На контейнерном рынке
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и "Дальневосточное морское пароходство" (ДВМП) создадут крупнейшую в России контейнерную компанию. Новое предприятие займется доходными контейнерными перевозками по Транссибу из стран Юго-Восточной Азии в Европу. Объем этого рынка сегодня составляет несколько сот миллионов долларов. В перспективе эта цифра может вырасти до одного миллиарда. Эксперты считают, что с появлением "контейнерного гиганта" частные компании могут потерять значительную долю своего бизнеса в этом сегменте перевозок.
Планы создания совместного предприятия с ДВМП по перевозке контейнеров по Транссибирской магистрали президент РЖД Геннадий Фадеев анонсировал еще в марте этого года. На закупку подвижного состава только на начальном этапе РЖД собираются потратить около 50 млн. долларов. До 2010 года РЖД закажут около 10 тысяч платформ для перевозки контейнеров и порядка 40 тысяч новых 40-футовых контейнеров. Однако в марте, рассказывая о создании новой компании, Геннадий Фадеев не пояснил, зачем РЖД, пытающимся освободиться от статуса монополиста в процессе реформирования, нужна доминирующая компания на рынке контейнерных перевозок.
Ответ на этот вопрос Геннадий Фадеев дал вчера. "Создание новой компании позволит отсечь всех посредников от контейнерных перевозок и загрузить Транссибирскую магистраль. Их присутствие просто мешает развитию Транссиба", - заявил он.
"Контейнерный бизнес является одним из приоритетных направлений развития РЖД. Однако в свое время компания не позаботилась о развитии сопровождающих экспедиторских структур. Их место заняли коммерческие структуры, и желание избавиться от таких компаний-посредников вполне оправданно", - считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова.
Однако, по мнению экспертов, появление на рынке нового крупного игрока может отрицательно сказаться на развитии частных компаний-операторов, которые конкурируют с РЖД на рынке контейнерных перевозок на равных. Такие компании, как "Транссибирский интермодальный сервис" и "Магистраль", которые до последнего времени довольно успешно конкурировали с РЖД, потеряют серьезную часть рынка.
Комментарии на заявление Геннадия Фадеева участников рынка вчера Газете получить не удалось.
По словам гендиректора компании TransCare Владимира Ашуркова, "интерес РЖД к контейнерным перевозкам вполне оправдан". Спрос на них уже сейчас превышает предложение. "Перевалка контейнеров в российских портах и перевозка их по Транссибу будет расти ежегодно на 15-20%", - утверждает Ашурков.
Учредительные документы по созданию СП планируется подписать уже в июле. Таким образом, к концу года оно начнет реально функционировать. По плану ДВМП будет доставлять контейнеры из стран Юго-Восточной Азии в дальневосточные порты. Там они будут перегружаться на платформы РЖД и по Транссибирской магистрали доставляться в Европу. Так же, как и РЖД, пароходство собирается закупить новые контейнеры и платформы. "Платформы, которые есть в парке РЖД, неэффективны: их максимальная длина - 18 метров, тогда как длинногабаритный контейнер имеет длину 40 футов (12 метров). Это ни два ни полтора, - говорят в ДВМП. - 24-метровая платформа, на которую поместится два 40-футовых контейнера, сделает перевозку е полтора раза эффективнее".