Городская дума Ростова-на-Дону Решение N305 Об утверждении отчета исполнения "Программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2003 год"20 апреля 2004 года
Руководствуясь ст. ст. 22, 40 и 42 Устава города Ростова-на-Дону, городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить отчет администрации города об исполнении "Программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2003 год" (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (Лазарев В. Ю.) и постоянные комиссии в части, их касающейся.
Мэр города М. А. Чернышев
***
Приложение к решению городской Думы от 20 апреля 2004 г. N 305
Отчет об исполнении "Программы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону на 2003 год"
Динамичное развитие экономики города в последние годы предопределило в целом и достаточно успешные итоги за 2003 год, которые также положительно повлияли на исполнение программы социально-экономического развития города.
В 2003 году город Ростов-на-Дону второй раз был признан победителем в номинации "Лучший город Российской Федерации по экономическим показателям финансового развития в категории "Столица субъекта РФ" по ЮФО.
Город также удостоен премии "Российский национальный Олимп", отражающей высшие достижения российского общества во всех сферах деятельности.
В 2003 году промышленными предприятиями произведено продукции на сумму 48 090, 6 млн. руб.
В течение года в городе с устойчивым ростом осуществлялась инвестиционная деятельность предприятий и организаций, Объем инвестиций в основной капитал составил 16, 8 млрд. руб. что в сопоставимых ценах на 28, 7 % больше, чем в 2002 году. Основные объемы инвестиций были направлены на реконструкцию и модернизацию предприятий промышленности, связи, торговли, объектов социальной сферы.
По договорам строительного подряда крупными и средними предприятиями выполнен объем подрядных работ на 3078, 5 млн. руб. что на 8, 2% больше, чем в предыдущем году.
Работа транспортной отрасли города была направлена на совершенствование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров, развитие рынка транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок,
За 2003 год всеми видами транспорта перевезено 208, 5 млн.. человек, пассажирооборот составил 7858, 0 млн.. пасс-км. По сравнению с 2002 годом количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот увеличились соответственно, на 6, 4 и 8, 9 процента.
На долю железнодорожного транспорта приходится 57, 7% всего пассажирооборота, автомобильного транспорта — 32, 5%, воздушного транспорта — 9, 5%.
По-прежнему ведущая роль во внутригородском сообщении принадлежит автомобильному транспорту, которым перевозится 70% пассажиров. Парк транспортной отрасли составляет 1155 единиц подвижного состава; 947 автобусов (из них 40% муниципальных), 131 троллейбус, 77 трамваев и около 1000 маршрутных такси. Ежедневно общественным транспортом перевозится 1250, 0 тыс. человек, а в целом за год — около 460 млн. человек.
В 2003 году продолжилась оптимизация маршрутной сети: открыты новые маршруты, изменены (или продлены) 11 городских маршрутов, организована работа на 26 садово-огородных автобусных маршрутах, восстановлен троллейбусный маршрут N 23.
Осуществлялось обновление подвижного состава. В 2003 году ООО ТК "Ростов-Авто" приобретено 7 троллейбусов голландского производства; МУП МТК "Ростовпассажиртранс" за счет собственных средств приобретено 2 новых автобуса ЛИАЗ; велись переговоры по заключению договоров на поставку новых отечественных автобусов по лизинговым схемам.
В декабре 2003 года возобновлено движение трамваев по проспекту Буденновскому после реконструкции трамвайного пути по новой технологии. Весь новый подвижной состав троллейбусов определен на ключевых маршрутах в центральной части города, заменив устаревший парк и часть автобусов.
Закончена экспертиза и получено положительное заключение о технической возможности и экономической целесообразности строительства в городе монорельсовой системы.
В сфере потребительского рынка торговля по-прежнему является наиболее успешной отраслью экономики города. В течение года состояние розничной торговли характеризовалось увеличением физической массы товарооборота. Потребительский рынок города отличается относительно высокой насыщенностью соответствующей платежеспособному спросу населения. На нем утверждаются мировые стандарты и технологии сетевой формы организации торгового обслуживания, гипер- и супермаркеты, магазины сниженных цен. Возрождаются кредитные формы продажи товаров.
За 2003 год открыто 120 стационарных торговых объектов, из них 8 супермаркетов. В городе успешно работают 23 магазина "Магнит", пять из них введены в эксплуатацию в 2003 году.
В прошедшем году продолжалась работа по перспективному развитию, реконструкции, благоустройству рынков (сумма вложений составила 324, 0 млн.. руб.) На конец 2003 года в городе действовало 58 рынков, из них продовольственных 20, универсальных — 25, вещевых — 5, специализированных — 8. За год рынки обеспечили почти 25% всего оборота розничной торговли. Большую же часть оборота (75%) формировали торгующие организации и индивидуальные предприниматели, торгующие вне рынков.
Значительное место в торговле города занимает малый бизнес, степень влияния которого в Ростове-на-Дону больше, чем в области. Малыми предприятиями городской оборот розничной торговли формируется на 54%.
В 2003 году оборот розничной торговли составил 58, 4 млрд. руб. что на 11% выше уровня прошлого года. Удельный вес города в объемных показателях розничного товарооборота Ростовской области составил 48, 1%.
Оборот оптовой торговли составил 145, 8 млрд. руб. что на 6, 9% выше, чем в 2002 году.
Развитие экономики, рост денежных доходов, улучшение конъюнктуры рынка, способствовали повышению предпринимательской деятельности в сфере общественного питания. Продолжала расширяться сеть предприятий быстрого питания, кафе-кондитерских и др.
В 2003 году оборот общественного питания составил 1, 4 млрд. руб. что в сопоставимых ценах выше оборота прошлого года на 8, 1%.
Одним из направлений развития потребительского рынка города являлось также формирование системы платных услуг населению, включая социально значимые виды услуг для всех групп потребителей. Объем платных услуг населению по предварительным данным за 2003 год составил более 15 млрд. руб. темп роста в сопоставимых ценах к 2002 году 103, 1%.
Сальдо внешней торговли в 2003 году сложилось положительное — удельный вес вывозимых товаров в общем объеме по-прежнему больше. Всего предприятиями и организациями города в прошедшем году оформлено 3901, 2 тыс. тонн внешнеторговых грузов общей стоимостью 927, 3 млн. долларов США, что на 20% больше, чем в 2002 году. Прирост по импорту и экспорту составил соответственно 17 и 22 процентов.
Соотношение импорта и экспорта во внешнеторговом обороте а 2003 году составило соответственно 41% к 59%.
На стабильно высоком уровне сохранялись внешнеэкономические отношения с основными экспортерами предыдущих лет: Греция, Германия, Китай, Италия. Основная доля товаров, импортируемых из стран СНГ, ввозится из Украины.
В 2003 году экспорт осуществлялся практически во все страны СНГ, при этом 60% товаров экспортируется на Украину, 22% приходится на Казахстан и Грузию.
Основные позиции отраслевой структуры практически не изменились по сравнению с 2002 годом.
Основными экспортными товарами были: пшеница, ячмень, масло подсолнечное, уголь каменный, лом черных металлов, конструкции из черных металлов и алюминия, машины и механизмы для уборки сельскохозяйственных культур, подшипники, краски и лаки, полиэфиры и смолы.
Основными позициями импортируемых товаров являлись: машины, оборудование и транспортные средства; металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (табачное сырье, масло соевое, солод, масло пальмовое); древесина, целлюлозно-бумажные изделия; продукция химической промышленности.
Тенденции экономического развития, сложившиеся в основных отраслях, оказали существенное влияние и на финансовые результаты деятельности предприятий. По итогам 2003 года положительные финансовые результаты имели все основные отрасли экономики. За год получили прибыль 587 крупных и средних предприятий города или 76% от общего количества,
Объем прибыли крупных и средних предприятий сложился в сумме 7126, 4 млн. руб. по полному кругу — 10300, 0 млн. руб. (оценка). Более половины (или 54, 4%) общего объема прибыли в экономике города получено в промышленности; 11, 6% — в транспорте; 8, 0% — в строительстве; 9, 2% — в общественном питании; 16, 8% — в других отраслях.
Величина прибыли по сравнению с 2002 годом увеличилась по сопоставимому кругу предприятий на 6%.
Основным социальным аспектом в экономической политике города являлось содействие хозяйствующим субъектам в повышении заработной платы работникам.
Среднемесячная заработная плата по городу за 2003 год выросла (по полному кругу предприятий) в 1, 3 раза и составила 4938, 3 руб. по крупным и средним предприятиям — в 1, 3 раза (5619, 1 руб.), в том числе в промышленности — в 1, 2 раза (6061, 6 руб.) Наиболее же высокая заработная плата была начислена работникам финансово-кредитной системы, электроэнергетики, пищевой промышленности, строительства, транспорта и связи. Среди городов области — это самый высокий уровень заработной платы.
Кроме заработной платы, работникам предприятий и организаций производились выплаты социального характера, размер которых в конце 2003 года в среднем на одного работника составил 77 рублей в месяц.
На уровень доходов населения существенное влияние оказывает своевременность выплаты начисленной заработной платы. В результате принимаемых мер, задолженность по выплате заработной платы по городу за год сократилась в 2, 7 раза или на 18, 5 млн. руб. по сравнению с состоянием на конец предыдущего года. Удельный вес задолженности города в общей задолженности по Ростовской области на 01. 01. 2004 составляет 1, 4% (на 01. 12. 2003 — 3, 3%). По-прежнему наибольшую задолженность по заработной плате имеют предприятия ВПК (или 83, 2% от общей суммы). В учреждениях и на предприятиях, непосредственно финансируемых из бюджета города, задолженности нет.
Структурные преобразования в ведущих отраслях экономики, демографические изменения, реформирование системы профессиональной подготовки кадров являются основными факторами, оказывающими влияние на рынок труда города.
Показатель регистрируемой безработицы составил 1, 0% от экономически активного населения (по Ростовской области — 1, 2%). В 2003 году число зарегистрированных в службе занятости безработных составило 21 293 человека.
Городской службой занятости осуществлялся комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для обеспечения работой всех, кто ее ищет. Реализовывались меры в социально-трудовой сфере, позволяющие повысить эффективность занятости населения и обеспечивающие социальные гарантии.
За 2003 год трудоустроено 37 833 человека, или 89, 2% всех обратившихся в государственную службу занятости в поисках работы. Консультации по вопросам занятости получили 128 320 человек.
В сфере социальной политики в городе с учетом принципа адресности осуществлялись меры, направленные на повышение эффективности социальной поддержки населения. Приоритетом в оказании адресной помощи являлись такие категории граждан, как пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи. В общей численности населения города удельный вес малообеспеченных граждан составляет 25, 7%.
В 2003 году различные виды адресной помощи получили более 470 тыс. человек на сумму 1118, 0 млн. руб. Льготы предоставлены по 9 законодательным актам 218, 6 тыс. человек на сумму 602, 9 млн. руб.
В городе своевременно и в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий и социальных пособий. С 1 января 2003 года малоимущим семьям предоставляются субсидии на оплату ЖКУ с использованием персонифицированных социальных счетов. На конец года количество таких семей составляло 20640.
В городе действует 8 секторов социального обслуживания дневного пребывания, 81 сектор социального обслуживания на дому, 3 специализированных сектора социально-медицинского обслуживания на дому. Продолжалось строительство 3 очереди специализированного комплекса для одиноких пожилых граждан.
Программа социально-экономического развития города в целом за 2003 год выполнена с фактическим объемом 5418, 4 млн. руб. из которых 11, 2% за счет средств бюджета города (включая субсидии из областного бюджета), 21, 8% — средств областного бюджета, 5, 7% — средств федерального бюджета, 61, 3% за счет средств предприятий и других внебюджетных источников (приложение 1).
1. Основу социально-экономического благополучия города составляет развитие реального сектора экономики, и особенно его главной составляющей — промышленности. Показатели работы промышленных предприятий в 2003 году свидетельствуют о наметившейся тенденции к преодолению спада производства.
Рост производства наблюдался в 6 из 10 отраслей промышленности, причем в таких крупных, как машиностроение и металлообработка, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность. Машиностроение и пищевая промышленность составили более 65% объема промышленного производства города.
В целях стимулирования реального сектора экономики, повышения эффективности производства, обеспечения качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг администрацией города оказывалась муниципальная поддержка в виде предоставления муниципальных гарантий для привлечения кредитных ресурсов на пополнение оборотных средств и техническое перевооружение; оформления ходатайств о субсидировании из областного бюджета процентных ставок по кредитным заимствованиям и оказания поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий города.
При формировании инвестиционной программы города на 2003 год, по-прежнему уделялось первоочередное внимание развитию промышленного сектора экономики, т. к. современную конкурентоспособную продукцию можно производить только по новейшим технологиям, на современном оборудовании с привлечением квалифицированных кадров.
Обновление и модернизация производства становится первоочередной задачей развития экономики, особенно в сферах, призванных удовлетворять потребительские потребности населения (ЖКХ, строительство, торговля, социальная сфера).
Инвестиционная программа как составная часть Программы социально-экономического развития города состоит из 4 разделов, в зависимости от степени готовности проекта к реализации и его социальной направленности.
В результате проведенного конкурса инвестиционных проектов было отобрано 18 проектов предприятий, которые представлены в разделах: "Коммерческие проекты" и "Инвестиционные предложения предприятий города". В основном это инвестпроекты, разработка и внедрение которых производится на предприятиях промышленного комплекса. В ходе реализации данных проектов освоено 102, 9 млн. руб. при этом более половины средств — из собственных источников (53, 5%). При этом сохранено 882 и вновь создано 72 рабочих места.
ОАО "Ростовский стекольный завод" продолжена реализация проекта "Расширение ассортимента выпуска продукции из стекла". Рост инвестиций по сравнению с прошлым годом составил 77, 6 раз. В 2003 году освоено 80, 6 млн. руб. (37, 8 млн. руб. — собственные средстве предприятия; 42, 6 млн. руб. — привлеченные). Пущено в эксплуатацию тарное производство. Введена в действие печь мощностью 120 тонн стекломассы в сутки. Ведется освоение нового вида продукции из стекла — банки "Twist-off".
В целях приобретения оборудования для создания новых видов изделий в ОАО "Роствертол" освоены инвестиции в 3, 6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Вертолеты этого предприятия неоднократно демонстрировали свои высокие летные качества на различных международных авиационных салонах.
Завершен проект ЗАО "Донобувь" по организации производства нового вида продукции (мужских ботинок кожхромового дубления). Проведена замена морально и физически устаревшего оборудования. В 2003 году освоено 10, 0 млн. рублей инвестиций.
В результате проводимого администрацией города поиска новых форм привлечения инвестиций в экономику города, в инвестпрограмме города впервые были представлены два раздела: "Проекты, реализуемые на территории и имеющие социальную и экономическую значимость для города" и "Инвестиционные предложения".
Реализация проектов указанных разделов позволит провести коренную реконструкцию парков и зон отдыха горожан, комплексно подойти к проблеме создания крупных супермаркетов и торговых центров, решить проблемы сервисного обслуживания населения.
В социальном аспекте следует указать на ряд мер, которые проведены в целях сохранения существующих и создания новых объектов культурного и паркового строительства, а также строительства спортивных комплексов и зон отдыха.
Особая забота — о местах отдыха ростовчан. Проведена реконструкция набережной на участке пер. Соборный — ул. Семашко. Выполнены проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, осуществлен архитектурный и технический надзор на объекте, расположенном на левом берегу Дона, в районе Гребного канала.
Выполнены проектно-изыскательские работы по организации спорткомплекса в Северном жилом массиве, начаты предпроектные проработки по созданию многофункционального торгово-спортивного комплекса. Реализован проект по созданию комплекса крытых кортов.
В стадии строительства находится гостиничный комплекс "Танаис". Начал работу ресторан "Евразия".
Завершается этап реконструкции и переоборудования существующих площадей, проводится реконструкция и оснащение передовым оборудованием Конгресс-Холла "Международного конгрессного центра". Создано 75 рабочих мест.
Реализован проект ООО "Парк" по реконструкции территории парка им. Октябрьской Революции. Построен аквапарк; введены три аттракциона: "Американская горка "Тайфун", аттракцион "Дерби", аттракцион "Танго"; построено 2 кафе; построена и введена в эксплуатацию трансформаторная подстанция. Создано 136 рабочих мест.
Продолжаются работы по созданию культурно-досугового центра в парке "Плевен": отремонтирован и оборудован спортивный зал и спортивная площадка; оборудованы 6 аттракционов. Инвестировано 17, 0 млн. руб.
Открыт культурно-досуговый центр "Махаон" в парке им. Н. Островского. Создано 22 рабочих места.
Выполнена реконструкция кинотеатра "Плевен". ООО "Гарантия-96" инвестировано 15, 0 млн. руб. в модернизацию внешнего оформления и зрительного зала, замену оборудования и мебели, оборудование и благоустройство прилегающей территории.
Полностью реализован проект реконструкции территории парка им. В. Черевичкина, строительство аквапарка "Крокодил".
В рамках создания культурно-досугового центра "Метелица" открыт культурно-досуговый центр "Полярная станция". Инвестировано 81, 0 млн. руб.
Администрация города ориентирует развитие потребительского рынка на мировые стандарты и технологии, обусловленные появлением и дальнейшим развитием сетевых форм организации торгового обслуживания, крупноформатных магазинов.
В 2003 году в городе начал работу ряд крупных торговых и промышленных компаний пищевкусовой отрасли.
1 октября состоялось официальное открытие Ростовского филиала ЗАО "Пивоварня Москва-Эфес". Реализация данного проекта осуществлялась за счет турецких инвестиций. Создан современный мощный пивоваренный завод, укомплектованный новейшим высокотехнологичным оборудованием от лучших мировых производителей с производственной мощностью 10 млн. дал в год.
Продолжается строительство маслоэкстракционного завода ООО "Савелит". Окончено строительство цеха расфасовки, строительство цехов дезодорации и рафинации. В отчетном году инвестировано 11, 7 млн. руб.
Завершены проекты по реконструкции универсама "Пчелка" ул. Вятская (60, 0 млн. руб.), магазина продтоваров по ул. 40 лет Победы (40, 0 млн. руб.); завершена реконструкция магазина "Континенталь" по пр. Буденновскому (24, 0 млн. руб.) Завершается строительство торгового центра "Солнечный круг". Инвестировано 40, 0 млн. руб. в строительство гостиницы, ресторана, торгового центра, бильярдной.
Политика администрации города по вопросу организации рыночной торговли нацелена на преобразование рынков в современные торговые комплексы.
Проводится реконструкция рынка по пр. Коммунистическому, где приобретены металлоконструкции и стройматериалы, осуществлен монтаж навесного перекрытия; проведены строительно-монтажные работы рынка по ул. Зорге; завершен проект по строительству и реконструкции рынка "Темерник" по ул. Лелюшенко; завершена пристройка и ведется отделка павильонов рынка по пр. Ворошиловскому; завершено возведение каркасного сооружения и ведутся отделочные работы на территории рынка по ул. Шеболдаеаа. Почти полностью освоены средства и активно ведутся строительные и отделочные работы продовольственного и вещевого рынков, расположенных на территории Северного жилого массива.
Введен в эксплуатацию рынок по пр. Космонавтов. Сдан в эксплуатацию рынок по ул. Кручинина. Введен в эксплуатацию мясомолочный павильон на пл. Дружинников.
Всего по инвестпроектам, включенным в 3 и 4 разделы инвестпрограммы города, освоено более 1, 2 млрд. рублей.
В рамках реализации программы по поддержке малого бизнеса и предпринимательства в городе проводились конференции и "круглые столы" для предпринимателей по актуальным вопросам. Организовано участие предприятий в мероприятиях форума "Дни малого бизнеса на Дону", в дни которого проведены выставка, конференция, семинары. В нем приняли участие 118 представителей субъектов малого бизнеса города.
Проводилась системная работа по разработке комплекса мер и нормативных документов, определяющих действия органов самоуправления по сокращению административных барьеров.
Проведен семинар для представителей малого бизнеса с целью разъяснения путей решения вопросов в связи с изменениями в законодательстве, а также о приемлемых доступах к интересующей предпринимателей информации.
В 2003 году проведено 5498 закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в том числе на открытых и закрытых торгах — 408. В конкурсных процедурах по закупкам принимают участие практически все предприятия города. Доля субъектов малого предпринимательства, принявших участие в конкурсных процедурах, составляет 51%. По результатам проведенных закупок заключено 5802 контракта, на общую сумму 2423, 9 млн. руб.
В 2003 году при содействии администрации города организовано более 60 выставок различной тематики, в которых приняли участие 795 предприятий и организаций города.
В рамках выставок проведено свыше 40 конференций и семинаров. Предприятиям города оказывалось содействие в предоставлении льготных мест в выставочных павильонах, в организации рекламных акций.
В прошедшем году осуществлялось взаимодействие с Ассоциацией городов Юга России, Международной Ассоциацией столиц и крупных городов, Национальной корпорацией экономического развития, городами Республики Беларусь и Украины, в том числе и по вопросам расширения контактов производителей продукции.
За прошедший год Совет директоров провел 12 заседаний с участием представителей администрации города, на которых рассматривались вопросы социально-экономического развития предприятий; вопросы технического регулирования продукции, услуг; вопросы благоустройства территории города.
Результатом совместных действий в 2003 году стали: организация выставочных мероприятий; участие в отчетно-выборном съезде российских промышленников и предпринимателей; конференция по вопросу рационального использования топливно-энергетических ресурсов; подготовка обращения к руководителям предприятий по поддержанию чистоты на прилегающих к ним территориях.
В рамках реализации "Соглашения между администрацией города Ростова-на-Дону, федерацией профсоюзов Ростовской области и объединениями работодателей на 2001-2003 гг. " осуществлялись консультации по вопросам заключения коллективных договоров и реализации норм тарифного регулирования оплаты труда. Проведены проверки выполнения нормативных актов по оплате труда руководителей 14 муниципальных предприятий, установленных условий премирования, штатных расписаний; норм тарифного регулирования оплаты труда соглашений всех уровней. Освещались проблемы роста заработной платы во всех сферах экономики.
По итогам 2003 года в созданный банк данных о величине применяемого уровня минимальной оплаты труда вошли 526 крупных и средних предприятий. В городе заключено 1995 коллективных договоров и 13 отраслевых территориальных соглашений.
Проведены 2 заседания Городской трехсторонней комиссии, на которых были рассмотрены вопросы поэтапного увеличения минимальной заработной платы и ликвидации задолженности, улучшения жилищных условий для работников бюджетной сферы и экологической безопасности в городе.
Подготовлены и проведены два заседания городской Межведомственной комиссии по охране труда.
Для обеспечения системного подхода к решению вопросов, связанных с ростом заработной платы, ликвидацией задолженности по заработной плате и задачах городского сообщества в этой связи, администрацией города осуществляется координационная деятельность по реализации данных программ хозяйствующими субъектами.
Результаты проделанной работы рассмотрены на заседании Коллегии администрации города. По согласованию с Советом директоров составлена единая программа стимулирования роста заработной платы на промышленных предприятиях города на 2003 год.
Экономической службой был продолжен мониторинг исполнения программ стимулирования роста заработной платы по 101 предприятию.
Администрацией города систематически осуществляется анализ соотношения роста заработной платы и величины прожиточного минимума. Произведены проверки 267 предприятий внебюджетного сектора экономики города.
В отчетном периоде было проведено заседание городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и 28 заседаний районных комиссий, на которых заслушан 191 руководитель. Направлены представления в районные прокуратуры по вопросу применения прокурорского регулирования к руководителям предприятий, где имеется задолженность по выплате заработной платы.
Ценовая (тарифная) политика является одной из составляющих социально-экономической политики в целом.
Усилия администрации города в области ценового регулирования были направлены на изыскание резервов снижения цен (тарифов), оптимизацию расходования бюджетных средств на дотирование выпадающих доходов предприятиям, осуществление мероприятий по сокращению непроизводительных расходов и потерь, осуществление мероприятий по сдерживанию роста тарифов.
Местной тарифной комиссией (МТК) администрации города в 2003 году проведено 21 заседание, на которых были рассмотрены материалы и приняты решения по 44 вопросам в части согласования цен (тарифов).
В рамках проведения контрольной работы проверено 33 предприятия, рассматривались обращения граждан и юридических лиц.
По-прежнему в центре внимания органов исполнительной власти и общественности оставались вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Первостепенная задача заключается в том, чтобы перевести реформирование системы ЖКХ на уровень, соответствующий общему состоянию нашей экономики.
