Интервью с людьми значительными, официальными, по законам жанра, должно быть лишено эмоций. Потому что их оценка событий, фактов уже сама по себе интересна читателю. Но бывают и исключения. Например, отвечая на вопросы "Гудка" о предстоящем открытии международного транспортного коридора "Север - Юг", полномочный представитель Президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев не мог сдержать радостного волнения.
- Как полномочный представитель Президента, я хорошо знаю, какое значение придает глава государства каспийскому направлению,
- сказал Владимир Анатольевич накануне торжеств. - И то, что сделали железнодорожники для укрепления позиций России в Каспийском бассейне, - трудно переоценить. Просто молодцы! Ведь с пуском международного транспортного коридора южноазиатские страны через Каспий получат кратчайшую прямую связь с Москвой и Санкт-Петербургом и далее со Скандинавскими странами и Западной Европой через Балтику. Основная ось коридора практически уже готова. В дальнейшем на эту ось будут "нанизываться" отдельные элементы транспортной инфраструктуры, что позволит' постоянно расширять пропускные возможности коридора "Север -Юг" и соответственно повышать его конкурентоспособность. Это весьма важно.
Владимир Яковлев очень внимательно следил за ходом строительства и в самом порту, и на подходах к нему. Порой приходилось и весомым полпредовским словом способствовать решению этой задачи государственной важности. Ведь что такое современный портовый комплекс? Это краны, плавкраны, баржи, рейдово-маневровый и служебно -вспомогательный флот, автопогрузчики, складские помещения, база технического обслуживания, прочие важные объекты. Но все это богатство, по большому счету, мертво без развитых подходов к терминалам, ко всему портовому хозяйству. Так вот, пожалуй, только к железнодорожникам у представителя Президента не было серьезных вопросов.
- Я прекрасно помню, как в сентябре прошлого года в порту Оля открывали специализированный контейнерный терминал, - рассказывает Владимир Яковлев. - Он стал важной составной частью Международного транспортного коридора "Север - Юг". У всех присутствующих тогда ощущался особый подъем
- как-никак непосредственно на наших глазах обретал зримые черты грандиозный транспортный коридор, который впервые самым коротким путем связывал Европу и Азию. Все тогда с большим уважением смотрели на главу РЖД Геннадия Фадеева: ведь наиболее весомое слово в строительстве этого коридора было за ним, за железнодорожниками. Он и сам, полагаю, испытывал тогда чувство заслуженной гордости, энтузиазм. И все знали, что участие железнодорожников в этом проекте означало четко выверенные сроки, отличное качество работ. Так и вышло. Решение о строительстве подъездных путей к порту Оля было принято 29 августа 2003 года. Уже в сентябре на станции Яндыки начались работы по технологическому развитию, а 1 октября было уложено первое звено железной дороги в сторону порта. И вот теперь -в наших руках, в руках России, по сути, оказались ключи от Каспия, от важнейшего мирового транспортного пути. Поэтому сегодня в преддверии большого праздника мне хотелось бы сказать самые теплые слова благодарности и лично Геннадию Матвеевичу, и всем железнодорожникам - строителям этой связки.
Вообще, если немного отклониться от праздничной темы, должен заметить, что отрасли, да и стране очень повезло, что во главе Российских железных дорог оказался именно Геннадий Фадеев. Трудно забыть и решающий вклад железнодорожников в подготовку юбилея Санкт-Петербурга, нельзя не отметить огромную работу железнодорожников в сильнейшем развитии транспортной составляющей России, в частности Южного федерального округа. Это не просто развитие - это по сути рывок. Новые выходы к портам, новые транспортные артерии, новое строительство, новые грандиозные проекты. За всем этим вижу огромную энергию Геннадия Матвеевича, его преданность делу, безоглядное служение Отечеству.
И еще раз хочу подчеркнуть особо: завтрашнее событие - открытие международного транспортного коридора "Север - Юг" - большое достижение, серьезный успех и победа всего транспортного комплекса страны. Но все же, безусловно, главные действующие лица здесь -железнодорожники.
Сегодня для всех очевидно, что на Каспии формируется мощный транспортный узел, в который входят мощности астраханских, Махачкалинского портов, основательно расшитые железнодорожные подходы к ним. И если мы говорим о том, что в соответствии с генеральной схемой первая очередь порта Оля к 2005 году должна достичь грузооборота в 4 миллиона тонн, а полное развитие порта выражено в цифре 8 миллионов тонн грузов в год, то становится ясным, какую гигантскую работу проделали железнодорожники, руководство РЖД по созданию на Каспии современного транспортного механизма.
- Что еще нового удалось достичь в ходе строительства в порту и на подходах к нему?
- Не секрет, что в прежние годы программы различных ведомств порой не совпадали, и получалось, что, к примеру, железнодорожники подводят ветку к какому-то порту, в то время как инфраструктура порта совершенно не готова к увеличению грузооборота. И наоборот - строим порт, а потом вспоминаем, что нет железной дороги. Что касается этого каспийского узла, то мне хотелось бы особо отметить очевидную попытку согласованных и четких действий и портовиков, и железнодорожников. Полагаю, возведение Олинского участка международного транспортного коридора можно считать удачным примером, когда участники не тянут одеяло каждый на себя, а в интересах государства слаженно реализуют общий план.
- Владимир Анатольевич, с сожалением следует признать, что с распадом Советского Союза прежнее руководство страны практически не интересовалось Каспийским бассейном. Дошло до того, что Россия едва ли не утратила свое влияние в этом стратегически важном регионе. Отчасти и этими причинами, видимо, следует объяснить то, что здесь все же получили определенное распространение религиозный экстремизм, и мы были свидетелями попыток международного терроризма пустить свои корни в прикаспийских районах.
- В том, что этого все же не произошло, заслуга руководства и населения, прежде всего, Дагестана, а также других прикаспийских регионов. Но и, надо сказать объективно, федеральный Центр, лично Президент Владимир Путин многое сделали для того, чтобы Каспий по-прежнему оставался российским, чтобы здесь в полной мере обеспечивались интересы нашего государства. Если говорить конкретно, то я бы отметил три важные позиции. Во-первых, мы вернули в здешние воды Каспийскую флотилию, начали оснащать ее современными кораблями, провели на море ряд масштабных учений. Во-вторых, частично решен вопрос о статусе Каспийского моря, и работа в этом направлении продолжается, наращивается. И, наконец, в-третьих, и самое главное - в короткие сроки была реализована идея создания транспортного коридора "Север - Юг". Это сегодня новое направление транспортного развития России, прикаспийских государств, Ирана, государств зоны Персидского залива, Индии и Европы. Видите, какие масштабы, перспективы? А ключ от них ковался здесь, в Астрахани, на этих 46 километрах железнодорожной ветки, ведущей к порту Оля.
- Безусловно, общество, работники отрасли видят, с каким вниманием относится Президент Владимир Путин к транспортному развитию России. Суть государственного решения здесь очевидна: крепкая страна невозможна без современного и мощного транспортного комплекса. Нельзя решать стратегические задачи без развитых и надежных коммуникаций. Насколько ощущается эта транспортная политика Президента в наших южных регионах?
- Действительно, сегодня российский железнодорожный транспорт подобен локомотиву, который, по большому счету, потащил за собой всю экономику страны. И, раз уж мы находимся на астраханской земле, приведу такой красноречивый пример. Как только инициативы и решения о реконструкции порта Оля, реальном создании международного транспортного коридора через Астрахань стали переходить в практическую плоскость, область сразу стала объектом пристального внимания серьезных инвесторов. Вот одна лишь цифра. В 2002 году зарубежные инвестиции в хозяйство области составляли миллион 200 тысяч долларов. А в прошлом году, когда был, образно говоря, забит первый костыль в строительство железнодорожной ветки, ведущей к порту Оля, финансовые вливания извне составили уже 48,6 миллиона долларов. Рост в 39 раз - это серьезно. И он продолжается.
Попутно хочу заметить, что здешние руководители сами словно заряжаются энергией транспортников, начинают мыслить масштабно, как государственники. Для нас очень важно и то, что привлеченные средства, образно говоря, не проедаются, а инвестируются в такие весомые проекты, как реконструкция и модернизация Астраханской ГРЭС, аэропорта Астрахань, строительство рыболовецкого флота на Северном Каспии, возведение компактных сельскохозяйственных производств.
Конечно, руководители, экономисты области немало делают для привлечения средств, реализации серьезных хозяйственных планов. Но разве были бы возможны такие инвестиции без учета так называемого железнодорожного фактора?
Мы сегодня с уверенностью говорим - экономика Астраханской области находится в стадии устойчивого роста. По оценке Минэкономразвития, Астраханская область вышла на шестое место по уровню социально-экономического развития среди регионов Российской Федерации и устойчиво занимает второе место в Южном федеральном округе по производству промышленной продукции на душу населения. Это цифры и показатели, которые внушают оптимизм.
Но еще раз задаюсь вопросом: что послужило импульсом для такого динамичного развития? И отвечаю - в немалой степени залогом этого стали энергия и конкретные дела железнодорожников. И, думаю, астраханцы согласятся с моим мнением. И еще одна цифра. В прошлом году ранг инвестиционного риска Астраханской области снизился на 26 позиций. Для приграничной области, соседствующей с зонами террористических угроз, это очень хороший результат.
- Астраханская область - это приграничный регион, где проживают представители многих национальностей. Здесь весьма сильны миграционные потоки. Тем не менее нельзя не отметить то важное обстоятельство, что обстановка в области стабильная, располагает к серьезным экономическим преобразованиям.
- Да, астраханцам действительно удается бережно сохранять социальную, этническую, религиозную и политическую стабильность в своем доме. Здешние жители говорят, что им помогает многовековая сложившаяся "астраханская ментальность". Ведь этот край столетиями был открыт для тех, кто идет с миром. Астраханцы - очень уживчивый и доброжелательный народ. Не случайно экстремистские политические и религиозные организации не могут укорениться на этой земле, хотя всякого рода эмиссаров наезжало сюда немало.
Но как, посудите сами, можно навязывать национальные и иные радикальные или экстремистские вопросы в городе, где прописаны люди 120 национальностей, а в области действует около двух десятков национально-культурных обществ, землячеств, национальных автономий? Астраханская область традиционно была многонациональной. Традиции веротерпимости, мирной жизни в согласии с другими народами здесь складывались веками. И сегодня здесь издаются газеты и ведется вещание на четырех языках: русском, казахском, ногайском, татарском. В местах компактного проживания этнических групп есть национальные школы. Каждая нация уверена, что проживает на своей исторической родине. И такими добрыми традициями можно только гордиться.
Каспийское море обретает для нашего государства особую значимость. Оно сказочно богато. Низовья Волги играют ключевую роль в воспроизводстве его уникальных биоресурсов. Весьма успешно идет разведочное бурение углеводородного сырья на Севере Каспия. На морском шельфе, непосредственно прилегающем к территории области, открыта новая нефтяная провинция. Не случайно многие страны, расположенные за тысячи километров от нас, называют этот район сферой своих жизненных, государственных интересов. В этой связи главной задачей мне видится обеспечение в регионе российских приоритетов, динамичного развития транспорта, промышленности, экономики, социальной сферы. Это задача дня.
Астрахань.