Соединяет берега паром балтийский

Вчера делегация Ленинградской области во главе с Губернатором Валерием Сердюковым посетила самую западную область России - Калининградскую. Основным официальным результатом визита стало подписание Протокола к Соглашению между Правительством Ленинградской области и администрацией Калининградской области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной сферах. В ходе визита делегация посетила стройплощадку будущего причального комплекса проекта "Балтийский паром", который свяжет Усть-Лугу в Ленинградской области и Балтийск - в Калининградской, терминал по перевалке нефтепродуктов ЛУКОЙЛа, деревоперерабатывающее предприятие ООО "Лесобалт", крупнейшее крано-строительное производство - ООО "Балткран", а также литовское предприятие по производству холодильников "Snalge" - ООО "Техпроминвест".

История взаимоотношений двух самых западных и наиболее энергично развивающихся территорий России - Ленинградской и Калининградской областей - началась не сегодня. Еще два года тому назад было заключено Соглашение между Администрацией Калининградской области и Правительством Ленинградской области о сотрудничестве и на протяжении последних двух лет это партнерство весьма успешно развивалось.

Росли и расширялись кооперативные связи между хозяйствующими субъектами регионов. Были организованы посещения предприятий Ленинградской области, в том числе судостроительного завода "Пелла" (Выборгский район) и подписан договор о строительстве этим заводом портового буксира для Калининградского порта. Активно шел обмен школьными группами. Так, 4-7 июля 2004 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области проводилась акция "Дети России путешествуют по России". В рамках этой акции для 176 детей из Калининградской области при содействии Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области были организованы экскурсии в музеи Ленинградской области и Санкт-Петербурга и, в частности, посещение Гатчинского дворца и парка, музея "Дом станционного смотрителя" в Выре, "Домика няни Пушкина" в Кобрино и поместья Ганнибалов в Суйде. Мероприятие закончилось в детском оздоровительно-образовательном центре "Маяк" в Вырице, где состоялись торжественная линейка и вечер знакомств "Маяк" встречает гостей".

Интенсивно шло и сотрудничество в области рыбоводства и животноводства. Сейчас эксплуатация водных биологических ресурсов осуществляется в 200-мильной зоне, прилегающей к Калининградской области: более 20 промысловых судов 7 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в Ленинградской области, ведут промысел по квотам в объеме более 12 тыс. тонн. Обеспечение промыслового флота Ленинградской области материально-техническим снабжением, судоремонт и сбыт продукции производятся в основном через калининградские предприятия.

Таковы лишь некоторые направления сотрудничества, однако, перечисляя их, нельзя не сказать, что сегодня Ленинградская и Калининградская области вышли на принципиально новый уровень взаимоотношений. И связано это прежде всего с реализацией проекта "Балтийский паром", призванного обеспечить прямое сообщение между континентальной Россией и ее эксклавом - Калининградской областью, оказавшейся "внутри" Европейского союза.

Постоянные консультации двух субъектов РФ, необходимость координировать усилия по организации паромной переправы и вызвали к жизни необходимость подписать Протокол к Соглашению.

Подписанию этого документа предшествовало знакомство нашей делегации и со стройплощадкой "Балтийского парома", и с целым рядом крупных промышленных объектов Калининградской области, которые, с одной стороны, остро нуждаются в прямом сообщении с континентальной Россией, а с другой стороны - в их продукции заинтересован общероссийский рынок.

Напомним, что Правительством России, Президентом принято решение об активизации строительства автомобильной и железнодорожной переправы "Балтийский паром" и обоим регионам поставлена задача: пустить паром к 1 января 2006 года.

Чтобы реализовать проект, Правительством Российской Федерации в федеральном бюджете заложены средства - до 4 млрд рублей, которые должны быть освоены на комплексное обеспечение функционирования паромной переправы на территории Ленинградской области в районе порта "Усть-Луга", государственные средства, но в несколько раз меньше, заложены в том же федеральном бюджете и на строительство паромного комплекса в Балтийске. Пропорции связаны с объемом морских, портовых и инфраструктурных работ в каждом из портов. Пуск Балтийской паромной переправы значительно упростит грузооборот между эксклавом - Калининградской областью - и большой Россией, удешевит продукцию предприятий Калининградской области за счет транспортной составляющей при доставке ее на российский рынок. Появление "Балтийского парома" также снимет всевозможные таможенные барьеры, ведущие к удорожанию продукции, и откроет для российских товаров новый, более экономичный и быстрый путь через Усть-Лугу и Балтийск - на европейский рынок.

Одна из основных задач, которую ставила перед собой делегация Ленинградской области, - ознакомиться с ходом строительства причального комплекса "Балтийского парома" в Балтийске.

Оценить грузонаполняемость этой переправы - такую цель, в частности, видел перед собой и генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга" Валерий Израйлит: для этого необходимо понять, в каком состоянии находится промышленный потенциал Калининградской области. То, что по мнению В. Израйлита, здесь активно развиваются предприятия ориентированные как на экспорт, так и на внутрироссийский рынок, - очень важно. "Мы должны более плотно работать с партнерами из Калининграда", - отметил гендиректор ОАО "Компания Усть-Луга".

"Объемы строительства здесь, в Балтийске, конечно, не сравнить с теми, что реализуются в Усть-Луге, однако, в связи с тем что строительный объем здесь меньше, нет сомнений, что калининградская сторона со своим объемом работ к концу следующего года справится", - подчеркнул Валерий Израйлит, делясь впечатлениями от знакомства со строительством причальных объектов "Балтийского парома" в Калининградской области.

Ситуацию по строительству причала в Балтийске можно охарактеризовать следующим образом: частные компании уже вложили более 100 млн рублей. Положение, по словам Губернатора Калининградской области, усугубляется тем, что еще около 83 млн. портовый комплекс должен военно-морской базе, на территории которой разместится будущий причал. В то же время, к сожалению, федеральное финансирование, предусмотренное на цели строительства, мягко говоря, запаздывает, что создает угрозу потери времени именно сейчас, в летний период, в теплое время года, когда эти средства можно было бы использовать наиболее эффективно для продолжения строительства.

Вторым крупным объектом, который посетила делегация Ленинградской области, стал нефтеналивной терминал ЛУКОЙЛа, расположенный в г. Светлый. По словам генерального директора ООО "Лукойл-Калининградморнефть" Арама Каджояна, при объемах хранения нефтепродуктов в 125000 тонн уже в этом году объем перевалки через этот комплекс ЛУКОЙЛа достигнет 4 млн тонн. Нефтеналивной комплекс ЛУКОЙЛа в Калининградской области можно назвать старшим братом комплекса ЛУКОЙЛа в Высоцке, на территории Ленинградской области. Здесь также, как и в Высоцке, используются новейшие технологии хранения нефтепродуктов, обеспечивающие безопасность (двустенные емкости, устроенные по принципу "стакан в стакане", заполнение в целях безопасности инертным газом - азотом и другие ноу-хау, обеспечивающие экологичность процесса и исключающие розлив нефтепродуктов).

Безаварийная работа комплекса ЛУКОЙЛа в Калининградской области дает основания быть уверенными, что и у нас в Ленинградской области комплекс ЛУКОЙЛа в Высоцке не преподнесет неприятных сюрпризов.

Делегация Ленинградской области с интересом побывала и на деревоперерабатывающем комбинате "Лесобалт", который ориентирован на выпуск самой передовой продукции - клееного бруса и клееной мебельной доски. Уникальность этого комбината, рассчитанного на переработку 360 тысяч кубометров лиственницы, получаемой аж из Иркутска, состоит в том, что, с одной стороны, качество клееного бруса, изготавливаемого с помощью технологий, используемых на комбинате, находится на уровне лучших мировых стандартов, а с другой стороны - в том, что технология производства на 99 процентов безотходна. Кора и опилки используются тут же - на прилегающей к порту территории - в качестве топлива для котельных. Такой безотходности и, соответственно, экономической рентабельности невозможно достичь на деревообрабатывающих предприятиях, расположенных в зонах лесного массива: так или иначе, часть отходов остается неиспользованной.

Только на примере комбината "Лесобалт" уже становится очевидным, насколько экономически необходимым для работы подобных предприятий станет "Балтийский паром", беспошлинно и беспроблемно доставляющий сюда древесину из сердца России и готовый везти высококонкурентную продукцию обратно на рынки таких мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург.

Для Ленинградской области, безусловно, очень интересен и возможный обмен опытом производства и сбыта клееного бруса и клееной доски между "Лесобалтом" и аналогичными предприятиями, успешно работающими в нашем субъекте Федерации. Очередным уникальным производством, предложенным вниманию нашей делегации, стало предприятие "Балткран". Основанное еще в 1945-м году и специализирующееся на изготовлении под заказ портальных, контейнерных и других гигантских кранов, выпустившее их за время своего существования десятки тысяч - это производство испытало глубокий кризис в 90-х годах. Однако, благодаря инвестициям немецкого капитала и финансовых средств ЛУКОЙЛа, кризис удалось преодолеть: последние три года "Балткран" демонстрирует постоянный экономический рост, а его продукция находит сбыт как по всей России, так и по всему земному шару - от США до Сингапура.

