Стройка века отмечает 30-летний юбилей
На этой неделе в Амурской области отпразднуют юбилей величайшей стройки века - Байкало-Амурской магистрали.
Первое упоминание об этом грандиозном проекте датируется 1924 годом, тогда на Совете труда и обороны СССР впервые заговорили о необходимости строительства дороги, параллельной Транссибирской железнодорожной магистрали. Причем проложить ее хотели в глубине страны, как можно дальше от границы, что диктовалось военно-политическими реалиями того времени.
В 1937 г. началась укладка полотна на меридиональных линиях, которые должны были соединить БАМ с Транссибом. Но из-за войны рельсы пришлось разобрать. Активное строительство возобновилось с середины 40-х годов, так что к началу 60-х в эксплуатацию было сдано более 1150 из 4000 километров трассы. А в 1974 году, который, собственно, и считается годом рождения Байкало-Амурской магистрали, на БАМ поехали комсомольцы. Стройка стала всесоюзной. В составе одного из десантов на БАМе побывал и корреспондент "Россiи" Владимир Семиряга.
Строить БАМ Советскому Союзу помогала Япония. В 1970 году она выделила кредит на строительство порта и контейнерного терминала, а в 1974-м - на закупку машин и оборудования. Расплачивались со Страной восходящего солнца якутским углем. БАМ планировали построить за 10 лет. Этот грандиозный проект побил все рекорды по стоимости строительства. Вместо запланированных 2 миллиардов советских рублей было истрачено 10, но магистраль все еще не была достроена.
Во время перестройки БАМ не переставал работать. Умирать он начал в 1993 году, когда тысячи людей покинули места трудовой славы. В 1997 году БАМ разделили на несколько частей и подчинили разным регионам, например, тындинский участок перешел к Хабаровску.
Сейчас из миллиона жителей на БАМе осталось чуть больше половины. Из них почти каждый третий - безработный. Рентабельность ударной комсомольской стройки XX века - минус 50% в год. Содержание магистрали приносит МПС ежегодно 100 миллионов долларов убытков. По оценкам специалистов, БАМ работает максимум в одну шестую своей силы. Однако это как раз тот случай, когда, исходя из оборонного и экономического значения дороги для нашей страны, государство просто обязано оказывать ей поддержку.
Между тем 30-летие комсомольско-молодежной стройки будут отмечать с размахом. В Тынду приедут более 2000 гостей. Программа празднования будет включать чествование передовиков и ветеранов строительства, экономический форум, посвященный развитию притрассовых территорий, концерты местных и всероссийских знаменитостей. Жители города два дня смогут наблюдать салют. Кроме того, в честь юбилея Тында получила в подарок от железнодорожников паровоз, который установили на главной площади.