Маршрут поездки министра транспорта Игоря Левитина в Новороссийск был выбран не случайно. Это крупнейший морской порт, "южные ворота России". В последние годы объем перевозок в регионе неуклонно растет, и совещание, прошедшее в Новороссийске, большей частью было посвящено тому, что нужно сделать для обеспечения оптимальной работы Новороссийского транспортного узла.
Игорь Левитин вместе с губернатором края Александром Ткачевым осмотрели контейнерный терминал в Новороссийском морском торговом порту - наиболее современный и технически оснащенный на российском побережье Черного моря.
Рост объема перевозок наблюдается в последние годы во всех портах узла. Однако ситуация сложилась так, что потенциальные возможности портов остаются невостребованными из-за недостаточного развития железных дорог в регионе. Остро обозначились проблемы с пропуском внешнеторгового грузопотока и на Таманском полуострове. Суммарный объем перевалки грузов в портах Темрюк, Кавказ и Железный Рог составит около 40 млн. тонн в год, а железная дорога способна пропустить на этом направлении лишь 3 млн. тонн, а летом (в связи с резко возрастающим пассажиропотоком) и того меньше - 1 млн. тонн.
Необходимо скорейшее и масштабное развитие железнодорожной инфраструктуры, которое потребует очень значительных затрат. Готовность вложить свои средства на возвратной основе выражают основные участники строительства перегрузочных комплексов, крупнейшие операторы и грузоотправители.
За 2003-2004 годы ОАО "Российские железные дороги" вложило в развитие подходов к портам Новороссийск и Туапсе около 1,7 млрд. рублей, тем не менее предстоящие инвестиции исчисляются значительно большими цифрами.