Точка или многоточие поставлены в споре военных и гражданских?
Сообщение о последних правительственных коррективах по портовому комплексу в Балтийске существенно подкосило идею строительства в Балтийске порта "Восточный".
17 июня было опубликовано постановление за подписью премьер-министра Михаила Фрадкова. В документе предлагается изменить перечень находящихся в федеральной собственности объектов и земельных участков морской инженерной службы Балтийской военно-морской базы, передаваемых в ведение Министерства транспорта
Внесен в список участок земли общей площадью 17,48 гектара в 4-м бассейне. Вынесен - полуостров "Восточный", на котором планировалось строить многофункциональный глубоководный порт с контейнерным терминалом, нефтеналивным комплексом, причалами для перевалки металла, лесоматериалов и сыпучих грузов. В гавани предполагалось обрабатывать около 8 миллионов тонн грузов ежегодно. Столько, сколько сейчас все порты Калининграда
Границы к осени начертят
Минобороны и Минтрансу дан двухмесячный срок для установки границы между военной и гражданской акваториями. После чего между министерствами будет подписано соглашение о разграничении прав собственности на землю в 3-м и 4-м бассейнах на 25 лет Раньше военные отдавали под гражданское использование закрепленные за ними государством территории на 15 лет.
Позитив? Строители должны уложиться в срок, намеченный президентом и правительством для запуска паромной автомобильно-железнодорожной линии до Санкт-Петербурга. Красную ленточку на новом причале в 4-м бассейне перережут, как и было обещано, в 2005 году. Но какой ценой?
Закрыт, пожалуй, один из самых обещающих проектов развития области Идею создания в регионе международного транспортного узла можно считать похороненной
Деньги перспективных крупных портовых инвесторов - закопанными.
Большие смотрины
Напомним историю вопроса. Для своевременного выполнения прямого указания Владимира Путина Минтранс больше года назад предложил свой вариант.
Утвержденный ранее в правительстве план реализации проекта "Комбинированное многоцелевое грузопассажирское, автомобильно-железнодорожное паромное сообщение на линии Усть-Луга-Балтийск-порты Балтийского моря" в бассейне ј3 и полуострове "Восточный" с перспективой строительства глубоководного порта было предложено скорректировать по следующей схеме. Причалы для автомобильно-железнодорожных паромов закладывать на участке земли в 4-м бассейне, а не на самом "Восточном" То есть рядом с уже освоенном в инфраструктурном плане Минтрансом 3-м бассейном и на базе проведенных к нему автомобильной и железной дорог. Задание президента было бы выполнено за отмеренный срок и выделенную госказной сумму в 310 миллионов рублей
Эту корректировку с полным экономическим и техническим обоснованием Владимиру Путину во время его прошлогоднего визита в нашу область представил глава Морской администрации порта Калининград (МАП) Георгий Себов Было получено не только устное, но и письменное одобрение президента
Тень Скоробогатько
Кстати, последние два года за проектом строительства порта "Восточный" стоял представитель администрации области в Совете Федерации, а ныне депутат Государственной Думы Александр Скоробогатько Личность одиозная Российская пресса приписывает председателю совета директоров "Русского генерального банка" причастность к криминальному сообществу Он упоминается в книге "Крым бандитский" как один из организаторов крымской преступной группировки "Сейлем".
Скоробогатько удалось пролоббировать свой интерес к портовому проекту в правительстве Михаила Касьянова. В "Русском генеральном банке" Скоробогатько ввел специальную должность вице-президента, на которую назначил бывшего вице-губернатора Калининградской области Владимира Пирогова Задачей Пирогова стал именно порт "Восточный".
Флотские "отходные"
И, несмотря на это, около года пакет документов по 4-му бассейну пылился, ожидая последнего согласования в Минобороны Военные запросили у транспортников 200 миллионов рублей "отходных" за имущественные потери. Транспортники, понятно, не хотели платить компенсационные. Ни о каком бартере - 4-й бассейн в обмен на территорию полуострова "Восточный" - речь до последнего времени не шла.
Сразу же после обнародования последнего решения кабинета министров по порту "Восточному" свои комментарии по местному телевидению сделал адмирал Балтфлота Владимир Валуев. У военных моряков вроде бы как есть свой план развития грузоперевалки для бесперебойного транспортного сообщения эксклава с "большой" Россией. Причем по более низким расценкам, чем предлагает Минтранс на уже курсирующих грузовых паромах из 3-го бассейна Естественно, речь может идти лишь о прохождении через военные причалы чисто российских грузов, исключая всякий экспорт и импорт.
Зачем военным понадобилась портовая коммерция? Все дело в том, что на фоне последних перемен вокруг "Восточного" они также понесут убытки. Пограничники буквально в минувший вторник предупредили владельцев "Балтийской нефтеперевалочной компании", арендующей у военных причалы в районе полуострова "Восточный", что они прекращают допуск и оформление нефтяных танкеров на подведомственной Балтфлоту территории
(В октябре прошлого года "Дворник" в статье "Военно-морской бизнес" подробно рассказывал, как Балтфлот еще в пору командования им Владимиром Егоровым очень ловко отдал свои причалы в долгосрочную аренду сугубо коммерческой организации Сделано это было с нарушением закона. Став губернатором, Егоров продолжил курировать нефтеперевалку на военной земле. - Прим, ред.)
Долговая порука
Такое развитие событий вызвало у транспортников реакцию, адекватную шоковому состоянию. Ведь МАП оказалась в долгах, как в шелках. Для завершения строительства первого пускового комплекса паромного проекта в 3-м бассейне в намеченные правительством сроки были взяты кредиты на коммерческих условиях на общую сумму 57 миллионов рублей В том числе и у областной администрации - 15 миллионов рублей Высокие затраты МАП хотел покрыть за счет будущих прибылей от проекта порта "Восточный".
Сегодня МАП из-за нехватки средств на текущие расходы задачи с трудом исполняет по обеспечению безопасного прохождения судов по морскому каналу от Балтийска до Калининграда. Из внутреннего финансового плана в свое время пришлось исключить строительство судов для постановки буев, приобретение быстроходного катера, метеостанции, датчиков течения для лоцманской службы. А обещанные центром 310 миллионов рублей для начала строительства в 4-м бассейне на счета МАП так и не поступили.
Говорить о полном крахе проекта строительства глубоководного порта в Балтийске можно будет только после подведения итогов визита главы правительства Михаила Фрадкова Премьер-министр должен посетить Калининград в начале июля.
Ольга МАРКОВА Коллаж: Е Зайцев