ОАО "Российские железные дороги" - это не только стальные магистрали, но и крупная торговая сеть. Действующая в Компании система имеет в своем составе 16 дорожных центров рабочего снабжения (ДЦРС), 122 отдела рабочего снабжения (орс), 3, 7 тысячи магазинов, 1, 2 тысячи предприятий общественного питания, другие объекты. Но это количество. Когда говорим о качестве, вспоминаем, что за 2003 год суммарные убытки составили 125, 8 миллиона рублей. Мириться с этим в Компании не собираются.
Новая концепция рабочего снабжения предусматривает выведение торговли и общественного питания за рамки структуры ОАО "РЖД" и организацию в этой сфере дочерних фирм Компании. При этом если расценки "дочки" покажутся заказчику неоправданно высокими, то он сможет прибегнуть к услугам сторонних коммерсантов. О том, что ждет в ближайшее время систему рабочего снабжения отрасли, рассказывает начальник Департамента социального развития и непроизводственной сферы ОАО "РЖД" Сергей ПАЛКИН.
- Сергей Валентинович, концепция рабочего снабжения взята за основу Правлением ОАО "РЖД" около двух месяцев назад. Что изменилось с тех пор?
- Сейчас в ДЦРСах полным ходом идет инвентаризация объектов, находящихся в их ведении. Мы должны составить перечень имущества, необходимого для реализации производственных функций, а также имущества, используемого не по назначению. К этому следует подойти осторожно, поскольку изменения в организации рабочего снабжения могут негативно отразиться на деятельности железных дорог в целом. В ноябре мы будем подводить первые итоги. Вариантов решения может быть три -продать, сдать в аренду или использовать самостоятельно.
Далее нужно выбрать наиболее устойчивые торговые структуры, для того чтобы организовать и осуществить пилотные проекты по преобразованию их в дочерние общества. Концепцией предусмотрено создание одного большого дочернего предприятия по рабочему снабжению, затем из него постепенно будут выделяться "дочки" на уровне дорожных центров, а потом на уровне орсов. В эксперименте будут участвовать орсы разных регионов страны и, возможно, целый дорожный центр.
- Насколько активно участвует в реформе руководство филиалов ОАО "РЖД"?
- Правление Компании поручило всем начальникам железных дорог всемерно содействовать этой работе. Принимаются меры по расширению торговли силами орсов на привокзальных площадях, вокзалах, других доходных железнодорожных территориях, откуда они были изгнаны раньше. Настало время потеснить тех, кто, используя железнодорожную территорию и ее имущество, ничего хорошего железным дорогам не приносит, заботясь лишь о своем кармане. Конечно, этот процесс весьма болезнен, но благодаря мощной поддержке начальников железных дорог оздоровление системы в интересах Компании продолжается.
В числе первых хотелось бы назвать начальника Московской железной дороги Владимира Старостенко. По его инициативе Московскому центру доверено обслуживать участок скоростного сообщения Москва -Мытищи и другие участки дороги. Начальник Южно-Уральской железной дороги Анатолий Левченко активно способствует тому, чтобы торговля в новом вокзале станции Челябинск полностью велась Челябинским ДЦРС. Аналогично поступают на Куйбышевской, Северной, Свердловской и целом ряде других дорог и отделений.
- Известно, что выполнение социально-технологического заказа и в будущем останется важнейшей функцией рабочего снабжения.
- Именно так. Яркий пример - обслуживание работников в "зонах ограниченного доступа". Мы не можем по соображениям безопасности пустить коммерсантов на территории, скажем, локомотивных депо или контейнерных площадок. А на таких объектах люди работают круглосуточно и нуждаются как во вкусно приготовленных обедах, так и в том, чтобы в любое время иметь возможность приобрести необходимые товары повседневного спроса. Все это и должны обеспечивать орсы.
Особой заботы требует линейная торговля. Даже в Подмосковье есть места, где кроме железнодорожного магазина на несколько километров в округе нет никакой торговли. Торговые предприятия, необходимые для выполнения социально-технологического заказа, согласно концепции будут сохранены даже при их убыточности.
Но число орсов необходимо привести в соответствие с количеством отделений, а их коллективы за счет роста производительности труда должны сократиться примерно на треть. В относительно крупных городах намечено оставить лишь те торговые точки, которые работают с рентабельностью выше 25 процентов. А остальные точки нужно реализовывать.
- Как вы оцениваете роль управляющего персонала в системе рабочего снабжения?
- От его предприимчивости зависит очень многое. За последние два года заменена половина руководителей ДЦРС ввиду их неспособности к работе в новых условиях. Теперь подошло время аттестации руководителей орсов, крупных торговых предприятий. Вопросы подготовки кадров для системы рабочего снабжения сегодня весьма актуальны. Если торговля не очень себя утруждает снижением цен, перекладывая все свои издержки на потребителя, то для нас это недопустимо, так как прямо ведет к росту себестоимости перевозок.
***
Недопустимо, когда торговля перекладывает свои издержки на потребителя. Ведь это ведет к росту себестоимости перевозок.