Актауский международный морской торговый порт совсем скоро может превратиться в одну огромную стройплощадку. Вчера в правительстве были обсуждены последние детали его глобального расширения. Ожидается, что потенциальные инвесторы могут "подтянуть" на эти цели порядка 150 миллионов долларов.
Согласно плану расширения морского порта в рамках проведения тендера будет создано, как минимум, четыре лота. По словам вице-министра транспорта и коммуникаций Талгата Абылгазина, предусматривается определить в каждом лоте по одному нефтеналивному причалу, а также по одному причалу для контейнерных либо генеральных грузов.
В конечном итоге расширение портовой инфраструктуры приведет к увеличению мощностей по нефтеналивным грузам на 10 млн тонн в год, по сухим грузам на 1, 5 млн тонн, по контейнерной перевалке на 20 тыс. единиц. И произойдет это за счет создания и введения в эксплуатацию принципиально новых специализированных терминалов.
Военные корабли Минобороны и катера погранслужбы КНБ займут в акватории Каспийского моря тоже "не самое последнее место". При создании новейшей схемы суперсовременной морской гавани премьер-министр Даниал Ахметов потребовал от коллег по Кабмину интересов защитников ни в коем случае "не ущемлять", а, наоборот, предоставить им право самим определять "достаточное долевое участие" в проекте века, чтобы вопросы безопасности Каспийского региона были не просто на уровне, а соответствовали "самым высочайшим требованиям современности". В связи с этим казахстанским военным, кроме причала в Актауском порту, предоставят возможность сначала отстроить, а затем уже и обжить свой "индивидуальный" порт, который, по расчетам, расположится в районе поселка Курык.
Если говорить о порте Актау, то он, по оценкам международных экспертов, является "очень важным стратегическим объектом Казахстана" и единственным конкурентоспособным торговым портом страны, который уже сейчас отвечает всем требованиям безопасности мореплавания и обслуживания судов. Вместе с тем на вчерашнем совещании в правительстве был поднят вопрос о необходимости скорейшего создания на Каспии специализированного отряда морских спасателей. Как рапортовал Даниалу Ахметову главный чрезвычайщик страны Нурахмет Бижанов, "расчеты на сей счет в его ведомстве давным-давно готовы". Дело теперь за волевым решением председателя бюджетной комиссии, чтобы агентству дали наконец-то денег на приобретение специального оборудования для морских спасателей и кораблей "антикризисного назначения".
Премьер-министр поручил министерствам транспорта и коммуникаций, энергетики и минеральных ресурсов, обороны, пограничной службе КНБ, а также структурам АЧС не позднее 1 июня завершить окончательную "детальную проработку" плана расширения Актауского порта и приступить к его поэтапной реализации. Но до этого времени, как он сказал, подводя итоги совещания, "должны быть осуществлены все необходимые мероприятия по законодательной защите интересов бизнеса в сфере портового хозяйства путем разработки законопроекта "О морском порте Актау" и возможных дополнений в действующий закон "О торговом мореплавании"
- Мы понимаем, что настала острая необходимость в расширении инфраструктуры морских операций на Каспии, и в этой связи развитие морского порта Актау явится доминантой", - сказал Даниал Ахметов.