При слове "контейнер" на память приходят большегрузные "футовики", которые то и дело видишь на железнодорожных платформах. Но и без "мелочовки"
- трех- или пятитонников - не обойтись: они-то и считаются наиболее востребованными при переездах людей. И, как всякие "работяги", тоже подвержены износу и нуждаются в надлежащей поддержке.
- Да уж, иногда приходит такой экземпляр, что только диву даешься, где и в каких передрягах он побывал, - говорит начальник цеха вагонного депо Черемхово на станции Половина Сергей Исаев.
- То весь измятый, то с оборванными ручками, то с пробитой крышей или днищем. А ведь контейнер не просто средство перевозки груза, но и своеобразный элемент тарировки, предохранения вещей от порчи, природных воздействий. Поэтому главная задача нашего цеха - придать контейнеру первоначальный вид, сделать его надежным и добротным не только для перевозки, но и для хранения грузов.
На Восточно-Сибирской железной дороге предприятий уникальных и "штучных" немало, но таких, как контейнерный цех, единицы. Сюда для профилактики и ремонта "съезжаются" контейнеры не только с дороги, но и со всей сети. Понятно, нагрузочки еще те. Только в сентябре цеху необходимо было отремонтировать более двухсот единиц капитальным ремонтом и двести двенадцати сделать профилактику. За квартал получается шестьсот единиц "капиталки" и шестьсот тридцать восемь - по планово-текущему ремонту. И вся эта работа делается руками тридцати трех человек, включая сторожей и начальника цеха.
А ведь были времена, когда здесь трудились более двухсот человек, существовал экспериментальный цех, производящий нестандартное оборудование, ремонтировались даже двадцатифутовые контейнеры. Перестройка и экономический хаос прошлись по предприятию жестко. Сократили людей, поломали инфраструктуру. И вот сейчас, когда дорога "задышала" ровнее, увеличился грузопоток и начали расти объемы контейнерных перевозок, большую работу приходится делать едва ли не в форсмажорном режиме.
- Самая большая наша головная боль, - делится Сергей Сергеевич, - устаревшее оборудование. Практически главными инструментами остаются лом, кувалда и держак сварщика. Последним приобретением была гильотина для резки металла, поставленная где-то в восьмидесятых годах. Конечно, мелочевкой нас обеспечивают - электродрелями, электродами, газом, слесарным инструментом. Но, скажем, такой агрегат, как пескоструйная камера для очистки контейнеров от старой краски, для нас уже недоступная мечта, качественная гидравлика -тоже. И так - чего ни коснись. Даже мостовые краны уже представляют серьезную угрозу для самих работающих. Котлонадзор неоднократно выносил предписания об их остановке, но работать-то надо. Идем на компромиссы: в частности, перенесли пульт управления из кабины вниз на землю и разгружаем, что называется, "дистанционно"...
Проходим с Исаевым по цехам. До суровых холодов еще не дошло, но в больших (от былого размаха) помещениях прохладно, гуляют сквозняки.
- Будет еще хуже, - говорит начальник цеха. - Раньше у нас работала своя котельная, тепла хватало. Потом посчитали, что это роскошь. Кочегарку прикрыли, а нас "подвязали" к муниципальной котельной. А поскольку мы находимся на отшибе, то и тепло получаем "остаточное", то есть никакое. Простужаются люди, болеют часто. А для нас теперь каждый человек на счету. И хотя своя котельная законсервирована и могла бы в любой момент войти в строй, пустить ее вряд ли разрешат: убыточно это для депо. Думаю, и для служб перевозок и вагонного хозяйства, которым мы номинально подчинены, наверное, тоже. Есть задумка за счет вспомогательной деятельности изыскать средства, но это вопрос времени...
- Попробуем открыть свою столярку, - озвучивает идею Исаев. -Пилораму закупили, лес найдем. Глядишь, что-то и продать сумеем, а что-то на контейнеры пойдет. Для них-то дерева тоже немало надо.
Тем временем мотовоз втягивает в цех несколько полувагонов, заполненных контейнерами, загудел кран, поплыла вниз цепь со стропами на крюке. Первый приземляется на площадку - похоже, его легче списать на свалку, но здесь "заставят" еще послужить. Ведь цех для того и работает, чтобы продлевать жизнь изрядно побитым контейнерам. Мелкий ремонт делают на контейнерных площадках, там же сортируют и дефектуют изношенные.
Были времена, когда цех мог отправлять своих специалистов для ремонта непосредственно на площадки, но теперь командировки не по карману, вот и ждут, когда "изделие" придет к ним, заезженное донельзя, но скидок в работе на это не делают. Наоборот, с гордостью подчеркивают, что рекламации в адрес цеха - явление крайне редкое, да и то случается, когда нерадивому перевозчику или получателю выгоднее списать свои огрехи на пресловутого "стрелочника".
- Но у нас, - говорит Сергей Исаев, - равнодушных и нерадивых нет. Каждый понимает, что его труд - это марка предприятия и обязательно чья-то вера в то, что груз не попортится, будет в надежной сохранности, сам контейнер не станет причиной аварий или увечья. Хотя и не консервы выпускаем, но каждое изделие имеет ведомость, учетный номер, пофамильно закреплено в журнале учета за конкретным ремонтником и бригадиром...
О людях Сергей Сергеевич говорит с особенной теплотой. Да и как иначе в таком небольшом коллективе, где работа каждого влияет на общий результат.
- Мы тут не делимся на узких специалистов и профессионалов. Есть общие работы - выходят все, необходимо заменить кого-то - замена найдется, возникают проблемы - решаются сообща. Но если нужно назвать несколько фамилий, думаю, остальные не обидятся. В ремонтной бригаде хороший специалист Михаил Безруков. Он и сварщик замечательный, и слесарь. Если конкретно о сварщиках говорить, можно отметить Владимира Мартынова, Виталия Куроедова, Андрея Тимофеева. Они и газом варят, и электричеством. Могут сделать работу любой категории сложности, а такой у нас хватает.
Ст. Половина, Иркутская обл.
***
Каждый понимает, что его труд - это марка предприятия и обязательно чья-то вера в то, что груз не попортится, будет в надежной сохранности, сам контейнер не станет причиной аварий или увечья.