Российские железные дороги - это не просто путешествие из пункта А в Б. РЖД сегодня -одна из крупнейших российских компаний, осуществляющая важные государственные функции. Поэтому, наверное, интерес к "Прямой линии" с одним из ее руководителей оказался велик. Народ интересовало все: от будущего самой компании до цен на билеты.
"Мы - не монополисты"
- Здравствуйте, вас беспокоит Александр Иванович из Москвы. У РЖД сейчас изменилась форма собственности - теперь вы ОАО. Как это повлияло на состояние железных дорог?
- На протяжении очень длительного времени бюджет компании, а тогда это был бюджет МПС, сводился с дефицитом. В прошлом году мы наконец вышли на минимальную рентабельность, а в этом - уже надеемся на значительную прибыль. У нас увеличиваются объемы перевозок - как грузовых, так и пассажирских.
Что же касается формы собственности, то сегодня компания - собственность государства на все сто процентов. И поддержка органов власти заключается в регулировании уровня тарифов, которые в значительной степени и определяют доходность нашей работы.
- Владимир Иванович, это звонит Павел из Люберец. То, что РЖД сейчас является монополистом на рынке железнодорожных перевозок, мешает или помогает развитию компании?
- Сегодня с большой натяжкой можно говорить о монополизме РЖД. Так, в области перевозки наливных грузов уже 40% рынка обеспечивается частными компаниями. Более четверти подвижного состава также находится в руках "частников". В перспективе в ходе реализации второго и третьего этапов реформы железных дорог мы стремимся к тому, чтобы на рынке перевозок наша доля была бы равна 50%.
- Это касается и перевозки людей?
- Да, уже 19 компаний получили лицензию на перевозку пассажиров.
- Что еще планируется в ходе реструктуризации компании?
- Правлением РЖД принято решение о выделении в самостоятельный сектор контейнерных и рефрижераторных перевозок, строительства, а также производства и эксплуатации путевых машин.
- Это Екатерина из Москвы. Ожидаются ли какие-то серьезные изменения в сфере грузовых перевозок, а то уж больно много проблем всегда было в этой области?
- В частности, в международных перевозках мы используем "электронную накладную". Она принимается таможнями сопредельных стран и не вызывает необходимости переделки документов, а также дополнительных таможенных процедур. Что касается сохранности грузов, то и в этом направлении проделана значительная работа, хотя, естественно, до конца воровство искоренить невозможно. Мы также постоянно работаем над увеличением скорости движения грузовых поездов: совершенствуем технологию, стремясь добиться того, чтобы доставка осуществлялась, что называется, "от двери до двери" и в срок.
- Это Ирина. Что делается для того, чтобы наши поездки на поездах были безопасными?
- Сегодня железнодорожный транспорт можно считать самым безопасным, особенно в сравнении с автомобильным. Об этом свидетельствует и статистика. Наиболее беспокойный район - это Северный Кавказ. Но там мы тесно сотрудничаем и с ФСБ, и с МВД. Устанавливаем турникеты на входе на станции, "рамки" для проверки на наличие металла. Привлекаем для охраны повышенные наряды милиции с использованием служебных собак.
На ЭР-200 со скоростью под двести...
- Я - студентка. Часто езжу в поездах. Меня расстраивает внешний вид вагонов, который давно не менялся. Мне кажется, что это большая ошибка. Ведь люди проводят много времени на колесах. Многие готовы доплатить за то, чтобы поездка была более комфортной.
- Кроме традиционных, у нас появились вагоны на направлении Москва - Санкт-Петербург, состоящие всего из четырех купе с небольшим холлом, барной стойкой, душем, так называемые вагоны люкс. А еще в стоимость билета могут входить и услуги ресторана. А на Транссибирской магистрали у нас курсирует фирменный поезд "Россия" также с душевыми кабинами в вагонах.
- Это Евгения. Вследствие повышения цен на билеты будет ли улучшаться качество обслуживания пассажиров, особенно в плацкартных вагонах?
- Да, будет. Хотя это вагоны и для осуществления "социальных перевозок". Поэтому те затраты, которые мы по ним несем, не компенсируются доходами от билетов. Но уже принято решение о том, что все плацкартные вагоны оборудуются системой кондиционирования.
- Владимир Иванович, добрый день. Меня зовут Николай. Будет ли увеличиваться скорость наших составов?
- Если вы сядете в поезд ЭР-200, курсирующий между Москвой и Санкт-Петербургом, то легко убедитесь, что наши поезда едут со скоростью до 200 км в час. Думаю, что в ближайшее время мы можем говорить и о других направлениях, по которым поезда пойдут с не меньшей скоростью.
- Владимир Иванович, это Екатерина из Москвы. Скоро ли будет построена скоростная железная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом?
- Уже реализуется проект скоростного движения от Хельсинки до Санкт-Петербурга и далее на Москву. Мы предполагаем, что первые поезда по этому маршруту могут пойти уже в 2005 году. А если говорить о высокоскоростной магистрали, то в настоящий момент этот проект хотя и находится на рассмотрении, определить конкретные сроки его реализации я затрудняюсь. Мы, конечно, заинтересованы в том, чтобы скоростное пассажирское движение обслуживало пассажиров и на других напряженных маршрутах, например, до Нижнего Новгорода и Казани. - Вас беспокоит член Совета Федерации от Орловской области Щеблыгин Сергей Евгеньевич. Глава Пенсионного фонда Михаил Зурабов заявил и на заседании правительства, и на Совете Федерации о том, что с руководством ОАО РЖД уже согласован вопрос о том, что билет для льготников будет стоить не дороже 40 рублей. Это так?
- Эта цифра действительно фигурировала во время переговоров: она была озвучена по прямому требованию президента страны Владимира Путина.
- То есть я могу успокоить жителей Орловской области, пенсионеров, которые ездят на дачу...
- Те пассажиры, которые имеют право на льготы, будут обеспечиваться билетами за 40 рублей за счет средств Пенсионного фонда.
- Добрый день, вас беспокоит Юрий Прохоренко - представитель Грузинской железной дороги в РФ. По какой причине затягивается восстановление сообщения на линии Сочи - Сухуми - Тбилиси - Ереван?
- Проблемы, которые препятствуют возрождению там железнодорожного движения, хорошо известны. Достаточно сказать, что на этом направлении есть участки, которые вообще разобраны. Более того, они еще и заминированы, и никто не знает даже схемы минных полей. Совсем недавно представительная делегация РФ во главе с Германом Грефом выезжала в Тбилиси, нас принимал президент Грузии Михаил Саакашвили. Обсуждали во время этой поездки и вопрос восстановления железнодорожного сообщения между Москвой и Тбилиси. Сегодня и Грузия, и Россия, и Абхазия заинтересованы в том, чтобы поезда шли по этим магистралям. Безусловно, без политического решения с этой проблемой не справиться.
Сербские дети отдыхают в наших лагерях
- Вас беспокоит гвардии капитан 2 ранга Кузнецов. Я слышал, что на Рождество делегация фонда Андрея Первозванного, в которую входили и вы, съездила в Косово к сербам...
- Да, мы побывали в анклавах, где живут сербы. Причем в самом конце нашу делегацию албанцы забросали камнями: МИД РФ даже направил ноту протеста в ООН. По итогам поездки попечительский совет фонда принял решение вывезти 500 детей из этого региона в Россию с тем, чтобы они могли отдохнуть в наших лагерях. И такая акция была осуществлена.
Недавно мы посетили один из этих лагерей. И знаете, какие разительные перемены произошли с этими несчастными детишками. Они смеются, толкаются, хулиганят.
- Меня зовут Екатерина Грачева. Я на Пасху видела, как при вашей поддержке Благодатный огонь доставлялся из Иерусалима в Москву. Я знаю, что это не единственная акция с вашим участием. Как вы, такой занятой человек, все успеваете? Это что, долг государственного чиновника или вы действуете по велению души?
- В мои 56 лет трудно в самом себе разделить, где долг государственного человека, а где стремление души. Я хочу надеяться, что это все-таки веление души. Потому что мне бы хотелось, чтобы какая-то частичка моей натуры была свободна от каждодневных забот, связанных со службой, и позволяла мне как любому нормальному человеку испытывать удовлетворение от того, что я делаю не за зарплату, не по долгу службы, а по долгу или по зову совести.
***
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Владимир Иванович ЯКУНИН родился 30 июня 1948 года во Владимирской области. В 1972 году окончил Ленинградский механический институт по профессии "инженер-механик".
Работал в Управлении Государственного комитета Совета Министров СССР по внешнеэкономическим связям, начальником отдела Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе АН СССР.
С 1985 по 1991 год - на дипломатической работе в Постоянном представительстве СССР при ООН. Председатель совета директоров АОЗТ "Международный центр делового сотрудничества", начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления Президента РФ.
С октября 2000 года - заместитель министра транспорта РФ.
С февраля 2002 года - первый заместитель министра путей сообщения.
С 24 октября 2003 года - первый вице-президент ОАО "Российские железные дороги".