Керченский Ла-Манш

УКРАИНА ПОДГОТОВИЛА ПРОЕКТ ПО СОЗДАНИЮ ПОДЗЕМНОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕХОДА, КОТОРЫЙ СОЕДИНИТ КРЫМ И КУБАНЬ И ПОЗВОЛИТ ПЕРЕВОЗИТЬ 150 МИЛЛИОНОВ ТОНН ГРУЗОВ, А ТАКЖЕ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ ЭКСПОРТИРОВАТЬ НЕФТЬ И ГАЗ. В РОССИИ ПРОЕКТ ЖДУТ С НЕТЕРПЕНИЕМ

Проект подземного тоннеля под Керченским проливом, о котором так долго говорили главы и чиновники двух государств, - не фикция и не политическая иллюзия. Подземный переход сулит миллиардные прибыли в бюджеты обеих стран. Насколько эти радужные перспективы реальны, "Огоньку" рассказал автор проекта - доктор технических наук, генеральный директор Научно-производственной фирмы по эксплуатации и строительству подземных объектов (НПФ "ЭСПО") Николай ГЛУХОВ.

- Николай Дмитриевич, зачем этот тоннель нужен?

- Задача подземного перехода под Керченским проливом - соединить самым коротким путем Европу и Азию. Не случайно в старину здесь пролегал Шелковый путь. Проект позволяет транспортировать в год 150 миллионов тонн грузов и свыше 15 миллионов пассажиров. Это будет железнодорожное постоянно действующее сообщение, которое соединит не только Украину с Россией, но и Европу с Азией - Кавказом, Ираном, Индией, Пакистаном, Китаем.

Вот, к примеру, из Индии каждый год 120 тысяч 20-футовых контейнеров с чаем отправляют в Европу через Индийский океан. И плывут они 67 дней. По нашему пути будут идти всего 17. Кстати, в свое время английские лорды, попивая чай, крутили глобус и воткнули по иголке в Лондон и Дели. Протянули нитку - и она прошла через Ла-Манш и Керчь. Так был построен первый проволочный телеграф, по которому лорды отстукивали, сколько и какого чая им отправлять.

- Чем же не устраивает старый добрый паром?

- Изменилась ситуация после развала Советского Союза. Сейчас масштабы перевозок через Украину - и особенно в перспективе - слишком велики.

Но если перевозка грузов в Европе осуществляется со средней скоростью 75 километров в час, то у нас - всего 25. Выиграет тот, кто обеспечит наибольшую скорость. Как ее увеличить? Во-первых, совершенствовать транспорт, а во-вторых, искать самые короткие и выгодные пути. Именно таким и является путь из Крыма на Кавказ.

- Почему выбрали именно тоннель?

- С 1999 года было объявлено что-то вроде тендера по созданию коммуникаций через Керченский пролив. Рассматривались два варианта моста, три варианта тоннеля, канатная дорога, усовершенствованный паром. Однако мост - это только слова.

- Помнится, даже президент Леонид Кучма его раскритиковал.

- И правильно, потому что он знал наш проект, изучал его. Почему мост невозможен? Керченский пролив имеет протяженность 4 - 6 километров. На дне ил, песок, глина, то есть опоры для моста нет. И погодные условия тяжелые - обледенения, сумасшедшие ветра. Здесь, кстати, в 1944-м военные построили мост - понтонный, деревянный. Часть делегации Ялтинской конференции успешно проехала по нему, но мост через полторы недели просто снесло ветром. К тому же мостом мы преграждаем движение воде, а там приличное течение. Мост проектировался на косу Чушка - на маленький, 6-километровый отрезок из песка и ила, - и это тоже нереально.

- И насколько во всем этом неблагоприятном грунте хороши будут подземные коммуникации?

- Практика показала, что подземные сооружения - самые надежные для преодоления водных преград. Трасса тоннеля проходит в плотной глине с известняками. Трассу мы проложили так, чтобы не задевать имеющиеся там грязевые вулканчики и две трещины.

- Это будет похоже на Ла-Манш?

- Абсолютно, за исключением того, что между Англией и Францией - чуть более 50 километров, а у нас - 15. Залегание тоннеля - 100 метров от уровня моря. Все компании, которые строят под землей - в Японии, Испании, Португалии, под Ла-Маншем, - с нами на связи. Но мы думаем, что все сделаем сами, поскольку даже тоннель под Ла-Маншем строился по нашим технологиям, ведь советские инженеры накопили колоссальный опыт.

