В ПРЕДДВЕРИИ официального визита в Японию президента РФ Владимира Путина в Токио побывал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Он встретился с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми, министром государственных земель и транспорта Нобутэру Исихара и представителями деловых кругов, ознакомился с работой японских высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Российский министр проинформировал своих собеседников о федеральной целевой программе модернизации транспортной системы России на 2002-2010 годы, предусматривающей развитие транспортной инфраструктуры регионов Дальнего Востока, в частности, строительство и реконструкцию перегрузочных комплексов в морских портах Восточный, Находка и Ванино, а также развитие транспортного коридора "Транссиб".
Были обсуждены также вопросы наращивания объема контейнерных перевозок по "Транссибу" между Японией и Европой, увеличения числа авиарейсов между Японией и Россией.
Объем международных перевозок грузов сообщения Россия-Япония, осуществляемых по Транссибирской магистрали, составляет сейчас не более 10 миллионов тонн. В 2002 году он увеличился по сравнению с 2001 годом на 13,4 процента, а в период с января по август прошлого года - на 8,3 процента.
В беседе с министром государственных земель и транспорта Нобутэру Исихара Левитин отметил, что в целях обеспечения дальнейшего роста объема международных контейнерных транзитных перевозок организовано курсирование по Транссибу контейнерных поездов по специальным ускоренным графикам. Сформированы конкурентоспособные сквозные ставки для контейнерных грузов из портов Японии в Москву и страны Европы. Применяется технология упрощенного таможенного оформления и таможенного контроля транзитных грузов в контейнерах. Министры договорились активизировать контакты между своими ведомствами.
Во многом плодотворной была встреча российского министра Игоря Левитина с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми. Стороны очень подробно говорили о российско-японских отношениях, о развитии транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Левитин рассказал премьеру о реализации ряда совместных российско-японских проектов. В ходе беседы российский министр дал высокую оценку японским высокоскоростным магистралям. В связи с этим премьер Коидзуми сказал, что не видит причины, отчего бы подобную дорогу не построить совместными усилиями в России, например между Москвой и Санкт-Петербургом. Высокоскоростные железнодорожные линии "Синкансэн", на которых составы развивают скорость до 270 километров в час, считаются одними из лучших в мире.
Результативными были встречи Игоря Левитина и с деловыми кругами Страны восходящего солнца. На встрече с руководством торгово-инвестиционной корпорации "Сумитомо" он обсудил два крупных проекта. Речь, в частности, шла об участии этой корпорации в создании в Хабаровске Дальневосточного укрупненного автоматизированного центра управления полетами. Стоимость проекта составляет 70 миллионов долларов. "Сумитомо" предоставит российской стороне кредит в размере 45 миллионов долларов сроком на 5 лет. Предполагаемый срок окупаемости проекта - 7 лет. Ожидается, что соответствующее соглашение будет подписано в течение ближайшего месяца.
Стороны обсудили также дальнейшие шаги сторон по подготовке соглашения об участии "Сумитомо" в освоении Эльгинского угольного бассейна. Проект стоимостью 2 миллиарда долларов предполагает строительство железной дороги протяженностью 320 километров, создание добывающего комплекса, а также сооружение дополнительного терминала в порту Ванино.
Словом, Япония может и, главное, хочет играть более заметную роль в развитии районов Дальнего Востока и Восточной Сибири.