На днях премьер-министр Финляндии Матти Ванханен сделал в Хельсинки важное заявление. По его мнению, Россия является одним из важнейших торговых партнеров Европейского союза, и ее роль будет в перспективе возрастать.
На "крыше Европы", как сами финны называют свою страну, "российская тема" - одна из самых важных во внешнеполитических приоритетах. Премьер Суоми особо подчеркнул, что Финляндия заинтересована в укреплении сотрудничества с Россией, особенно в транспортной и энергетической сферах, а также в области охраны окружающей среды в регионе Балтийского моря.
Сегодня наш северный партнер уверенно идет по пути развития высоких технологий, эффективного развития экономического производства. Не случайно в этом году именно Финляндия признана первой в мире страной по конкурентоспособности экономики (США - на втором месте, Россия - во второй половине всемирного списка). Согласно методике Международного института развития менеджмента, под "конкурентоспособностью" понимается готовность обеспечивать наилучшие условия для развития бизнеса. На столь высокое место страна поднялась сравнительно быстро: 10 лет назад Финляндия была лишь 25-й. Что касается уровня "чистоты" - некоррумпированности - бизнеса и государства, то Финляндия сегодня занимает первое место в мире (Россия - 87-е). Многие считают, что наиболее благоприятное воздействие на "восхождение" оказало сочетание спокойного до флегматичности финского характера с достижениями "социального государства".
Сегодня финская экономика растет стабильными темпами - в среднем 4, 5 процента в год в течение последних 10 лет. Этому способствуют активные связи с Россией, для которой северный сосед служит "окном в Европу": подавляющая часть наземного российского импорта-экспорта в Старый Свет идет через Финляндию.
Если говорить о железнодорожном направлении Санкт-Петербург - Хельсинки, то оно прежде всего обеспечивает транспортно-экономические связи России с Финляндией и Европейским союзом, а также азиатских стран с Европой. ОАО "РЖД" и Железные дороги Финляндии намерены увеличить грузооборот между двумя странами. Объемы перевозок грузов с участием железнодорожного транспорта в сообщении Россия - Финляндия в январе - апреле 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003-го увеличились на 1, 7 процента и составили 9, 5 миллиона тонн.
Немаловажное значение Москва и Хельсинки уделяют развитию экспортно-импортных услуг, в том числе и в рамках Европейских транспортных коридоров.
По территории России проходят участки трех из них общей протяженностью около 2 тысяч километров. Значительные работы ведутся на железнодорожном направлении, входящем в транспортный коридор N 9, обеспечивающем выход на Железные дороги Финляндии и к порту Санкт-Петербург. Совместно с финской стороной принято решение о повышении скорости движения на участке Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки. Рассматривается вопрос и об организации ускоренного контейнерного поезда Хельсинки - Москва. В перспективе данная магистраль может использоваться для развития пассажирского движения с акцентом на технологии ускоренных контейнерных поездов.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил недавно, что Россия вложит в развитие евро-азиатских транспортных коридоров около 12 миллиардов евро. При этом большое внимание будет уделяться ликвидации технических и административных барьеров, повышению эффективности пограничных и транспортно-таможенных технологий. В транспортной стратегии России до 2020 года серьезное внимание уделено развитию международных перевозок и транзита по российской территории.
В этой связи несомненный интерес представляет позиция Президента РФ. Выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Владимир Путин особо подчеркнул, что "для России важна модернизация дорог - не только соединяющих основные экономические центры страны, но и имеющих транзитное значение". По его мнению, опорную сеть дорог "надо последовательно ориентировать на интеграцию в общеевропейскую дорожную сеть и - через Транссибирский коридор - связать ее с дорожной сетью Дальневосточного региона". Другой проект - это строительство и реконструкция автомагистралей в коридоре "Север - Юг". Такие проекты позволят обеспечить межрегиональные и транзитные потоки на основных направлениях международных перевозок.
Говоря о развитии международных транспортных коридоров, отметим, что 1 августа 2004 года завершится формирование коридора "Север - Юг". Будет открыто рабочее движение на подъездном пути от железнодорожной станции Яндыки до порта Оля. И первым поездом, который пройдет по этому маршруту, станет контейнерный состав из Финляндии с грузами традиционного финского экспорта, в первую очередь бумажной продукции, в Иран.
Очевидно, что новые проекты стимулирует "транспортный" диалог Москвы не только с Хельсинки, но и с Брюсселем. Вспомним программу "Северное измерение" - одно из финских направлений ЕС, ориентированное на Россию, целью которой является вовлечение России в общеевропейские структуры. Для реализации этого плана созданы проекты "Балтийская сеть нефтепроводов", "Северные ворота", "Балтийское электроэнергетическое кольцо". К тому же европейские страны устойчиво занимают первое место во внешнеторговых отношениях России. Начиная с 1 мая протяженность общих границ с ЕС увеличилась в семь раз и достигла 2200 километров. С вступлением десяти новых членов общий объем грузооборота России со странами ЕС должен вырасти с нынешних 100 миллионов тонн через пять лет до 160 миллионов тонн.
В этом контексте весьма характерно высказывание на одном из приемов профессора технологического университета Лаппеенранта. Говоря о российско-финском сотрудничестве, он удачно перефразировал известную фразу председателя Еврокомиссии Романо Проди: "Финляндия и Россия - это как водка и икра. Я только не знаю, кто водка, а кто икра... Но движемся мы в правильном направлении!"
Графические материалы:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ
Материалы доступны в бумажной версии издания.