С 1 июля вступили в силу новые международные правила охраны судов и портовых средств (ОСПС). Их невыполнение грозит стивидорам и судовладельцам серьезными санкциями. У петербургских портов и судовладельцев проблем с соблюдением международных норм возникнуть не должно. На дополнительную оснастку каждого судна транспортные компании уже потратили по 20 тысяч долларов
Новые стандарты безопасности, которые собраны в международном кодексе ОСПС, были приняты Международной морской организацией после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Смысл нововведений, пролоббированных американцами, заключается в профилактике чрезвычайных ситуаций путем усиления контроля над портами и судами, работающими на международных линиях. Так, с 1 июля все суда, осуществляющие международные рейсы, обязаны иметь на борту так называемую тревожную кнопку оповещения на случай чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в штат каждого экипажа вводится офицер, который должен заниматься исключительно вопросами безопасности. На каждом корабле должна стоять автоматическая идентификационная система: с ее помощью морские власти страны, в порт которой заходит судно, могут быстро получить всю необходимую информацию о корабле. Для портов международный кодекс также предусмотрел ряд нововведений. Их общий смысл сводится к тому, чтобы не позволить посторонним попасть как на территорию порта, так и к местам обработки грузов (в частности, речь идет об установке системы видеонаблюдения за территорией).
Порты Петербурга уже получили одобрение от Международной мор-ской организации. По словам заместителя коммерческого директора ЗАО "Первый контейнерный терминал" А.Безбородова, "все крупные стивидоры России соответствуют жестким - еще советским - требованиям безопасности". По словам господина Безбородова, в итоге его компании потребовалось провести дополнительное обучение персонала и купить немного новой техники. Заместитель помощника генерального директора по экономической безопасности ОАО "Петролеспорт" С.Зотов заявил, что обустройство территории и акватории обошлось его порту "недешево", но отказался назвать сумму издержек. По информации же Морской администрации порта (МАП), подготовка документов по охранным мероприятиям только на акваторию, например, или территорию одного терминала стоит 25-35 тысяч долларов.
Сложнее обстоит дело у судовладельцев. За несоблюдение правил Международной морской организацией предусмотрены карательные санкции. В частности, МАП может не пустить к причалу судно, которое не получило свидетельство соответствия нормам ОСПС. Или пропустить, но после тщательной проверки, что вызовет задержки на рейде. Как сообщил начальник международного отдела федерального государственного учреждения "Служба морской безопасности" (входит в структуру Минтранса) Д.Радобольский, на 25 июня в мире только 41,3 процента судов получили свидетельства об охране. Поэтому логично предположить, что заметная доля зарубежных судов, входящих в петербургские порты, не имеют нужных бумаг и потому подлежат проверке. На этой неделе МАП уже издал приказ, в соответствии с которым суда, направляющиеся в порты Петербурга, обязаны за двое суток предоставить информацию об уровне своей безопасности. Если же такая информация будет отсутствовать, МАП обещает применять санкции.
В ОАО "Северо-Западное пароход-ство" заявили, что все суда получили свидетельства от Службы морской безопасности еще в апреле. О готовности своего флота вчера объявило и ОАО "Северное морское пароходство" (СМП). По данным компании "Транзас", которая обеспечивала автоматической системой идентификации ОАО "Северо-Западный флот", такая система обходится в восемь-девять тысяч долларов. Затраты на "тревожную кнопку" сопоставимы по размерам. А заказать проверку системы безопасности судна в Российском регистре морского судоходства стоит около 500 долларов. Таким образом, без учета обучения персонала, оборудование каждого судна обошлось перевозчикам почти в 20 тысяч долларов.