Большой совет
Как мы уже сообщали, в столице Республики Узбекистан Ташкенте состоялось 38-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, Балтии и Болгарии. Созданный в феврале 1992 года и призванный поддерживать единство транспортной сети бывших союзных республик, Совет уже давно расширил рамки своих полномочий. По сути, именно благодаря слаженной деятельности железнодорожных администраций сохраняется единое экономическое пространство в зоне обслуживания 32 магистралей (напомним, именно столько их было в СССР перед его самоликвидацией), которому претят границы и языковые барьеры.
По признанию многих политических лидеров, в том числе и президента Узбекистана Ислама Каримова, Совет - единственное образование в рамках СНГ и Балтии, эффективность работы которого в полной мере ощущает на себе любой гражданин этих стран. И недаром он особо подчеркнул в своем обращении к участникам железнодорожного форума, что "развитие транспортных коммуникаций и впредь послужит гарантом динамичного и устойчивого роста, откроет новые возможности для расширения гуманитарного обмена между нашими народами".
И железнодорожное братство постепенно расширяет границы. На прошлом заседании Совета в Риге на правах наблюдателя в его состав вошли представители Финляндии. Не стала исключением и ташкентская встреча, на которой присутствовала делегация Ирана во главе с послом этой страны в Узбекистане Мохаммадом Фатхали. Руководство Исламской Республики Иран высказало пожелание постоянного присутствия на заседаниях Совета в качестве наблюдателей. Это предложение, безусловно, представляет огромный интерес для ряда государств, особенно Азербайджана и России, в рамках развития транспортного коридора "Север - Юг". К тому же Иран в ближайшие пять лет намерен ввести в эксплуатацию около 3000 километров новых линий. И будет неудивительно, если к следующему заседанию Совета в Минске (ноябрь) к железнодорожному содружеству пожелают примкнуть и другие сопредельные с СНГ страны.
На встрече с руководителями железнодорожных администраций Геннадий Фадеев представил коллегам нового руководителя Грузинской магистрали - Давида Онопришвили, ранее занимавшего пост министра финансов этой страны. "Это наш грузинский Витте", - пошутил председатель Совета.
Произошло и еще одно значимое событие: президент ОАО "РЖД" и председатель правления государственно-акционерной компании "Узбекистон темир йуллари" Ачилбай Раматов подписали соглашение о перевозке в Россию узбекских скоропортящихся грузов и о транзите через нашу страну хлопка в прибалтийские порты. Общий объем перевозок в денежном выражении для России может составить миллиард рублей. И значение достигнутых договоренностей трудно переоценить.
Узбекистан недаром зовут страной огромного потенциала. Это одна из наиболее динамично развивающихся среднеазиатских республик. По совокупным запасам золота она занимает четвертое место, по его добыче - седьмое, по производству хлопка-волокна -четвертое и его экспорту -второе место в мире. Республика имеет солидные нефтяные и газовые запасы, а также обладает 35 самыми большими в Евразии мраморными и гранитными рудниками.
Огромными темпами развиваются машиностроение и другие производства. Недорогие, надежные легковые автомобили "Дэу-Нексия" и "Дэу-Матис", собранные на корейской линии в Ташкенте, пользуются большой популярностью в России и других странах Содружества. А кто не любит знаменитую ферганскую черешню и сочные дыни, а также алкогольную продукцию под всемирно известной маркой "Узбекистон виноси"?! Да только, пока нежный ягодно-фруктовый товар "доедет" на автофурах, допустим, до Москвы или Санкт-Петербурга, он становится практически "золотым". Нынче на знаменитом Ташкентском базаре черешня продается по 15-30 рублей за кило, а в Златоглавой она уже имеет десятикратную накрутку.
Так что соглашение о перевозке скоропорта по щадящим тарифам очень своевременно и выгодно обеим сторонам. По прогнозам Геннадия Фадеева, объемы перевозок из Узбекистана в нынешнем году могут подрасти на сорок процентов, в том числе и за счет транзита.
Впрочем, такая тенденция типична для всех участников Содружества. За пять месяцев магистралями сети перевезено около миллиарда тонн различных грузов, что на 55 миллионов тонн больше прошлогоднего. Причем благодаря оптимизации эксплуатационной работы сделать это удалось без увеличения численности вагонного парка. Без слаженных действий железнодорожных администраций это было бы вряд ли возможно. В основном соблюдается соглашение по оказанию
"вагонной" помощи, особенно специализированным подвижным составом и тем, что предназначен для вывоза массовых грузов. Так, Молдавская дорога направила 12 составов фитинговых платформ в Белоруссию, Эстонию, Латвию и Россию, а наша сеть в свою очередь поделилась одиннадцатью составами зерновозов с Узбекистаном и девятью - с Латвией. Украина и Белоруссия также помогли зерновозами прибалтийским магистралям.
Не все, конечно, обходится без сучка и задоринки. Так, ухудшилось состояние контейнерного парка, причем на Армянской, Азербайджанской и Туркменской дорогах не принимается должных мер по их ремонту, техническому содержанию и паспортизации.
К сожалению, не до конца решен вопрос с возвратом грузовых вагонов государствам-собственникам. Например, в районе Нахичевани (Азербайджан) и Абхазии оказались заблокированными более 800 единиц грузового подвижного состава. Причем эта проблема тянется еще с 22-го заседания Совета. Нынче уже 38-е, а дело ни с места. Однако главы администраций договорились пока воздержаться от ее решения в судебном порядке.
Есть проблемы и с погашением задолженностей. И хотя общая задолженность сократилась за четыре месяца на 19, 6 процента, не все дороги гасят долги аккуратно и в срок. Без промедления проводят расчеты с другими магистралями украинские, казахстанские, литовские и эстонские железнодорожники. В наибольшей степени сократились задолженности России - на 20, 5 миллиона швейцарских франков, Туркменистана - 2, 4, Латвии - на полтора миллиона. Тем не менее со стороны Латвийской магистрали прозвучала довольно суровая критика в адрес Дирекции Совета за недостаточно активную работу в этом вопросе.
Комментируя журналистам итоги работы 38-го заседания Совета, Геннадий Фадеев подчеркнул, что в целом он доволен деловым ходом форума. Правда, признал, что полностью согласен с критикой, высказанной в адрес Дирекции Совета:
- На года затягивается выполнение отдельных решений, принятых совместно. Речь идет о погашении задолженностей отдельных железнодорожных администраций. Так больше работать нельзя. Но Дирекции это удобно: пишутся протоколы, другие бумаги -вроде бы и дело есть. При этом стрелки переводятся на кого угодно: на правительства тех или иных стран, на политическую обстановку. И я, как председатель Совета, считаю, что в нынешнем виде состав Дирекции исчерпал свои возможности. Это орган, который питается средствами всех железнодорожных компаний СНГ, и действовать он должен в интересах каждой стороны. Думаю, что пришла пора усилить и омолодить Дирекцию, заставить ее работать на выполнение принимаемых решений оперативно и с большим толком.
***
За пять месяцев магистралями сети перевезено около миллиарда тонн различных грузов, что на 55 миллионов тонн больше прошлогоднего. Причем сделать это удалось без увеличения численности вагонного парка.