Европа и США
Казахстан и Латвия начали строить зерновой терминал в Вентспилсе
Казахстанско-латвийское СП АО «Ventspils Grain Terminal» приступило к строительству зернового терминала в порту Вентспилса (Латвия). Как сообщили в МИД Казахстана, строительство терминала будет способствовать конкурентоспособности Казахстана на зерновом рынке, увеличению экспорта стратегического продукта. Зерновой комплекс станет первым крупным терминалом Казахстана на территории ЕС. Строительство зернового терминала, с общим объем инвестиций 26 млн. долларов и пропускной способностью 2,5 млн. т зерна в год должно завершиться в феврале 2005 года. Проект финансируется за счет средств акционеров и привлеченных кредитов. Предполагается использование новейших технологий и ведущего мирового опыта в области перевалки и хранения зерновых грузов. Основным поставщиком оборудования является американская компания «Agrico Sales Inc».
***
Перспективы развития порта Пиреи
Администрация порта Пирей планирует, что резкий скачок грузопотока произойдет во время прохождения летних Олимпийских игр. В целом, в 2003 году порт переработал 1,6 млн. TEU, что на 14 % больше, чем за аналогичный период 2002 года. 65 % грузов, проходящих через порт, являются транзитными. В целом, в Греции реформирование портовой инфраструктуры и приватизация начались в 1999 году, Пирей и Салоники являются двумя портами, которые зарегистрированы на фондовой бирже. В порту Пирей расположен контейнерный терминал EleftheriosVenizelos, который входит в 50 самых больших терминалов мира, который изданный момент модернизируется и после реконструкции будет способен перерабатывать еще 600 тыс. TEU. Немалое значение уделяется развитию судоремонтных предприятий внутри Пирея, по типу знаменитых доков в Лондоне. Власти порта тщательно подготовились к проведению XXVIII Олимпийских игр, на момент проведения игр, порт будет способен принять 12 судов, включая один из лучших океанских лайнеров «Queen Mary 2», вмещающий до 13 тыс. пассажиров.
***
Модификация кранов в Гдыне
Балтийский контейнерный терминал Ltd. (Baltic Container Terminal) в Гдыне и компания Kalmar подписали соглашение о том, что Kalmar увеличит высоту 8 тыловых пневмоколесных кранов (RTG), используемых портом. Модификация кранов позволит увеличить мощность терминала на 50% — с400тыс. TEU до 600 тыс. TEU. В соответствии с соглашением, Kalmar предоставляет технические расчеты, электронное обеспечение, программное обеспечение PLC, документацию и материалы, необходимые для реконструкции кранов. Установка оборудования будет производиться терминалом под руководством сотрудников компании Kalmar. Работы по увеличению высоты кранов планируется начать в конце мая, а завершить к октябрю 2004 г. Сейчас порт Гдыня, владельцем которого является International Container Terminal Services, Inc (ICTSI), переваливает большую часть контейнерных, генеральных и ро-ро грузов.
***
Порты Великобритании усовершенствуют системы защиты
Власти портов Великобритании обеспокоены угрозой террористических актов на территории страны, поэтому в усовершенствование безопасности портов планируется вложить миллионы английских фунтов. Порт Фэликстоув планирует развернуть металлические ограждения и усовершенствовать систему видеонаблюдения. Системы безопасности будут модернизированы во всех портах страны. Планируется уделять особое внимание районам перегрузки, также вводится дополнительный таможенный контроль.
***
Американцы боятся за свои порты
В ближайшее время, в порядке предотвращения терактов морские порты Соединенных Штатов оборудуют новой усовершенствованной контрольной техникой. В каждом американском морском порту намечено установить новейшую технику, улавливающую малейшие дозы радиации. Сверхчувствительные датчики призваны засекать радиоактивные вещества, которые террористы попытаются тайно провезти для изготовления «грязной бомбы» или какого-нибудь другого ядерного боеприпаса. В порту Нью-Йорка и Нью-Джерси, самом загруженном из всех морских портов страны, эта новая инспекционно-контрольная техника будет установлена в августе, с чего и начнется ее внедрение.
Установка и обслуживание каждого инспекционно-контрольного монитора обойдется в миллион долларов, но эти затраты оправданы. Инспекторы будут пользоваться рентгеновскими аппаратами с широким обзором, чтобы проверить все содержимое огромного контейнера. Специальные радиационные фильтры смогут точно определить характер и источник радиации даже в тех случаях, когда он находится под толстым слоем свинца. Установка этих мониторов завершит широкую программу мероприятий по защите американских морских портов от террористов. В феврале в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди стали применять подобный детектор для проверки прибывающих авиагрузов.
***
Азия
Гонконг вырывается вперед
Грузооборот порта Гонконг увеличился на 55,3 млн. т в четвертом квартале 2003 года, что на 10 % больше, чем достижения прошлого года, а гру-зооборотпорта Сингапур увеличился на7%. Подводя итоги 2003 года, следует отметить, что полная производительность порта повысилась на 8 %, 207,6 млн. т, импорт увеличился на 7 %, 128,6 млн. т, экспорт на 9 %, 79,1 млн. т. В четвертом квартале 2003 года портом Гонконг было перевалено 5,4 млн. TEU, что составляет прирост в 6 %. В целом, в 2003 году было переработано 20,4 миллионов TEU, и базовый прирост составил 7 %.