- Как переход Крым - Кубань будет выглядеть?

- 15-километровый переход будет состоять из трех параллельных тоннелей: два рабочих и один технологический, для обслуживания. Со стороны Крыма к тоннелю будет примыкать станция "Крым-железнодорожная", со стороны Кубани - станция "Кавказ". Сам переезд будет занимать 12 минут, поезда будут идти со скоростью около 140 километров в час.

- И билеты продавать будут?

- Да, и на пассажирский транспорт, и на грузовой. Также взимают плату на сегодняшнем пароме или под Ла-Маншем. К тому же все атрибуты границы - пограничники, таможня.

Вы приезжаете, к примеру, на машине. На железнодорожной станции - специальные платформы для автомобилей. Набрался состав - поехали. Перед тоннелем у вас, как на любой границе, проверяют документы, ставят штампик и на той стороне уже не проверяют.

Что же касается грузов, то пока ориентировочная стоимость перевозки одной тонны - 2, 7 доллара.

- Каков прогноз доходов от тоннеля?

- Грузооборот и услуги дадут около 230 миллиардов долларов в год, около 20 миллиардов пойдут в казну. Геополитически Украина становится важным звеном, получая тысячу километров транзитной территории - до Яготина на границе с Польшей, где, возможно, проляжет автотранспортная магистраль, которая пересечет

6 регионов Украины. В перспективе - колоссальная прибыль.

Россия выигрывает точно так же: она получает зону транзита - от тысячи до полутора тысяч километров по Краснодарскому краю до границы

Соединить Крым, и Таманский полуостров задумали еще несколько лет назад. В 2001 году было создано ЗАО "Керченский мост", которое учредили правительство Москвы (74%) и Фонд имущества Автономной Республики Крым (26%). Позднее в ЗАО вошла и администрация Краснодарского края. В апреле 2001 года Юрий Лужков, губернатор Кубани Александр Ткачев и председатель ВС Крыма Леонид Грач даже установили памятный знак на месте предполагаемого строительства моста. Позже об этом проекте забыли - не нашлось инвесторов с Грузией. В разных случаях - по-разному. Если везти казахскую нефть - полторы тысячи, если шелк из Индии - тысяча километров.

В Казахстане добывают нефти чуть не вдвое меньше, чем могут, из-за невозможности вывезти ее. А поскольку американцы вкладывают деньги в казахскую нефть, они заинтересованы в кратчайшем пути. Россияне - также. И если Украина предлагает свой, самый короткий путь, - это лучший выход для всех. Россия избегает крюка в 700 километров. Когда в Иране узнали о нашем проекте, то обратились к премьер-министру с предложением о кредитовании на 12 миллиардов долларов. В Кувейте - та же история: один из шейхов, чьи средства блокируются американцами, заявил, что у него выделено около

7 миллиардов. Вот основные - подтвержденные - источники кредитования.

Это же касается и транспортировки туркменского газа. Есть огромные перспективы: бундестаг принял решение переходить с ядерного топлива на более безопасный вид - сжиженный газ. Уже существует программа строительства завода по сжижению газа - и мы повезем его по нашему тоннелю в Европу.

Этим путем можно было бы переправлять не менее 30 миллионов тонн нефти на феодосийскую нефтеперерабатывающую базу с последующей доставкой в страны Европы. Феодосийский терминал и станция "Айвазовская" будут реконструированы. Сегодня порты Новороссийск и Одесса диктуют такие цены: 11 и 9 долларов за тонну, а в Феодосии будет 4 - 5. Порт здесь глубоководный, танкер становится близко к берегу. Сейчас из Феодосии уходит только 13 миллионов в год, а заявок есть на 30 миллионов казахской, российской и азербайджанской нефти - на этом и будет выстроена вся экономика проекта.

Кроме того, по этому же пути пойдут металлы, машиностроительная продукция, древесина.

И мы в течение 30 лет вернем деньги.

- А сколько потребуется средств?