В 2003 году продолжался процесс построения новых отношений поставщиков и потребителей коммунальных услуг, оптимизации уровня административных и эксплуатационных затрат, внедрения экономически обоснованных тарифов на оказываемые услуги, обеспечения прозрачности механизмов ценообразования и финансов в отрасли.
В прошедшем году было продолжено внедрение новых технологий в коммунально-энергетическом комплексе, разработан и утвержден механизм установки квартирных счетчиков учета потребления горячей воды.
В целях повышения эффективности управления имуществом коммунального комплекса администрация города заключила соответствующее соглашение с ОАО РАО "ЕЭС России" по аренде имущества МУП "Теплокоммунэнерго".
Продолжалась работа по созданию ТСЖ и управляющих компаний, опыт которой получил признание на общероссийском уровне (Конгресс муниципальных образований России). Только в условиях применения такой формы управления жилищным фондом начинают действовать рыночные отношения, а жители чувствуют себя настоящими собственниками.
Велась работа ко организации эксплуатации и восстановления бесхозных тепловых, газовых и электрических сетей, а также принятию их на баланс ресурсоснабжающих организаций.
Водоканал производил замену водопроводно-канализационных линий с использованием новейших технологий и современных пластиковых материалов.
Велась методологическая работа с подразделениями жилищно-коммунального комплекса города по основным проблемным вопросам, разрабатывались перспективные программы, обеспечивался контроль лимитов потребления энергоресурсов, холодной и горячей воды.
Осуществлен мониторинг технического состояния всего муниципального жилищного фонда. Износ составляет 37%.
Укрепили свои позиции четыре управляющие компании (две в Первомайском и по одной в Октябрьском и Советском районах). В Первомайском районе проведена оценка эффективности работы компании МУП ЖКХ-1. Работа по созданию аналогичных компаний в городе продолжается.
В целях решения вопросов уборки территории города внедрено использование лизинговой схемы для приобретения специальной техники.
Введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс общей производительностью более 40 тысяч тонн в год.
МУ "Чистый город" для создания долее четкой схемы сбора и вывоза твердых отходов потребления с территории города проведена инвентаризация потребителей: юридических лиц, ПБОЮЛ, ТСЖ, ЖСК. Получила развитие система первичной сепарации ТБО, внедрялась бригадная форма организации труда уборщиков территорий.
В развитие осуществляемой тарифной политики в 2003 году проведена коллегия администрации города по вопросу "Тарифная политика в сфере ЖКХ в условиях реформирования", по результатам которой рекомендовано производить дифференцированный расчет тарифов на техническое обслуживание жилья и эксплуатацию лифтов.
В сфере применения тарифов проводилась также работа по социальной поддержке малоимущего населения. На конец 2003 года субсидии по оплате за ЖКУ получали 20640 малообеспеченных семей на общую сумму 178, 7 млн. руб. Средний размер субсидии в декабре 2003 года составил 439, 4 руб. Помимо субсидий в городе были предоставлены льготы по оплате ЖКУ более 280 тыс. жителей (или 28, 4% от общей численности населения).
2. Реализация практических мероприятий, направленных на укрепление и развитие эффективных производственно-социальных комплексов, позволили за счет консолидации всех источников финансирования осуществить комплекс мер по развитию отраслей городского хозяйства и социальной сферы, расширению спектра услуг населению и повышению их качества, в том числе:
2. 1. по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" проводилась работа по капитальному ремонту жилищного фонда и систем жизнеобеспечения, внедрению новых технологий, благоустройству территории города, развитию схемы управления отходами в городе:
в рамках реализации "Программы энергоресурсосбережения города Ростова-на-Дону на период 2001 -2003 гг. " выполнены работы по восстановлению и капитальному ремонту 89 насосных станций подкачки холодной воды в жилых домах повышенной этажности, что позволило значительно сократить потребление электроэнергии. Объем финансирования составил 18, 1 млн. руб.
в соответствии с утвержденным титульным списком, подготовленным на базе целевых программ, осуществлялся комплекс мер по капитальному ремонту жилищного фонда, направленного на улучшение его технического состояния. Общая сумма средств, направленных на капитальный ремонт по программам "Кровля", "Осушение подвалов", "Балконы", "Лифты" составила 84, 9 млн. руб.
В 2003 году отремонтировано 99 кровель на сумму 23, 8 млн. руб.; выполнены работы по ремонту водонесущих коммуникаций в 157 домах на общую сумму 25, 5 млн. руб.; заказана проектная документация на восстановление эксплуатационных свойств балконов других выступающих частей зданий на сумму 2, 3 млн. руб.; заменено 46 лифтов на сумму 33, 3 млн. руб.
проводились мероприятия, способствующие созданию и функционированию ТСЖ. В 2003 году в программе комплексного капитального ремонта участвовало 39 объектов.После завершения работ зарегистрировано 8 ТСЖ из 9 запланированных. Вследствие затянувшегося открытия финансирования начала работ, из предусмотренных в областном бюджете на эти цели 82, 1 млн. руб. было использовано 72, 1 млн. руб.
Кроме того, из бюджета города было выделено 0, 2 млн. руб. на обучение 35 человек будущих управляющих кондоминиумов. Изготовлены 4 техпаспорта для домов ТСЖ (ЖСК). Всего в городе на 01. 01. 2004 зарегистрировано 715 ТСЖ (ЖСК), что составляет более 30% от муниципального жилищного фонда.
в сфере управления отходами осуществлялись мероприятия по ведению эколого-геохимического мониторинга и рекультивации действующих полигонов, по организации полигона компостирования органических отходов, на которые использовано 5, 8 млн. руб.
С целью оптимизации системы сбора, вывоза и размещения твердых отходов потребления в 2003 году изготовлена и установлена 271 контейнерная площадка, большинство из которых полностью приведены в соответствие с санитарными нормами и промаркированы. В отчетном году изготовлено дополнительно 4609 контейнеров открытого типа и 380 закрытого типа. На эти цели использовано 17, 4 млн. руб. Рядом с контейнерными площадками установлено и функционирует 40 пунктов приема вторсырья. Заключено 9600 договоров на оказание услуг по вывозу ТОП.
Значительное внимание уделялось средствам малой механизации для уборщиков территорий. Общий показатель обеспечения дворников доведен до 1, 7 ед. инструмента на 1 рабочего. По договору лизинга приобретено 80 единиц спецтехники на сумму 22, 2 млн. руб. которая по своим техническим параметрам значительно повышает производительность труда.
МУП ПО "Водоканал" осуществлялся комплекс мер по восстановлению и капитальному ремонту сетей водопровода и канализации. Объем средств, направленных на их реализацию составил 253, 4 млн. руб. Выполнялись работы по перекладке водопроводных и канализационных линий, по реконструкции ОСК, очистных сооружений питьевой воды и других объектов.
Проводились реконструкция и капитальный ремонт тепловых сетей. МУП "Теплокоммунэнерго" отремонтировано 1851 тр. м теплосетей сметной стоимостью 5, 2 млн. руб. велось строительство тепловых вводов и отдельных участков теплотрасс общей протяженностью 717, 7 тр. м на сумму 5, 3 млн. руб. "Ростовтеплосетью" реконструировано 9963 тр. м теплотрасс сметной стоимостью 118, 4 млн. руб.
2. 2. По отрасли "Дорожное хозяйство" в соответствии с программой развития дорожно-транспортной сети города велись реконструкция, капитальный и текущий ремонт дорожных покрытий, искусственных сооружений, объектов регулирования дорожного движения с учетом роста уровня автомобилизации и объемов пассажирских и грузовых перевозок.
В 2003 году капитально отремонтировано более 735 тысяч кв. м дорожного покрытия, внутриквартальных проездов — 322 тыс. кв. м, текущий ремонт выполнен на площади 155 тыс. кв. м.
Главным объектом города стал проспект Буденновский, на котором кроме переустройства трамвайного пути проведено полное переустройство подземных коммуникаций.
При проведении работ широко применялись новые технологии ведения ремонта дорожных покрытий, а также новый организационно-правовой порядок строительства и ремонта подземных коммуникаций.
За год установлено более двух тысяч дорожных знаков, 230 щитов маршрутной информации, капитально отремонтировано 10 и установлено 9 светофорных объектов, произведена разметка дорожных покрытий на 467 километрах. Продолжалась работа по созданию в городе Центра автоматизированной системы управления дорожным движением.
Общая сумма средств, направленных на содержание и развитие дорожного хозяйства, составила 378, 2 млн. руб.
2. 3. По отрасли "Городской пассажирский транспорт" в 2003 году для улучшения транспортного обслуживания жителей города осуществлялись мероприятия, направленные на совершенствование организации работы транспортных предприятий различных форм собственности.
Для определения транспортной подвижности населения проведено полное обследование пассажиропотока на всех городских и садовых маршрутах.
В сфере развития маршрутной сети введены новые транспортные связи между жилыми районами и пассажирообразующими пунктами, изменялись схемы движения транспорта, обеспечивалось взаимодействие частных и муниципальных операторов на маршрутах города.
На осуществление данных мероприятий было направлено 3, 4 млн. руб.
2. 4. По отрасли "Образование" осуществлялись меры с целью создания оптимальных условий для обеспечения образовательного процесса, развития ресурсной учебно-материальной базы и образовательных технологий.
В соответствии с утвержденным реестром "Аварийные объекты" выполнен капитальный ремонт в школах NN 15, 32, 77, 78, детском саду N 123, спортивной школе N 7. Завершено строительство нового корпуса в школе N77.
Осуществлена подготовка образовательных учреждений к осенне-зимнему сезону, в рамках которой произведен ремонт в гимназии N 15, ДОУ N 123, школе N 71 (разработка ПСД), Дворце творчества детей и молодежи, а также в учреждениях господдержки.
Во исполнение программы информатизации и материально-технического обеспечения образовательных учреждений города в 2003 году продолжено приобретение специализированных кабинетов, компьютерной техники, компакт-дисков учебного назначения, учебной мебели, технических средств, наглядных пособий. Пополнялся библиотечный фонд классической литературы.
На реализацию данных приоритетных направлений развития отрасли за счет всех источников финансирования направлено 68, 5 млн.руб.
Кроме того, в образовательном процессе поддерживался региональный компонент. Действуют казачьи классы в школах NN 15 и 54, осуществляет свою деятельность муниципальная казачья гимназия им. Бакланова, Казачий кадетский корпус, Казачий культурно-досуговый центр детей и молодежи. На мероприятия по поддержке казачьих обществ в сфере образования из областного бюджета направлено 0, 5 млн. руб.
2. 5. По отрасли "Культура" осуществлялись мероприятия по сохранению, поддержке и развитию муниципальных библиотек, детских школ искусств, проведению праздничных мероприятий.
Проведен капитальный ремонт в 8 детских музыкальных школах города, приобретены музыкальные инструменты для 13 школ.
Дальнейшее развитие получила библиотечная система, в которой за прошедший год обслужено около 200 тысяч читателей, выдано более 4 млн. экземпляров книг и информационных материалов. Для пополнения информационного фонда в 2003 году приобретена литература для 41 муниципальной библиотеки.
На развитие материально-технической базы было направлено 12, 8 млн. руб.
Проводились тематические праздничные мероприятия, а также мероприятия посвященные знаменательным датам, на организацию которых из бюджета города выделено 1, 5 млн. руб.
2. 6. По отрасли "Здравоохранение" проводилась работа по дальнейшему укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, улучшению качества лечебно-диагностической помощи населению города, профилактике и снижению заболеваемости.
Проведен капитальный ремонт в ряде учреждений детства и родовспоможения, скоропомощных и социально-значимых стационарах на сумму 28, 5 млн. руб.
В отчетном периоде за счет средств бюджетов всех уровней приобретены медицинское оборудование (УЗИ-алпараты, рентгено — флюорографическая аппаратура, компьютерный томограф), санитарный автотранспорт (10 машин скорой и 11 — медицинской помощи), мебель для учреждений здравоохранения на общую сумму 64, 6 млн. руб.
Выполнялись профилактические мероприятия направленные на предупреждение и снижение уровня заболеваемости населения туберкулезом, а также другими инфекционными патологиями. На меры по вакцинопрофилактике выделено 1, 1 млн.. руб. по профилактике туберкулеза — 1, 1 млн.. руб.
2. 7. По отрасли "Физическая культура и спорт" в 2003 году была продолжена реализация программы "Здоровье нации", приоритетами которой были развитие массовой физической культуры по месту жительства и работы, а также восстановление и расширение инфраструктуры массового спорта.
