Два месяца назад постановлением администрации Тверской области у нас создана межведомственная комиссия по проведению единой государственной политики по повышению качества и безопасности продукции нефтепереработки и услуг, предоставляемых участниками рынка нефтепродуктов. В ее состав вошли представители государственных органов, осуществляющих надзор за рынком нефтепродуктов. О целях и задачах создания этой структуры мы беседуем с ее руководителем, заместителем губернатора Рустамом ХАМЕТОВЫМ.
- Необходимой задачей администрации области является наведение порядка в экономике области, в том числе в таких областях, как производство и продажа алкогольной продукции, продукции лесопереработки, нефтепродуктов.
Одним из наиболее значительных по объемам товарооборота сейчас является рынок нефтепродуктов. По экспертным оценкам, годовой объем оборота рынка в денежном выражении превышает 3 млрд. рублей, а в натуральном составляет более 600 тысяч тонн нефтепродуктов. В области насчитывается около 260 автозаправочных станций и нефтебаз.
К сожалению, рынок нефтепродуктов области огромен не только по объемам продаж, но и по количеству нарушений действующих нормативно-правовых актов. От этого страдает прежде всего рядовой житель области, вынужденный покупать некачественное топливо или подвергаться смертельному риску из-за несоблюдения элементарных правил безопасности при перевозке нефтепродуктов.
Некоторые участники рынка применяют всевозможные схемы ухода от налогообложения, в том числе сокрытия реально выплачиваемой заработной платы и снижения налогооблагаемой прибыли.
От сложившейся практики нарушений на рынке нефтепродуктов страдает добросовестный участник рынка, вынужденный выполнять все необходимые требования и зачастую проигрывающий из-за этого в конкурентной борьбе с нарушителем закона.
Однако и стратегию нарушения закона нельзя назвать дальновидной, поскольку при жестком контроле за соблюдением правил работы на рынке нефтепродуктов со стороны государства предпринимателям-нарушителям не избежать серьезных финансовых потерь за счет различных штрафных санкций, вплоть до закрытия бизнеса. При значительных нарушениях наступает и уголовная ответственность. За примерами далеко ходить не надо.
Работа по контролю за рынком нефтепродуктов в области велась и раньше, однако действия различных ведомств были плохо скоординированы, что не давало значимых результатов. Поэтому создание при администрации области комиссии по контролю за рынком нефтепродуктов, объединяющей усилия органов федеральной и региональной власти, весьма своевременно.
Главной задачей комиссии является защита прав потребителя. В первую очередь необходимо добиться неукоснительного исполнения всех положений нормативно-правовых актов, регулирующих рынок нефтепродуктов, как от работников предприятий, так и от ответственных чиновников.
В выигрыше от этого окажется прежде всего рядовой потребитель, но не только. На нефтяном рынке области работает множество предприятий малого и среднего бизнеса, страдающих от недобросовестной конкуренции. Внедрение принципов справедливой конкуренции позволит этим компаниям успешно развиваться, принося тем самым доход в бюджет области.
Следует сказать, что администрация области не ставит своей целью создание какой-то особой ассоциации участников рынка нефтепродуктов, а будет поддерживать все объединения, выступающие с позиций законности и добросовестной конкуренции.
За время, прошедшее с момента образования комиссии, проведены два заседания, на которые были приглашены руководители компаний области, работающих на рынке нефтепродуктов. Последнее из них состоялось 8 октября 2004 года. На совещании были проанализированы результаты проверок, проведенных в рамках деятельности комиссии за последние два месяца. Они выглядят неутешительно.
Проверено более 100 автозаправочных станций, расположенных и на федеральных трассах, и в небольших городах. Выяснилось, что практически на всех допускаются различные нарушения. К наиболее типичным из них относятся отсутствие входного контроля качества нефтепродуктов, наличие не соответствующего ГОСТам топлива и т. д.
Недобросовестным руководителям определены жесткие сроки исправления допущенных нарушений. В соответствии с правилами они не могут превышать двух месяцев, после чего может быть поставлен вопрос о закрытии АЗС.
Большую тревогу у членов комиссии вызывает безопасность перевозок нефтепродуктов по дорогам области. Нефтепродукты - это опасный груз, на перевозку которого органами транспортной инспекции выдается лицензия. Водители до и после поездок должны проходить медицинский осмотр, а транспортные средства - технический осмотр. Однако проведенные проверки показали, что очень часто эти требования закона не соблюдаются.
Обоснованное беспокойство вызывает и использование так называемых контейнерных заправок. Только в городе Твери их более десяти. При эксплуатации таких заправок велика вероятность возникновения пожароопасной ситуации из-за их перегрева, недостаточной вентиляции, механических повреждений. Практически все существующие в области контейнерные заправки не соответствуют действующим требованиям к АЗС. Комиссией принято решение о проведении тщательной проверки всех этих объектов.
На следующем заседании комиссии предполагается, в частности, рассмотреть вопросы внешнего вида АЗС и благоустройства прилегающих территорий, а также соблюдение правил эксплуатации автодорог участниками рынка нефтепродуктов.
Одна из задач работы комиссии - поощрение добросовестных участников рынка нефтепродуктов. Необходимо поддерживать тех, кто стремится работать честно, соблюдая необходимые стандарты и требования, предъявляемые к работе с нефтепродуктами. С этой целью члены комиссии предложили организовать областной конкурс на лучшую АЗС. В нем могут принять участие все частные и государственные предприятия, к которым со стороны контролирующих служб нет претензий.
Конкурс пройдет в два этапа. На первом, отборочном, этапе будут определены АЗС, выполняющие все необходимые нормативно-правовые акты. Им будет вручен сертификат добросовестного участника рынка нефтепродуктов, позволяющий свести к минимуму число проверок со стороны контролирующих органов. Срок окончания первого этапа - февраль 2005 года. На втором этапе, который планируется завершить к июню следующего года, будут определены победители конкурса в различных номинациях.
Проводимая администрацией области работа рассчитана на долговременную перспективу, поскольку защита потребителей, жителей тверской земли, - одна из главных задач власти.