Три страны участвуют в евроазиатских перевозках
МОСКВА - МИНСК - УЛАН-БАТОР
С ОСЕНИ нынешнего года поэтапно переходит на регулярный режим железнодорожный контейнерный коридор Брест - Транссиб- Улан-Батор. Кстати, взаимные перевозки между Беларусью и Монголией через Россию существенно облегчены благодаря белорусско-монгольскому соглашению об автомобильном сообщении, подписанному в декабре прошлого года. По мнению посла Монголии в РФ и Беларуси Санжаа Баяра, "это соглашение открывает для Беларуси дорогу на азиатский рынок, а Монголия рассматривает Беларусь как главные ворота в Европу, которые теперь тоже открыты".
Документ упрощает таможенные и смежные процедуры, предусматривает ценовые и иные льготы для перевозчиков и пассажиров, а также позволяет белорусским перевозчикам работать в Монголии и в ее внешнеторговых сообщениях. Современный грузовой автопарк Монголии почти на треть заполнен белорусскими транспортными средствами. Россия, Беларусь и Монголия участвуют во многих международных соглашениях о перевозках грузов, пассажиров и багажа, поэтому упомянутый белорусско-монгольский документ расширяет евроазиатское транспортно-экономическое пространство.
Руководство Монгольских железных дорог в 2002 году обратилось к белорусским и российским коллегам с просьбой помочь в ускорении транзита по Транссибу. Чтобы заинтересовать "сухопутных" перевозчиков, во-первых, в Монголии и Беларуси были резко снижены тарифы на взаимный транзит. Во-вторых, Минск отказался от тарифов за хранение накапливаемых на терминале Брест-Северный монгольских транзитных контейнеров. В-третьих, монгольской стороне разрешено по договоренности с Беларусью использовать под загрузку порожние контейнеры белорусских железных дорог, находящихся на станциях европейских стран (в том числе в СНГ и Балтии). Эти решения увеличивают транзитную загрузку Транссиба, а также его "связок" с Беларусью и Монголией, что выгодно России.
В нынешнем году было подписано трехстороннее транспортное соглашение, обеспечившее удобный график прохождения и таможенного обслуживания "монгольского транзита" по российским и белорусским железным дорогам. В этом проекте участвуют две германские, одна польская и одна словацкая торгово-транспортные фирмы: реализуется евроазиатская программа по увеличению и ускорению грузотранзита на маршруте Монголия - Транссиб - Беларусь - Восточная Европа.
Взаимный интерес белорусов и монголов имеет исторические корни: в 1930 - 1970 гг. около 100 белорусских предприятий помогали становлению и развитию монгольской промышленности, примерно 40 специалистов из Беларуси были удостоены звания Герой Труда Монголии. Беларусь помогала Монголии и в военное время: осенью этого года исполнилось 65 лет со времени разгрома советско-монгольско-тувинскими войсками японских агрессоров на Халхин-Голе (восток Монголии). В тех боях погибли и пропали без вести сотни белорусов. Маршал Монголии Хорлогийн Чойбалсан, выступая 2 сентября 1950 года на военном параде в Улан-Баторе в честь 5-й годовщины разгрома Японии, подчеркнул: "В победу на Халхин-Голе и в окончательный разгром Японии внесли достойный вклад все народы СССР, Монголии и Китая..."
Многие белорусские имена увековечены на Памятнике Победы. В восточномонгольском городе Чойбалсан автор этих строк видел, как монголы окропляют этот обелиск парным кумысом - национальным символом Памяти и Уважения. Венок к монгольскому Памятнику Победы был возложен и от имени Беларуси. Напомним, танковая колонна Монголии участвовала в освобождении Беларуси от немецких оккупантов. Так что белорусско-монгольские отношения скреплены не только экономикой.