир Якунин сказал, что в нем, конечно, есть передовые разработки, но существующий поезд не является законченным изделием. Поэтому судьбу "Сокола" или его отдельных узлов предстоит решать специалистам. Но говорить о том, что данный проект тупиковый, тоже нельзя, заметил первый вице-президент.
В понедельник делегация ОАО "РЖД" посетила в Санкт-Петербурге ОАО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" и Электротехнический завод. Руководство ОЭВРЗ ознакомило Владимира Якунина со своей концепцией развития производства, созданной на базе федеральной целевой программы "Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России".
Железнодорожную отрасль и Октябрьский завод связывают долгие годы плодотворных партнерских отношений. Предприятие производит капитальный и капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов, электроподвижного состава для пригородного сообщения, здесь накоплен большой опыт проведения капитального ремонта и модернизации вагонов фирменных пассажирских поездов ("Красная стрела", "Николаевский экспресс", "Илья Репин"). На заводе обновляли и оба состава скоростного поезда ЭР200. В последние несколько лет после коренной модернизации из цехов вышли такие хорошо известные петербуржцам электропоезда повышенной комфортности, как "Ладога", "Балтика", "Северная звезда".
Таким образом, завод уже длительное время является основным исполнителем заказов по ремонту подвижного состава железных дорог Северо-Западного региона. Причем на долю Октябрьской дороги приходится 90 процентов всех заказов завода.
Вечером того же дня в конференц-зале комплекса "Ленэкспо" состоялось совещание по вопросам привлечения внешних инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного комплекса Северо-Запада. Речь шла о развитии железнодорожных подходов к морским портам, погранпереходов, ряда линий и станций Октябрьской железной дороги. Рассматривались проблемы ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Ледмозеро - Кочкома. В этом серьезно заинтересованы правительство Республики Карелия и крупные промышленные предприятия.
Не менее важным является и усиление железнодорожных подходов к станциям Мурманск, Ковдор, Апатиты, что позволит увеличить объемы грузоперевозок на этом направлении более чем на 10 миллионов тонн. Взаимную выгоду принесет и реализация проекта электрификации и развития путевого хозяйства на участке Верхнечеркасская - Высоцк. Это позволит инвестору - ОАО "НК "ЛУКойл" - доставлять в нефтяной терминал порта Высоцк 12 миллионов тонн нефтепродуктов ежегодно. В модернизации и электрификации самой станции Высоцк заинтересованы администрации ЗАО "Высоцкий морской торговый порт" и ООО "ИТК Транс-Логик", готовые после завершения работ увеличить объемы переработки грузов на 5 миллионов тонн в год.
По итогам совещания, в котором принимал участие премьер-министр Республики Карелия Павел Чернов, между ОАО "РЖД" и правительством Республики Карелия подписано важное соглашение об инвестировании средств в линию Ледмозеро - Кочкома, а также ряд протоколов о взаимодействии и сотрудничестве с грузоотправителями.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов назвал среди инвесторов транспортных проектов такие компании, как "ЛУКойл", "Балттранссервис", "Роснефть", "Росагро", и другие. Общий объем инвестиций, которые партнеры готовы вложить в дело, около двух миллиардов рублей.
Значение проводимой работы по поиску инвесторов трудно переоценить. Как заявил ранее на встрече с вице-президентом инвестиционного банка JP Morgan Миклошем Кормошем президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев, "необходимость реформирования железнодорожной отрасли как раз и связана с отсутствием инвестиционных ресурсов. Поэтому главной задачей компании стало привлечение средств из внешних источников".
И, как показало совещание, эта задача успешно выполняется.
***
На выставке представлены комплектующие для подвижного состава: двигатели, литье, приборы - словом, все, в чем испытывают потребность железные дороги.
Санкт-Петербург.