Проблемы, возникающие в связи с расширением Европейского Союза 1-го мая, волнуют не только вступающие страны, например, Польшу, но новые пограничные с ним страны. Украина пристально следит за процессом изменений и преобразований в Польше, т. к. сама планирует в будущем последовать ее примеру и вступить в ЕС.
Европейская Комиссия в своем последнем рапорте, оценивающим степень готовности Польши и других стран к присоединению к ЕС, позитивно высказывается на тему состояния польского транспорта, детально не рассматривая портовый сектор. После окончательного провала в Европейском Парламенте в ноябре прошлого года «Директивы о доступности портовых услуг», эта отрасль является одной из наименее унифицированных. Причиной подобной ситуации в основном является большое разнообразие систем управления портами в странах-членах ЕС, относящееся в том числе к системе финансирования портового сектора. Значительная помощь на развитие инфраструктуры выделяется национальными властями или органами самоуправления Германии, Голландии, Скандинавских стран, в то время как, например, в Великобритании порты как коммерческие структуры не пользуются государственной финансовой поддержкой.
Польский Закон о портах и пристанях причисляет польские порты к группе портов, управляемых согласно модели «Land lord». Главным заданием управляющих субъектов (портовладельцев) является содержание и развитие публичной инфраструктуры, а также предоставление территорий и объектов этой инфраструктуры в диспозицию операторским фирмам, работающим по правилам свободного рынка и конкуренции. В польских портах услуги в большей части оказываются частными фирмами.
Основные опасности и проблемы, с которыми столкнутся морские порты Польши при вступлении в ЕС, связаны с изменениями, согласующими внутреннее право страны со стандартами ЕС, изменениями в хозяйственном секторе расширенного европейского рынка, изменениями и расширениями функций Управлений портов, к которым теперь будет относиться борьба за дотации ЕС.
Наибольшую опасность для портов таит выход на открытый европейский рынок. После 1 мая выяснится, насколько конкурентоспособны местные портовые фирмы. Существует большая вероятность, что «рыночные ниши» могут быть быстро захвачены новыми конкурентами или фирма ми, уже функционирующим и на рынке и поддержанными дополнительным капиталом, который наверняка нахлынет в Польшу. Описанная перспектива требует от фирм тщательной подготовки к предстоящим изменениям путем увеличения эффективности и эластичности работы.
Необходимо также учитывать возможность перехвата портами Западной Европы обслуживания части польской заграничной торговли. Польские портовики рассчитывают, что местные власти учтут интересы польских морских портов в проводимой налоговой политике и обеспечат окупаемость транспорта товаров через порты Гдыня, Гданьск и Щецин-Свиноуйсьце. Другим существенным условием сохранения конкурентоспособности является модернизация системы подъездных дорог к портам и строительство автострад в направлении север-юг.
Нестабильная политическая ситуация в стране, ожидаемая 2-го мая отставка премьер-министра Лешка Миллера заставляет хозяйственные субъекты в большей степени рассчитывать на собственные силы. Уже в конце марта был заметен рост цен на некоторые продукты питания, вызванный, в частности, увеличением стоимости транспортных услуг, что в свою очередь связано с высокими ценами нефтепродуктов в ЕС.
Широкое общественное внимание привлекла смена руководства Объединения портов Щецин-Свиноуйсьце. В 2000 году Управление морских портов Щецин-Свиноуйсьце (УМПЩС) выступило гарантом при выделении банковского кредита Щецинской верфи «Pomerania». По разным причинам у верфи в 2003 году возникли трудности при выплате кредита Промышленно-торговому банку (ВРН PBKS.A). В результате банк разорвал договор и выставил УМПЩС как гаранту счет на сумму 1 788 019 долларов. УМПЩС сразу выплатило эту сумму, поскольку штрафные санкции за просрочку платежа составляли более 1000 долларов/день. В последствии УМПЩС предъявило верфи судебный иск о выплате указанной суммы, однако возврат средств станет проблематичным, если суд признает верфь «Pomerania» банкротом. Эти события предопределили судьбу руководства УМПЩС. В феврале 2004 года было принято решение о снятии с должности руководителя УМПЩС Анджея Монтвилла и отставке всего правления. В феврале этого года был организован конкурс на место руководителя Объединения портов и членов правления.
Новым руководителем УМПЩС был избран Дариуш Рутковский, бывший директор Щецинского отделения банка PBG S.A. и директор Щецинского отделения гидростроительства компании «Wloclawek S.A». Новое правление приступило к своим обязанностям с 16.04.2004 года.
Каково сегодняшнее экономическое положение польских портов? В порту Щецин за январь-февраль 2004 года был отмечен 23-процентный рост транзитных оборотов и 14-процентный рост перегрузки контейнеров (как в части экспорта, так и импорта) по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Первый квартал текущего года ознаменовался 82-процентным ростом количества контейнеров, обработанных портом Гданьск по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А 23 марта текущего года на Балтийском контейнерном терминале в Гдыне был установлен очередной рекорд перегрузки количества контейнеров с одного судна. С судна MSC «Hina», принадлежащего владельцу Mediterranean Shipping Company, перегружено суммарно 1099 (1447 TEU) контейнеров, в т. ч. 375 импортных (550 TEU) и 724 (897 TEU) экспортных. Этим впервые в Польше превышена граница 1000 контейнеров, перегруженных на одном судне.
Все чаще проблемам вступления Польши в ЕС посвящаются конференции, на которых положение дел обычно описывается в более радужных красках. Так 26 апреля в конференц-зале отеля «Radisson SAS» города Щецина прошла IV международная научная конференция «Морские Порты-2004». Целью конференции явилось представление и оценка хозяйственно-торговой роли района Балтийского моря и главных транспортных путей в преддверие вступления Польши в Европейский Союз. Объектом особого внимания были проблемы, возникающие при функционировании транспортных коридоров и наземно-морских цепей в Балтийском регионе.
В роли организаторов конференции выступили: Управление морскими портами Щецин — Свиноуйсьце, Щецинская Морская Академия и Щецинский Университет. Конференция проходила в форме панельной (стендовой) дискуссии, опираясь на тезисы, заранее подготовленные руководителями секций. Итоги этой конференции подробнее будут представлены в следующем номере журнала.
***
фото: