Транспорт и связь в среднесрочной перспективе

Заседание коллегии департамента транспорта и связи администрации Архангельской области, состоявшееся 14 октября, было посвящено обсуждению целевой программы на предстоящие четыре года. Руководители двух с лишним десятков предприятий, встретившиеся в овальном конференц-зале, обсудили производственно-техническое и финансово-экономическое положение в двух отраслях, объединяющих различные секторы экономики региона в единый комплекс.

В транспортной стратегии Российской Федерации одной из важнейших целей предстоящего периода развития определено создание эффективной инфраструктуры, призванной обеспечить ускоренное движение потоков пассажиров и грузов наряду со снижением транспортных издержек в экономике. "Мы проводим заседание коллегии именно сейчас, в период, когда идет разработка областной программы социально- экономического развития до 2008 года, - сказал первый заместитель главы администрации области по вопросам инфраструктурного развития Игорь Норко. - Решив опросить предприятия и включить некоторые новые пункты в программу развития транспорта и связи, мы собрались здесь обсудить все ее направления в широком кругу".

Руководство департамента констатировало: в области сложился рынок транспортных услуг и связи, на котором занято свыше пяти тысяч лицензированных компаний и индивидуальных предпринимателей. Транспортная сеть включает автомобильные дороги, воздушные линии, железнодорожные и водные пути. Задача обеспечения качественной современной связью организаций и населения области, создание информационной среды для органов государственной власти и управления также являются жизненно важными проблемами, определяющими конкурентоспособность области. Их решение не терпит отлагательства.

Старейший порт оживает

В регионе действуют три морских порта - Онежский, Мезенский и Архангельский. До 2002 года на морском транспорте, традиционно приоритетном в экономике области, сохранялась сложная ситуация. Снижение объема перевозок грузов на 35-40% и уменьшение грузооборота на 25-30% поставило руководство перед фактом несоответствия транспортных потоков и транспортных мощностей. В последние годы прослеживается тенденция к улучшению экономической ситуации, сегодня первый порт России развивается как многопрофильный транспортный узел, перерабатывающий практически всю номенклатуру грузов. ОАО "Северное морское пароходство" перестало продавать суда. В 2002 году оно приобрело два лесовоза, а в текущем году наш флот пополнился еще одним теплоходом. С 2001 года возобновлены пассажирские перевозки по Белому морю, в связи с чем компания "Арктиктрейд" переоборудовала плашкоут в пассажирское судно.

Только за девять месяцев 2004 года через Архангельский морской порт прошло почти 4 млн тонн контейнеров, целлюлозы, картона, продукции лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, удобрений, металла и прочих товаров, востребованных на мировом и внутреннем рынке. Архангельский морской торговый порт переработал около 1 млн тонн грузов. Начиная с 2005 года грузооборот морского порта Архангельска запланировано увеличить до 6-8 млн тонн. Огромное внимание в программе уделено организации мультимодальных перевозок, в том числе контейнерных грузов.

"Я уверен, у Архангельского порта есть перспективы, - высказал свои ожидания и.о. директора департамента транспорта и связи администрации области, председатель коллегии Лев Быков. - Их можно осуществить, решив целый ряд проблем: это и ледокольное обеспечение судов в Белом море и на подходах к порту, и обеспечение буксирами, и углубление участков дна на подходных каналах. Нельзя не остановиться и на трудностях судовладельцев, связанных с открытием мостов для прохода судов в зимнее время и высокими портовыми сборами. Я приглашаю всех к открытому диалогу".

Очищаются водные артерии

Программа развития транспорта содержит позитивный прогноз по объему грузоперевозок речным транспортом по Северной Двине и Мезени. В результате дноуглубительных работ, возобновленных в 2001 году при паритетном финансировании администрации области и Минтранса РФ, гарантированные глубины Северной Двины доведены до параметров 150 см х 40 м, что позволило осуществлять судоходство на протяжении всего периода летней навигации 2004 года. Два года назад возобновлены пассажирские перевозки на теплоходе "Адмирал Кузнецов" по линии Архангельск - Котлас - Великий Устюг.

По данным ГУ "Севводпуть", объем перевозки грузов речным транспортом по Архангельской области в 2003 году превысил 2600 тонн, увеличившись на 8, 9% по сравнению с навигацией 2002 года. За восемь месяцев текущего года объем древесины, доставленной предприятиям ЛПК Архангельска и Новодвинска речными судами, на 14% превышает навигационный объем прошлого года, а объем древесины, доставленной плотами, вырос на 24%.

В рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России в 2002 - 2010 годах" намечено приобретение современного оборудования, которое обеспечит устойчивую и бесперебойную связь на внутренних водных путях области.

Мероприятия, предусмотренные в программе развития речного транспорта на 2005 - 2008 годы, ориентированы на сохранение межобластных, внутригородских, пригородных и местных речных линий, увеличение провозной способности универсального сухогрузного и буксирного флота, развитие водного туризма в бассейне Северной Двины. ОАО "Северное речное пароходство" планирует построить три судна "река-море" типа "Русич", два новых буксирных судна и переоборудовать пассажирский теплоход "Федор Абрамов" по туристическому варианту. При обновлении флота Северному речному пароходству и Архангельскому речному пароходству рекомендовано учесть, что в областном бюджете 2005 года будут предусмотрены средства на погашение банковской процентной ставки по кредитам предприятий, направляемым на социально важные проекты, и участвовать в тендерах на их получение.

Еще одной стратегической целью департамента транспорта и связи является повышение доступности услуг транспортного комплекса области для населения. Тому будет способствовать политика администрации, направленная не только на сохранение существующих речных и морских линий, пригородных поездов, автобусных маршрутов и авиалиний, но и на развитие всего сектора транспортных услуг.

Самолеты нового поколения

Департамент транспорта и связи намерен регулировать тарифы на пассажирские перевозки, а с 2005 года в областном бюджете будут вновь предусмотрены средства на погашение убытков авиакомпаний, осуществляющих социально значимые перевозки на внутриобластных авиалиниях. Три года подряд администрация выделяет в областном бюджете суммы на удешевление билетов в отдаленных районах, где авиация является единственным видом транспорта.

События минувших четырех лет диктуют чрезвычайно высокие требования к обеспечению безопасности авиаперевозок. За этот период в авиакомплекс области было направлено более 1, 5 млрд рублей. Система продаж и бронирования авиаперевозок в целом соответствует уровню российского рынка. Завершен первый этап реконструкции аэропортов "Архангельск" и "Соловки". Департамент транспорта и связи нашел эффективного собственника Котласского авиапредприятия, сохранив действующий аэродром на юге области.

Главными задачами предстоящих четырех лет остаются дальнейшая модернизация оборудования, совершенствование систем обеспечения полетов и систем безопасности аэропортов. Кроме того, к 2008 году руководство департамента планирует приобретение и переход к эксплуатации воздушных судов нового поколения. Пока основу самолетного парка составляют воздушные суда советского производства, существенно уступающие современным зарубежным машинам.

Через Архангельск транзитом

Следующая стратегическая цель новой программы - повышение конкурентоспособности транспортной системы области и реализация ее транзитного потенциала. Особое значение в связи с этим приобретает реализация проекта АО "Роснефть" о транспортировке нефти со станции Приводино в Архангельский морской порт. Она обернется ростом объемов грузовых железнодорожных перевозок на 4 млн тонн в год, поэтому важнейшим направлением в работе железнодорожного транспорта на среднесрочную перспективу следует считать восстановление ранее разобранных путей, станций, а также строительство необходимых дополнительных путей на промежуточных станциях и разъездах участка Обозерская - Архангельск. На более дальнюю перспективу отодвигаются электрификация этого участка и устройство на нем второго пути.

Несомненным достижением стала реконструкция железнодорожного терминала Архангельской нефтебазы, которая дала возможность выгружать 100 вагонов с нефтью круглосуточно. Увеличен общий объем резервуаров для ее хранения. Дноуглубительные работы 2005 - 2008 года должны обеспечить четкий график подхода танкеров грузовместимостью до 20 тыс. тонн.

В июле на Морской коллегии обсуждали возможность снижения тарифов на перевозку экспортного угля по железной дороге в Архангельский порт, что значительно увеличивает привлекательность транспортировки твердого топлива через Архангельск. Реализации транзитного потенциала области должна способствовать транспортировка кузбасского угля.

Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе области вполне достижимы. В день заседания коллегии руководство предприятий транспорта и связи, представители транспортных ассоциаций и специалисты департамента уточнили содержание мероприятий, намеченных в целевой программе, а также сроки и методы их осуществления. Дополнения, высказанные участниками в ходе заседания, будут внесены в стратегический документ до начала ноября.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости