В будущем году пассажирские поезда, следующие в Европу и обратно, будут "ставить" с широкой колеи на узкую в пять раз быстрее
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ железнодорожная колея уже российской и белорусской на 8, 5 сантиметра. Во времена СССР это имело стратегическое значение. Сегодня же эта разница - головная боль для деловых людей и пассажиров, ценящих время. Все поезда, которые идут в Европу и обратно, в Бресте вынуждены "менять колеса" , на что обычно уходит около трех часов. А теперь приятная новость: в 2005 году время вынужденного простоя сократится более чем в пять раз!
Первым на эксперимент пойдет поезд Варшава - Москва. С помощью специального переводного устройства, изобретенного польским инженером, пассажирский поезд сменит ширину колес всего за 14 минут и с учетом пограничного и таможенного контроля будет находиться на стоянке в Бресте не более 45 минут.
- Недавно изготовленный в Польше экспериментальный пассажирский вагон мы отправили на испытательный полигон в Подмосковье, - рассказал начальник Брестского отделения Белорусской железной дороги Владимир РИНГ. - Когда получим "добро" и сертификацию, первым по новым правилам через Брест пойдет поезд Варшава - Москва, а следом и другие поезда. Трудно пока сказать, когда новыми раздвижными колесными парами будут оборудованы все вагоны, идущие в Европу и обратно. Пока для смены колес будут использоваться старые раздвижные тележки. Раньше их ремонтировали в Москве, это стоило немалых денег. Но через два месяца начнет работать российско-белорусский проект: тележки будут ремонтироваться в Бресте. Россияне уже устанавливают в Бресте свое оборудование. Кроме того, сейчас на брестском участке дороги ведутся активные работы по переустройству путевого хозяйства для увеличения скорости движения пассажирских поездов в направлении Берлин - Варшава - Минск - Москва. Значит, в недалеком будущем путешествие по "железке" станет намного комфортнее.
Впрочем, и при нынешних технических возможностях железной дороги пассажиров, пользующихся этим трансъевропейским коридором, меньше не становится. Не сбылись прогнозы скептиков, пророчивших, что после вступления Польши в Евросоюз контакты между белорусами и жителями стран ЕС ограничатся: как ездили, так и ездят. Как сказал Владимир Ринг, растет не только пассажиропоток, но и грузоперевозки:
- Вступление Польши в Евросоюз не вызвало серьезных изменений в перевозках грузов. Работаем без перебоев. Правда, в отличие от пассажирских наши грузовые составы в Европу не идут, они только пересекают границу. По пограничному соглашению правила таковы: все грузы, идущие в европейские страны, перегружаются на польской стороне в Малашевичах, а те, что идут к нам, перегружаются недалеко от Бреста. В сутки мы можем перерабатывать до 700 вагонов, но пока реальная загрузка - это 100 - 150 вагонов. Так что потенциал у нас есть.
Это не может не обнадеживать, ведь в последние два года экспорт грузов в Европу из России и Казахстана только растет. Росту объемов перевозок на белорусской магистрали во многом способствуют тарифная политика и эксперимент по применению упрощенного порядка таможенного оформления и контроля транзитных грузов. Весьма перспективны и контейнерные перевозки. Несколько месяцев назад в Бресте с участием представителей российских и монгольских предприятий прошла презентация контейнерного поезда "Монгольский вектор".
Результаты работы Брестского отделения Белорусской железной дороги за 9 месяцев говорят о том, что предприятие не зря держит марку лучшего в стране. Увеличился не только пассажиро- и грузопоток, растет экспорт транспортных услуг, есть экономия топливно-энергетических ресурсов, эксплуатационных расходов, растет рентабельность и производительность труда и соответственно зарплата, которая сейчас составляет в среднем около 200 долларов в эквиваленте.