На дворовых спортивных площадках организовывались мероприятия, в которых приняло участие до 50 дворовых команд по футболу, баскетболу, настольному теннису. По месту жительства мини-соревнованиями и фестивалями было охвачено 3500 детей и подростков.
В 2003 году сданы в эксплуатацию две игровых площадки на гребном канале, пять дворовых спортивных площадок в различных районах города, отремонтировано три футбольно-оздоровительных клуба. "
Активизирована работа с трудовыми коллективами. Предприятия, сохранившие и развивающие свои спортивные традиции, проводили ведомственные спартакиады и принимали участие в спортивных турнирах, организованных как на территории города, так и за его пределами.
В летний период были организованы спортивно-оздоровительные лагеря, туристские походы, учебно-тренировочные сборы, всего 37 мероприятий, в которых приняли участие 3438 человек.
Проведено свыше 600 соревнований различного уровня: от массовых спартакиад до первенств европейского уровня.
Оказывалась поддержка гандбольным командам супер- и высшей лиги.
Всего на реализацию спортивно-оздоровительных мероприятий и укрепление материальной базы отрасли направлено 37, 7 млн. руб.
2. 8. По отрасли "Социальная защита населения" приоритетным направлением было оказание адресной социальной помощи, основным критерием которой является величина прожиточного минимума и совокупный доход человека.
В рамках адресной социальной поддержки малообеспеченным жителям города предоставлялись социальные пособия, материальная помощь, субсидии по оплате ЖКУ, твердого топлива, сжиженного газа на общую сумму 252, 7 млн. руб.
В настоящее время в городе проживают 40 тыс. ветеранов ВОВ, включая тружеников тыла, инвалидов и участников ВОВ, большинство из которых нуждаются в государственной поддержке. За 2003 год различные виды помощи оказаны 6345 инвалидам и участникам ВОВ на сумму 29, 7 млн. руб.
Кроме того, за счет средств областного бюджета и филиала ОАО ЮТК "Ростовэлектросвязь" установлено 386 телефонов участникам и инвалидам ВОВ на сумму 3, 7 млн. руб.
По программе обеспечения товарами и услугами малообеспеченных граждан города "Забота" за счет внебюджетных источников оказана помощь 62 тыс. человек на сумму 6, 5 млн. руб. На проведение благотворительных акций было направлено 0, 5 млн. руб.
Продолжено строительство третьей очереди специализированного комплекса на 104 квартиры для ветеранов, в 2003 году освоено 10, 0 млн. руб.
В сфере молодежной политики осуществлялись мероприятия по организации досуга молодежи, поддержке учащейся и студенческой молодежи, пропаганде здорового образа жизни, на которые из областного бюджета направлено 0, 04 млн. руб.
В рамках реализации федеральной целевой программы "Молодежь России" создавались организационные условия для оказания поддержки молодым семьям в приобретении жилья. В 2003 году на эти цели было выделено из федерального бюджета 5, 0 млн. руб.
2. 9. По отрасли "Содействие занятости населения" велась работа по содействию трудоустройству в рамках активной политики на рынке труда.
Стабилизация производства в различных отраслях хозяйствования благоприятно повлияла на ситуацию в сфере занятости населения.
В 2003 году рынок труда города составил 159, 0 тыс. человек. На 01. 01. 2004 общегородской банк вакансий насчитывает 10750 вакантных рабочих мест, в том числе 71%, из них по рабочим специальностям и 39 % — для служащих и управленцев.
В течение года органами службы занятости проводились консультации, рекрутинговый подбор высококвалифицированного персонала, информирование населения в средствах массовой информации, ярмарки вакансий рабочих и учебных мест, фестивали профессий. За год посетителями массовых мероприятий службы занятости стало 11, 5 тысяч соискателей и почти тысяча работодателей.
Проводилась активная работа по переподготовке и обучению безработных граждан и незанятого населения профессиям, востребованным на рынке труда. Было организовано профобучение 4010 человек, трудоустроилось после обучения 94, 3% от числа закончивших обучение. На эти цели направлено 7, 7 млн. руб. Профобучение осуществлялось по 125 профессиям.
Особое внимание уделялось гражданам, особо нуждающихся в социальной защите.
За 2003 год заключено 248 договоров и трудоустроено 1007 человек данных категорий, из них: инвалидов — 405 человек, уволенных с военной службы и членов их семей 60 человек, освобожденных из УИН — 12 человек, других граждан, особо нуждающихся в социальной защите — 530 человек.
Всего на поддержку доходов граждан данных категорий израсходовано 2, 5 млн. руб.
К сотрудничеству в организации общественных работ, как эффективной и перспективной формы содействия трудоустройству граждан, приглашались предприятия и учреждения различных форм собственности. За прошедший год заключено 210 договоров, приняло участие в общественных работах 5399 человек, или 14, 3% от общего числа трудоустроенных. Общие затраты на организацию и проведение указанных работ составили 8, 4 млн. руб.
В рамках программы временного трудоустройства несовершеннолетних граждан подростки были заняты в работах по благоустройству города, социальными работами, заготовкой кормов для зоопарка, уборкой овощных культур. За год было заключено 158 договоров на создание временных рабочих мест для этой категории граждан, трудоустроено 11430 подростков, общие затраты составили 6, 2 млн. руб.
2. 10. По отрасли "Правоохранительная деятельность" в рамках реализации программы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности осуществлялись меры по укреплению материальной обеспеченности Ростовского гарнизона, на которые из областного бюджета выделено 4, 5 млн. руб.
Кроме того, на реализацию деятельности казачьей дружины, привлекаемой к охране общественного порядка в городе, из областного бюджета в 2003 году выделено 3, 9 млн. руб.
2. 11. По отрасли "Имущественно-земельный комплекс" с целью обеспечения полного учета и сохранности муниципального имущества и городских земель осуществлялись мероприятия по реализации земельной реформы.
На реализацию данных мероприятий направлено 4, 0 млн. руб.
В 2003 году проведена инвентаризация городских земель на площади 215, 3 га в 77 кадастровых кварталах, велись работы по восстановлению геодезической сети (обследовано 439 утраченных пунктов).
Осуществлялся мониторинг данных результатов государственной кадастровой оценки земель и обновление цифровых карт на площади 20 кв. км.
Разрабатывался принцип автоматизированной системы расчета ставок арендной платы за землю.
В сфере разграничения государственной собственности на землю проводилось обновление топографических планов, подготовлено 854 заключения для комитета по архитектуре и градостроительству, оформлено 486 договоров аренды, проверено 6210 межевых дел. Внедрен программный комплекс "Госземконтроль".
2. 12. По отрасли "Строительство объектов городского хозяйства (капитальные вложения) на основе программ но-целевого подхода было продолжено решение проблем территориального и социально-экономического развития города (приложение 2).
Строительный комплекс города в 2003 году развивался уверенно и динамично. Более 250 строительных и проектных организаций обеспечили выполнение практически всех показателей и муниципальных программ.
Успех строительного комплекса — это результат создания привлекательного инвестиционного климата в городе.
В сфере градостроительства социально-ориентированная городская политика основана на системных и программных принципах, с целью концентрации средств на выполнении первоочередных мероприятий.
В структуре инвестиций в последние годы наблюдается тенденция увеличения капитальных вложений в социальный комплекс города, в том числе объем финансирования объектов жилищного строительства возрос в 2003 году по сравнению с прошлым годом более чем в 1, 5 раза. В прошедшем году а городе впервые за всю послевоенную историю введено 505, 2 тыс. кв. м жилого фонда, что составляет 50% всего ввода жилья в области.
Жилой фонд города (по состоянию на 01. 01. 2003) достиг 19, 6 млн. кв. м, средняя жилищная обеспеченность населения 19, 9 кв. м/чел — одна из самых высоких в России.
Начата комплексная застройка новых микрорайонов на свободной территории (по ул. 339-й Стрелковой дивизии, Благодатной, Днепровской, 2-й микрорайон "Темерник"), при сдаче в эксплуатацию которых инвесторы передадут муниципалитету более 400 квартир для обеспечения граждан льготных категорий принятых на квартирный учет и решения других социальных программ.В 2003 году практически завершена жилая застройка Северного и Западного жилых районов, где введено более 110 тысяч квадратных метров жилья.
Комплексная реконструкция центральной части города с ликвидацией ветхого, малоценного, аварийного фонда и строительством новых объектов жилья и соцкультбыта, стала приоритетной строительной площадкой. В 2003 году в центральной части города введено около 65 тыс. кв. м жилья, в том числе 58 тыс. кв. м — высотного.
Успешно реализуется программа ликвидации аварийных жилых помещений, в рамках которой в течение 4 лет улучшены жилищные условия 1247 семьям.
Началась комплексная реконструкция отдельных территорий и строительство крупных градоформирующих комплексов, предусматривающих ввод в эксплуатацию жилых домов, торгово-офисных помещений, досуговых центров.
В рамках реализации программы ипотечного кредитования жителям города предоставлено за счет бюджетных средств 115 ипотечных ссуд на общую сумму 11, 8 млн. руб. В качестве внебюджетных источников для ипотечных кредитов привлекаются ресурсы банков, за счет которых в 2003 году выдано ипотечных кредитов 179 семьям на сумму около 37, 0 млн. руб.
В результате реализации городской ипотечной программы с использованием различных форм оказания финансовой помощи в 2003 году улучшили жилищные условия 562 семьи.
Всего объем инвестиций в жилищное строительство за счет всех источников финансирования в 2003 году составил 2366, 7 млн. руб.
Большое внимание уделялось строительству, реконструкции и модернизации объектов образования, здравоохранения, спорта и культуры. Всего на данные работы по объектам социального назначения в 2003 году направлено 699, 1 млн. руб.
В целях обеспечения экологического благополучия населения осуществлялись меры по развитию инженерных сетей города, сохранению природных ресурсов.
Город при поддержке администрации Ростовской области с использованием федеральных средств сконцентрировал усилия на строительстве объектов водопроводно-канализационного хозяйства и водопонижения, реализации городской экологической программы, очистке реки Темерник, газификации жилищно-бытового сектора.
В 2003 году продолжались комплексная реконструкция очистных сооружений канализации (1-я и 2-я очереди), строительство основных магистральных коллекторов (NN 53 и 68} и насосных станций. Выполнены перекладка 5 км изношенных канализационных сетей и капитальный ремонт КНС.
В целях улучшения водоснабжения всей территории города велись работы по реконструкции и расширению городского водопровода. Осуществлялся комплекс работ на ОС В* 2 в пос, Александровке, строительство водопроводных сооружений по ул. Лесной, в пос. Камышев (2-я очередь). Выполнена прокладка 12 км водопроводных сетей, заменено и отремонтировано 342 водопроводных ввода, выполнялся капитальный ремонт ВНС и ОСВ.
Проводились работы по инструментальному обследованию и расчистке реки Темерник.
В прошедшем году значительные объемы работ выполнены по улучшению электроснабжения существующих селитебных территорий города и строительству сетей электроснабжения к новым жилым застройкам. Проложена кабельная линия протяженностью 1, 8 км. в пос. Александрова, выполнены работы по внешнему электроснабжению детского санатория "Ромашка", застройки 6-го мкр. СЖМ, по пер. Днепровскому, по ул. 339-й Стрелковой Дивизии.
Учитывая стабильный рост энергопотребления, разработана Схема развития городских электрических сетей до 2006 года с перспективой до 2010 года.
В 2003 году выполнены работы по строительству уличных сетей газоснабжения в различных районах города. Проложено около 5 км подземных и наземных сетей газопроводов среднего и низкого давления, переложено около 1 км газопроводов.
В рамках реализации программы по защите от подтопления территорий города завершен очередной этап работ по водопонижению в районе с/т "Дружба" и "Труженик-, проложено 240 л. м. дренажа, выполнялись работы по поверхностному водоотводу и благоустройству.
В 2003 году обустроено 2 родника в Железнодорожном районе.
Объем инвестиций в коммунальное строительство за счет всех источников финансирования составил 605, 3 млн. руб.
Администрацией города заключен договор с Санкт-Петербургским институтом урбанистики на разработку нового генерального плана города. Данный документ определит перспективы развития на ближайшие 25 лет, реализация которых обеспечит приращение количественных и улучшение качественных показателей и характеристик всех сторон жизни города.