- Стоимость проекта - 860 миллионов. Из них на 450 миллионов "потянет" сам подземный переход. Будут выстроены еще три железнодорожные станции. На строительство уйдет три с половиной года. И со стороны Керчи, и со стороны Краснодарского края будут слегка откорректированы железнодорожные ветки, ведущие к переходу. Наш проект будет способствовать загрузке отечественных предприятий и созданию новых рабочих мест. Щебень, песок, цемент, металл - украинские. Строительство будет вестись только со стороны Крыма. На кубанской будут построены лишь станции и портал. Около двух с половиной тонн горной массы мы вынимаем: она пойдет на дороги в Крыму и на стройматериалы.

- Если все так прекрасно, за чем задержка-то?

- Сегодня существует проект соглашения между Россией и Украиной, инициированный Советом министров Крыма и прошедший согласование во всех министерствах и ведомствах Украины. С августа прошлого года он находится в МИДе Украины, ожидая отправки в Россию. То есть все готово. Но то Тузла мешала, теперь - выборы. Со стороны Украины все решено. Россия знает и ждет.

- Как будет проходить финансирование?

- Предполагается, что паритетно, то есть пополам. Наша фирма делает взнос своим проектом, который защищен международными правами. Она становится учредителем, генподрядчиком и генпроектировщиком.

***

"Проект века" стоимостью почти в $800 млн разработала никому не известная симферопольская фирма, где работают всего 30 человек, а дополнительный вид деятельности, помимо строительства подземных сооружений, как значится в документах, - выращивание грибов-вешенок, калифорнийских червей и производство биогумуса. Оборот фирмы от основной деятельности - продажи цемента и других стройматериалов - составляет всего $850 тыс. в год, грибы приносят украинским инженерам еще $450 тыс." Источник: "КоммерсантЪ ЮГ", N107, 17 июня 2004

Василий АКСЕНОВ, писатель, автор романа "Остров Крым":

- Проект с тоннелем несет на себе оттенок сюра. Такое уж это место. Помню, в 1994 году произошла совершенно анекдотическая история отделения острова Тузла. Из Крыма выделился маленький кусочек пляжа и начал свою собственную интригу - борьбу за независимость. Во главе всего действа стоял некто Игорь Сид. На Тузлу приехала группа художников-авангардистов и поэтов, я был в их числе. Мы проводили "Боспорский форум", раскапывали какие-то старые курганы и закапывали туда разные вещи, кидали в море бутылки с посланиями... В общем, место было отдано на растерзание творчеству. Но если говорить серьезно - тоннель должен обеспечить хороший транспортный путь, и это было бы замечательно. Как-то я ехал из Крыма на Кавказ - мучение совершенное. Дорога на пароме заняла целый день: бесконечные очереди, самосвалы, паром еле тащился, потом еще был выезд с парома... Главное, чтобы и та, и другая стороны - и Россия и Украина - положили деньги на кон. И чтобы в этом тоннеле не начали воевать и взрывать. Для современной технологии и для двух развитых держав осуществить этот проект вполне реально.

Ирина ТЮРИНА, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии, сказала "Огоньку", что проект тоннеля под Керченским проливом больше похож на фантастический, но любое сокращение проезда из одного региона в другой - всегда на пользу и значительно удешевляет трансфер, если говорить о туристических поездках. В том случае, если проект будет реализован, туроператоры смогут разработать - и наверняка разработают - комбинированные маршруты Кубань - Крым или наоборот, которые вполне могут пользоваться спросом не только на российском, но и на международном рынке.

Ольга РОМАНОВА, программа "5 колонка", 2001 г., REN TV:

- Во время визита Путина в Днепропетровск (февраль 2001 г. - Ред.) было подписано соглашение о строительстве моста через Керченский пролив, который должен соединить полуостров Крым и Краснодарский край. Никакого экономического смысла в строительстве моста нет, есть смысл только политический, да и то сомнительный. Стройка такого рода - если она ведется долго и ведется нашими строителями - приносит хорошие деньги тому, кто стройкой руководит. Это просто очередная высокоскоростная магистраль. Можно хорошо заработать на Панамском, например, канале - он действительно имеет смысл. А Керченский мост - это просто Мост как символ эпохи. Мост с большой буквы, Мост в кавычках, Мост через пролив - это все Мосты одинаковые, не имеющие никакого отношения к налогоплательщикам.

Графические материалы:

ПЯТНАДЦАТЬ САМЫХ ДЛИННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЕЙ МИРА

Материалы доступны в бумажной версии издания.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости