И возможности для ускорения экономического роста России
8 ИЮЛЯ на заседании правительства премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что пропускная способность российских портов должна вырасти к 2010 году в два раза. Данное заявление находится в рамках новой Транспортной стратегии нашего государства, и одним из портов, на которые необходимо обратить внимание, является порт Усть-Луга. Это подтверждено и тем, что в прошедшую субботу там побывал министр экономического развития и торговли Герман Греф, который ознакомился с ходом строительства и вводом в эксплуатацию объектов порта Усть-Луга.
Динамичное транспортно-инфраструктурное развитие экономики России приведет как к экономическому росту, так и к росту благосостояния населения, а также позволит российским транспортным организациям сформировать конкурентные преимущества в Евроазиатском экономическом пространстве.
Одним из таких важных транспортно-инфраструктурных объектов Российской Федерации в Евроазиатском экономическом пространстве является морской торговый порт Усть-Луга.
Морской торговый порт Усть-Луга - перспективный глубоководный порт для переработки навалочных и контейнерных грузов. Строительство морского порта с современной инфраструктурой транспортно-перегрузочных комплексов: комплексами перегрузки зерна, генеральных грузов, минеральных удобрений, угля, леса, контейнеров, скоропортящихся продуктов, комплексом наливных и нефтяных грузов, железнодорожно-автомобильной паромной переправой позволит нашей стране реализовать инновационный транспортно-инфраструктурный проект по развитию торговых связей России со странами Европейского союза в Балтийском бассейне Евроазиатского экономического пространства.
Реализация проекта морского торгового порта Усть-Луга позволит создать на Балтике самый глубоководный на сегодняшний день морской порт, способный принимать сухогрузные суда с дедвейтом до 75 тысяч тонн. В порту смогут обрабатываться и наливные суда дедвейтом до 120 тысячи тонн.
Потребность в строительстве данного комплекса определяется высокими темпами роста внешней торговли России со странами Европейского союза.
Развитие угольного комплекса как терминала порта Усть-Луга, оснащенного по мировым стандартам с учетом экологических требований, позволит порту стать наиболее мощным перегрузочным комплексом для этого вида экспортного груза в нашей стране.
Появление на северо-западе страны порта, подобного Усть-Лужскому, обусловлено необходимостью решения задачи повышения уровня обеспеченности российской внешней торговли собственными портовыми мощностями. В настоящий момент этот показатель достигает 77 процентов. К 2020 году мощности российской портовой инфраструктуры, как предусмотрено Транспортной стратегией Российской Федерации, позволят обеспечить до 85 процентов внешнеторговых операций.
По окончании строительства контейнерного терминального комплекса в Усть-Луге порт сможет ежегодно обрабатывать до 3 млн. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU) и принимать суда дедвейтом до 70 тысяч тонн. Система железнодорожных паромных сообщений и фидерных линий позволит включить порт в систему международных судоходных линий и транспортных коридоров. Факт участия в создании терминала в Усть-Луге, лидера в управлении контейнерными терминалами в России - Национальной контейнерной компании и крупнейшего в Европе контейнерного оператора - концерна Eurogate - даст западным клиентам уверенность в том, что при транспортировке грузов через Россию сервис останется на том же уровне, что на традиционных европейских маршрутах. И это в свою очередь позволит увеличить долю транспортных услуг в транспортной составляющей ВВП России.
Быстрейший ввод в эксплуатацию морского порта Усть-Луга позволит российским товаропроизводителям использовать прямое железнодорожное и автомобильное паромное сообщение с Калининградом, а также странами Европейского союза: городами Германии (Гамбург), Нидерландов (Роттердам). Паромный комплекс "Усть-Луга - Калининград - порты Германии" планируется сдать в эксплуатацию в декабре 2005 года, и первые паромы, как ожидается, пойдут в начале 2006 года.
Паромный комплекс между Калининградской и Ленинградской областями позволяет решать важные социально-экономические задачи, связанные с эксклавным положением Калининградской области, обеспечивая ее устойчивое сообщение с другими регионами России по Евроазиатским транспортным коридорам Север-Юг, Восток-Запад.
Важным шагом для реализации данного транспортно-инфраструктурного объекта является концентрация финансовых ресурсов, как частных, так и государственных, для эффективного завершения строительства терминальных комплексов и пуска паромной переправы.
ОАО "Компания Усть-Луга" планирует в июле 2004 года назвать организатора и андеррайтера облигационного займа объемом около 400 миллионов рублей, которые будут направлены на создание объектов федеральной собственности в Усть-Лужском порту.
В связи с вышесказанным особого внимания заслуживает государственная поддержка, в первую очередь гарантии эффективного использования финансовых ресурсов и контроль за управлением реализацией проекта, что приведет к снижению сроков окупаемости проекта морского торгового порта Усть-Луга и в конечном счете к росту доли транспортной составляющей в ВВП.