Президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев и генеральный директор концерна VR Group Ltd Хенри Куйтунен намерены встретиться в конце мая в Хельсинки, чтобы обсудить эти и другие вопросы железнодорожных перевозок между двумя странами.
Конкретные задачи, стоящие перед перевозчиками двух стран, еще раз уточнили 18 мая в Москве специалисты ОАО "РЖД" и Дирекции по грузовым перевозкам Финских железных дорог.
- Объемы перевозок грузов с участием железнодорожного транспорта в сообщении Россия-Финляндия в январе-апреле 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года увеличились на 1,7 процента и составили 9,5 миллиона тонн, - отметил вице-президент компании Салман Бабаев. Вместе с тем потенциал развития рынка грузовых перевозок между Россией и Финляндией еще очень велик. Особенно развивается сфера контейнерных перевозок.
Для более активного взаимодействия в области привлечения грузов и решения вопросов, связанных с увеличением грузооборота между Финляндией и Россией, в ходе встречи было принято решение о создании совместной рабочей группы.
Между Хельсинки и Москвой с прошлого года запущен в регулярное обращение ускоренный контейнерный поезд, который получил название "Северная звезда".
Контейнеры, поступившие в порт Гамбурга из Америки, Дальнего Востока и Европы, идут морским транспортом в порт Хамина, а оттуда в контейнерных поездах - в Москву.
Один поезд рассчитан на 40-50 контейнеров. Срок доставки грузов из Гамбурга в Москву - 5-7 дней, что на неделю быстрее, чем традиционным путем.
Спрос на услуги этого маршрута мог бы быть выше. Однако клиенты зачастую выбирают другие терминалы. Дело в том, что на станции Москва-Октябрьская нельзя выполнять таможенную очистку китайских грузов. Если в поезд входит хотя бы один китайский контейнер, разумнее отправить весь состав на другой терминал.
За прошлый год "Северная звезда" только семь раз отправилась в Москву полносоставным экспрессом. За первые месяцы этого года сформировано 11 поездов для ускоренной доставки. Всего перевезено меньше двух тысяч ДФЭ. А ведь потенциал грузопотоков на этом направлении составляет более 60 тысяч контейнеров в год.
За первые месяцы года 39 тысяч контейнеров (в 20-футовом эквиваленте) перевезено между Россией и Финляндией. Это на 85,3 процента больше, чем в соответствующий период прошлого года.
Значительно выросли объемы транзитных перевозок в Финляндию через Россию, в основном из Китая и Кореи.
Эти грузы из стран Азиатско-Тихоокеанского региона идут по Транссибу. В минувшем году объемы перевозок по Транссибирской железнодорожной магистрали уже достигли новых рекордных показателей. Перевезено более 100 000 ДФЭ, что в два раза больше показателя предыдущего года. Транссибирская магистраль успешно конкурирует с океанскими перевозками. Неоспоримым преимуществом железнодорожного транспорта является скорость. С побережья Тихого океана в Финляндию поезд идет 10 суток, а в обратном направлении - 13 суток. Перевозка на морских судах занимает 30-45 дней.
В прошлом году российские железные дороги провели работу по ускорению перевозок и обеспечению соблюдения расписания движения поездов. Сроки доставки грузов здесь постоянно сокращаются. Этому способствует создание технологии пропуска ускоренных поездов N 1201 и N 1239 на маршруте Находка-Бусловская. За первый квартал по этому маршруту перевезено 32 тысячи, а в апреле - 7,5 тысячи ДФЭ.
Новым шагом в развитии контейнерных перевозок станет в перспективе организация перевозок грузов в 45-футовых контейнерах. Они до сих пор никогда не использовались в сообщении между Россией и Финляндией.
Более половины грузов прибывает в Финляндию с Дальнего Востока. Бытовая техника и электроника идут сюда из Кореи. Однако основная часть этих грузов лишь ненадолго попадает в Финляндию, поскольку они предназначены для конечных пользователей... в России и других странах СНГ. Экспедиторские и логистические фирмы, работающие на стороне Финляндии вблизи границы, переправляют контейнеры напрямую грузополучателям или разгружают их на своих складах, с которых доставляют груз клиентам небольшими партиями. Финские специалисты, сохраняя реалистичный взгляд на ситуацию, уверяют, что VR Cargo готова как к увеличению, так и уменьшению объемов перевозок. Однако это произойдет лишь на том этапе, когда крупные поставщики и логистические компании перенесут деятельность своих терминалов на территорию России. Но пока они предпочитают современные, гарантирующие сохранность и безопасность терминалы Финляндии.
В структуре российского экспорта пока преобладает сырье, однако одновременно с этим наблюдается расширение импорта, который приобретает все более разносторонний характер.
Рост промышленных инвестиций в России также дает импульс к развитию деятельности финских транспортных компаний. Необходимо использовать новые возможности, чтобы успешно конкурировать на рынке транспортных услуг. ОАО "РЖД" и VR Cargo должны сохранить значение российско-финляндской границы как самого быстрого и безопасного маршрута между Россией и Евросоюзом.