***
СНГ
Проекты развития Высоцка и Приморска стали приоритетами отрасли
В перспективный план приоритетного развития Минтранса России на 2004 г. вошли проекты по развитию комплекса по перевалке нефти в порту Приморск в перспективе (до 42 млн. т нефти в год), и введение в строй в порту Высоцк комплекса нефтепродуктов, объемом перевалки 5 млн. тонн нефти в год. Напомним, что в марте порт Высоцк будет готов к приему грузов на распределительно-перевалочный пункт компании «Лукойл». В текущем году объемы перевалки грузов на станции «Нефтяная» составят 2 млн. т. В ближайшие годы объемы перевозок в порт Высоцк возрастут до 12 млн. т, и для их обеспечения за счет средств ОАО «Лукойл» будет построен соединительный путь в обход ст. Выборг. Эта часть побережья Финского залива очень привлекательна для многочисленных коммерческих организаций, которые имеют желание строить портовые мощности в районе Приморска и Ермилово и освоить перспективные объемы 20-25 млн. Экспортное направление нефти «Ярославль-Приморск» в 2004-2005 гг. может стать самым крупным в России. В планах ОАО «АК «Транснефть» доведение перекачки черного золота по Балтийской трубопроводной системе до 62 млн. т в год.
***
Хозяином порта сочи стал «Росморпорт»
Владельцем сочинского морского вокзала, ранее относившегося к Новороссийскому порту, стал «Росморпорт». После процедуры реорганизации исполняющий обязанности мэра города-курорта Виктор Колодяжный проведет ряд переговоров с руководителем Мингосимущества России Германом Грефом по вопросу за вершения реконструкции здания морвокзала и его дальнейшей эксплуатации. Здание сочинского морвокзала и территория вокруг него из-за затянувшейся реконструкции закрыты для посещения сочинцев и гостей курорта уже 14 лет.
***
Украина
Одесский порт готов принимать 100-тысячники
Одесский морской торговый порт завершил дноуглубительные работы в нефтегавани для приема танкеров грузовым объемом в 100 тыс. т. Теперь глубины в гавани составляют более 12 м. Вторым этапом реконструкции предусмотрено дноуглубление подходного канала. Кроме того, на Николаевском судостроительном заводе уже начато строительство буксира ледокольного типа «Гермес», который будет осуществлять буксировку большегрузных судов, в том числе и танкеров. Ранее из-за ограничения глубин большегрузные суда наливного флота становились на погрузку на нефтетерминале порта Южный.
***
Донузлав все же начнут строить
Минтранс Украины планирует начать в 2004 году строительство в Крыму первой очереди нового морского порта «Донузлав» мощностью перевалки грузов 2,5 млн. т в год. 06 этом сообщил заместитель гендиректора объединения «Укрморпорт» Василий Марченко. По его словам, издание ведомственного указа о формировании ГП «Порт Донузлав» ожидается на днях. Планируется построить на южном берегу бухты Донузлав государственный порт. Инвестиции в первую очередь порта (сооружение причала по перевалке 2,5 млн. т металла, контейнеров и других генеральных грузов в год) составят60 млн. грн., второй (прокладку 30 км железнодорожной ветки до Евпатории) —130 млн. грн. Третья очередь предполагает дальнейшее освоение перспективной незамерзающей бухты, где может быть создан глубоководный порт, обслуживающий суда дедвейтом до 100 тыс. т.
***
Мариупольский порт прибавил в мощности
Рост перевалки сухогрузов Мариупольским морским торговым портом за первые месяцы текущего года составил 25 %, что является абсолютным рекордом по отрасли для украинских портов лидирующей группы. Резкое увеличение производства металла региональными предприятиями в прошедшем году (годовой рост ОАО «Азовсталь» составил 13,6%,ММК им. Ильича — 20%) и завершение реализации программы увеличения мощностей позволили предприятию значительно расширить объем грузооборота.
Порт инициировал скорейший ввод в строй дополнительного крытого склада для металлогрузов площадью 2 тыс. кв. м. В конце 2003 года сдан в эксплуатацию перевалочный комплекс для генгрузов на базе нового глубоководного причала. Складские площади комплекса составили Ютыс. кв. м (единовременное хранение до 0,1 мл н т металлогрузов).
Со стороны ГО «Укрморпорт» предприятием получена поддержка проекта реконструкции за собственные средства еще одного причала. Стоимость проекта оценивается в 17,5 млн. гривен (порядка 3,3 млн. долларов). На текущий год портом предусмотрено инвестирование собственных средств в объеме 98,1 млн. грн (порядка 18,5 млн. долларов) в развитие перевалочных мощностей.
Комплекс, общая площадь складских помещений которого составляет Ютыс. кв. м, рассчитан на единовременное хранение до 100 тыс. т металлогрузов. Кроме того, рост перевалки сухогрузов (25 % за январь-февраль 2004 года, 1,85 млн. т) инициировал ввод в строй дополнительного крытого склада для металлогрузов площадью 2 тыс. кв. м. Также порт осуществил переоборудование имеющегося причального фронта и складских помещений под отправку металлогрузов на экспорт.