Генеральный директор ООО "Балткран" Олег Ермолаев продемонстрировал членам нашей делегации лучшее, с его точки зрения, конструкторское бюро в России и предложил использовать продукцию предприятия при оборудовании комплекса в Усть-Луге. По мнению генерального директора ОАО "Компания Усть-Луга" Валерия Израйлита, краны, изготавливаемые на предприятии "Балткран", могут оказаться весьма конкурентоспособными.

Также весьма конкурентоспособными на российском рынке окажутся и литовские холодильники "Snaige", производимые на калининградском предприятии ООО "Техпроминвест". Соседи калининградцев из Литвы вложили в это производство серьезный финансовый капитал, и хотя пока недавно запущенное предприятие производит 150 тысяч холодильников восьми различных модификаций, но уже на сегодняшний день, по словам генерального директора Данелюса Бункуса, проектная мощность в 350000 холодильников в год пересмотрена хозяевами предприятия - и в ближайшие несколько лет достигнет 500 тысяч. Секрет экономической привлекательности завода заключается в том, что на территории Калининградской области действуют законы свободной экономической зоны, освобождающие иностранные комплектующие детали от таможенной пошлины. Это позволяет при высоком качестве готовой продукции обеспечить низкие и, соответственно, конкурентоспособные розничные цены.

На этом примере видно, что наши коллеги в Калининграде накопили огромный опыт работы в условиях свободной экономической зоны. И, безусловно, здесь есть чему поучиться. Губернатор Валерий Сердюков призвал своего калининградского коллегу подключиться к обсуждению проекта федерального закона о свободных экономических зонах - с учетом опыта, уже накопленного в этой сфере в Калининграде.

"Даже за столь краткое время визита мы смогли убедиться - регион живет и развивается, - отметил Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, поводя итог встречам на калининградской земле, в ходе совместной пресс-конференции с главой администрации Калининградской области Владимиром Егоровым.

- Мы увидели, что идет реальное строительство объектов паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - уже появляется площадка, которая способна и отправлять грузы, и принимать пассажиров. Важность "Балтийского парома" очень велика - при каждой нашей встрече с В. Г. Егоровым мы обмениваемся информацией о ходе строительства, завершение которого постановлением Правительства РФ предусмотрено 1 января 2006 года.

Валерий Сердюков положительно оценил и темпы роста промышленного производства в Калининградской области, где они в два раза выше среднероссийских: "Мы должны делать все для того, чтобы развивались российские регионы, чтобы они были самодостаточны - тогда будет сильной и Россия в целом", - подчеркнул Валерий Сердюков.

В качестве первого шага по реализации только что подписанного Протокола к Соглашению между двумя областями глава администрации Калининградской области Владимир Егоров считает необходимым направить письмо премьер-министру М. Е. Фрадкову с просьбой ускорить федеральное финансирование "Балтийского парома". Деньги нужны сейчас, в строительный сезон - убежден глава Калининградской области.

Впрочем, как особо подчеркнул Владимир Егоров, у него нет сомнений в том, что все для начала работы "Балтийского парома" до 31 декабря 2005 года будет сделано.

Однако, "Балтийским паромом" сотрудничество двух субъектов РФ не ограничивается.

- Мы готовы предложить Калининградской области наш опыт в развитии животноводства, птицеводства, овощеводства - тех отраслей сельского хозяйства, в которых нам удалось добиться очень хороших результатов, - сказал Валерий Сердюков.

- У территории, которая кормит столицу Северо-Запада, есть чему поучиться в сфере сельского хозяйства - продуктивность его в Ленинградской области в среднем в два раза выше, чем в Калининградской, - подчеркнул, в свою очередь, Владимир Егоров.

Губернатор Ленинградской области в числе важных направлений сотрудничества назвал и реформу местного самоуправления: двум субъектам РФ будет очень полезно обмениваться опытом в процессе ее реализации. (В Ленинградской области в ходе реформы появится около 300 МО первого уровня, в Калининградской - больше 90. И главное - суметь при всем при этом сохранить управляемость территорией. Как каждый из двух субъектов будет это делать - подобный опыт окажется весьма полезным).

Будущее отношений двух субъектов РФ глава администрации Калининградской области Владимир Егоров оценил так: "Побратимов много, братьев мало. Мы с Ленинградской областью как раз выстраиваем братские отношения".

В качестве подтверждения тому - участие Ленинградской области в подготовке юбилея Калининграда.

Предстоящие торжества, отметил Валерий Сердюков, должны способствовать пониманию того, что Калининград - это российская земля, а также способствовать повышению ее авторитета в мире.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости