На стыке границ трех государств - России, Китая и КНДР - протекает река Туманная, ее еще называют Туманган, которая вот уже много лет подтачивает метр за метром российский берег, создавая таким образом чрезвычайно выгодный плацдарм для строительства Туманганской "особой" экономической зоны. Осталось совсем немного, и Китай вместе с Северной Кореей могут заполучить морские ворота в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) для своих северо-восточных провинций.
Реку, посередине которой проходит российско-корейская граница, запросто можно отыскать на географической карте, если посмотреть на самую южную оконечность Приморья. Спокойное течение в весенние паводки и тайфунные наводнения превращается в мощнейший поток, уровень его поднимается на 5-6 метров, активно размываются песчаные берега. Корейцы свою сторону давно одели в бетон. Ударившись о непреодолимую преграду, вода всю силу обрушивает на противоположный - левый, съедая каждый год метр за метром податливую сторону и продвигая границу в глубь российской территории. За каких-нибудь десять последних лет она переместила ее на 250-300 метров.
"Диверсионный" почерк пограничной водной артерии давно был известен, да только защитных мер не принималось. Лишь в 2000 году по настоянию пограничников и местных властей Правительство России приняло постановление "О мерах по проведению совместной проверки прохождения российско-корейской государственной границы", которое обязывало Министерство природных ресурсов "разработать меры по стабилизации русла пограничной реки Туманная", выделив для этого 0, 8 миллиона рублей. Но ни в 2001-м, ни в 2002 годах так ни одного рубля для работы не было выделено.
Губернатор Приморья Сергей Дарькин написал в апреле 2003 года записку министру иностранных дел России о содействии в решении этой проблемы. Сам же распорядился выделить из краевой казны 5, 5 миллиона рублей на производство экстренных отсыпных работ. И еще полтора миллиона рублей на проектные изыскания. Слово МИД возымело действие: в Правительстве в срочном порядке были рассмотрены его предложения и даны поручения на их исполнение Минфину, Минэкономразвития, Минприроды и Погранслужбе ФСБ. Однако, зная чиновничью нерасторопность, дальневосточный губернатор при встрече с Президентом страны постарался изложить всю серьезность пограничной проблемы, и Владимир Путин лично поручил премьер-министру, а также министру природных ресурсов немедленно включиться в работу по разрешению "туманганской ситуации". В соответствующие инстанции поступила заявка на выделение средств из федерального бюджета на 500 миллионов рублей. 91 миллион из них должен поступить в 2004-м, 121 миллион - в 2005-м и так далее. Но не тут-то было: из-за медлительности Минприроды проект берегоукрепительных работ поступил с задержками, и ворох проблем по финансовым соображениям и поныне остался таким же, как и был.
Его приходится теперь разгребать на местном уровне. Уложенные 19 тысяч кубометров скального грунта в берега на самом опасном участке пограничья все же спасли российскую территорию от дальнейшего размыва и сохранили охранную инженерную систему погранзаставы Песчаная. Однако по проекту, теперь уже прошедшему все экспертизы и утвержденному Госстроем, надо отсыпать грунтов не менее 800 тысяч кубометров, соорудить укрепления на протяжении 17, 6 километра.
- Чтобы не получить территориальных претензий от соседей, проблему нужно решить как можно скорее, - беспокоится начальник Тихоокеанского регионального погрануправления ФСБ России генерал-полковник Павел Тарасенко.
Могут спросить: зачем шум поднимать из-за "пяди" песчаной земли в 30 квадратных километров, непригодной даже для сельского хозяйства?! Но вспомним, мы проиграли Беринговоморскую разделительную линию американцам, а затем Охотоморье перестало быть внутренним бассейном России. И теперь там рыбачат все кому не лень...
Сотни, а может, и тысячи гектаров утерянной песчаной земли могут тоже стать "золотым тихоокеанским Клондайком", если там обоснуется "особая зона", да еще без участия России. Не случайно в 1992 году правительство Китая официально включило зону "Туманган" в долгосрочный план экономического развития КНР, предоставив ей в будущем статус наибольшего благоприятствования. И тогда наши стратегические дальневосточные порты, а в особенности перспективный для иностранного транзита морской порт Зарубино в Хасанском районе, потеряют свою значимость и грузопоток. Проектируемый здесь новый контейнерный супертерминал может дать возможность маленькому провинциальному порту переваливать спокойно 100 тысяч контейнеров в год, или 35 миллионов тонн! Почти столько, сколько все приморские морские порты в совокупности. Те же китайцы нынче с завистью поглядывают из-за границы на его становление и сами готовы (даже вели переговоры) для пользы внутренних провинций Китая взять его в долгосрочную аренду. Приморские же власти, взвесив все "за" и "против", предлагают:
- Свой экономический интерес наши соседи смогут удовлетворить, если приобретут пакет акций и привлекут для развития Зарубина инвестиции, - прояснил вице-губернатор Виктор Горчаков позицию руководства края. - Порт должен оставаться российской собственностью. Если мы сейчас отдадим его в аренду, встанет вопрос о передаче им в аренду специального транспортного коридора.
Дальневосточники, опасаясь двойственности своего положения, ждут поддержки своей экономической позиции и гораздо более решительных действий не только от Правительства России, но и от Государственной Думы и Совета Федерации. Пока они так и не рассмотрели проблему, которая сосредоточилась ныне на маленьком "пятачке" реки Туманной, у стыка границ трех государств. Очень точно по этому поводу сказал недавно член Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.
- Мы все должны понимать: не нам российская земля принадлежит, а нашим детям и внукам. Первоочередной задачей власти, как краевой, так и федеральной, является работа, направленная на то, чтобы не потерять ни пяди своей территории, а напротив, приобрести. К словам "мы Родиной не торгуем" надо добавить: "И не разбазариваем!"
Приморский край.